Васильева Татьяна Викторовна
«Музыкально-дидактические игры — средство развития музыкальных способностей детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Музыкально-дидактические игры – средство развития музыкальных способностей детей»
Исполнитель: Васильева Т. В.
Педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД «Дом детского творчества»
г. Вышний Волочек Тверской обл.
Цель:
Развитие и формирование у детей музыкальных способностей.
Задачи:
Публикация «„Музыкально-дидактические игры — средство развития музыкальных способностей детей“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
1. Пробуждать активный интерес и любовь к музыке, способность к эмоциональной отзывчивости.
2. Обогащать музыкальные впечатления, знакомя их с разнообразными произведениями и сведениями о них.
3. Приобщать к различным видам музыкальной деятельности, обучать способам и навыкам пения и музыкально ритмических движений.
4. Формировать певческие голоса детей, развивать музыкальные способности, мелодический слух, ладовое и ритмическое чувство, тембровый и динамический слух.
Огромное значение в воспитании ребенка имеет музыка. Советский педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Детство невозможно без музыки, как не возможно без игры и сказки». Она открывает для детей мир добра, света и красоты.
«Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции», - эти слова Н. А. Ветлугиной я всегда беру за основы в своей работе, так как музыкальное воспитание является одним из многих видов деятельности ребенка в дошкольном возрасте.
Одним из важнейших средств развития музыкальных способностей у детей являются музыкально-дидактические игры. Они объединяют, все виды музыкальной деятельности : пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах. Поэтому я взяла именно эту тему. Основное назначение музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности в доступной игровой форме, помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. Музыкальные занятия строю с учетом общих задач музыкально-эстетического воспитания детей и провожу по заранее намеченному плану. При этом принимаю во внимание то, что содержание и структура занятий должны быть интересными, с использованием разнообразных приемов, помогающих детям воспринимать песню, музыкальное произведение, понять основы музыкальной грамоты. Применение музыкально-дидактических игр дает возможность провести его наиболее содержательно. В игре дети быстрее усваивают требование программы по развитию певческих и музыкально ритмических движений и даже в области слушания музыки.
Дидактические игры на музыкальных занятиях начинаю проводить с трехлетнего возраста. Эти игры большей частью связаны с применением образных пособий. В группах старшего дошкольного возраста основным материалом дидактических игр становятся» музыкальные игрушки и инструменты, настольно-печатные игры, а также технические средства обучения.
Развитие певческих навыков является одной из задач музыкального восприятия.
Песня – один из основных моментов творческих проявлений у детей. Музыкально – дидактические игры используемые в процессе пения, помогают мне научить детей петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его да конца фразы. Диана К. очень любит петь, и на музыкальных занятиях после вопроса: «Кто хочет спеть песню?» - все смотрят на Диану. Использование музыкально- дидактической игры «Музыкальный телефон» дало возможность научить самостоятельно петь малоактивных, застенчивых, робких детей (Вадик К. ,Настя К.). Она помогла каждому выразительно исполнить песню, а не только узнать её по картинке. При этом они старались подражать Диане, за основу подражания они брали не манеру исполнения песни, а прежде всего каждый стремился чисто интонировать и передавать характер песни так же, как и Диана. Для закрепления знакомых песен использую игру «Волшебный волчок» которую провожу в разных вариантах:
а) дети определяют вступительню песню по вступлению, запеву, припеву;
б) узнают песню по музыкальной фразе;
в) узнают песню, сыгранную на металлофоне.
Распевки на музыкальных занятиях имеют большое значение в развитии у детей слуха, ритма, поэтому в своей работе использую «Музыкальный букварь» Н. А. Ветлугиной. Иллюстрации «Музыкального букваря» увеличиваю и использую в качестве демонстрационного материала. Они дают возможность лучше понять разницу звуков по высоте, длительности. Самые простые игровые приемы по развитию музыкального слуха я использую в работе с детьми трехлетнего возраста. Например: прослушав попевку «Качели», ребенок получает задание определить по одному звуку, где находятся качели (внизу или вверху, и показать на картинке. Если он определяет правильно, все хлопают. В игре «где мои детки?» развивается умение различать звуки, разные по высоте. Дети с удовольствием отвечают тоненьким голоском маме-утке, кошке, птичке. И при повторении малыши твердо знают, что мама кошка поет низким голосом, а котенок – высоким. Для определения звуков по высоте используют такой прием: малыши слушают мелодии, характеризующие любимые игрушки – медведя, зайчика, птичку.
Дети определяют музыку и ставят соответствующую игрушку на определенную ступеньку музыкальной лесенки (медведя на нижнюю, зайчика на среднюю, а птичку на верхнюю). Такая игровая форма задания дает возможность детям научится определять низкие, средние и высокие звуки. В среднем возрасте задания усложняю. Они уже исполняют ритмический рисунок на одном звуке музыкального инструмента (погремушке, бубне, музыкальном молоточке). Дети с большим удовольствием играют в игру (на развитие чувства ритма) «Прогулка» и четко выполняют задания: «Вот мы спускаемся по лестнице» (медленно ударяют по ладони, «А теперь побежали» (частыми ударами передают бег, «Пошел дождь маленький» (резкие удары, «А потом начался ливень (ударяют быстро и ритмично).
В старших группах провожу более разнообразную работу по различию звуков по высоте и
длительности. Попевки помогают детям определить направление мелодии, длительность. Попевку «Бубенчики» использую в качестве музыкально-дидактической игры. Раздаю карточки, на которых изображены три колокольчика, разные по цвету (красный – низкий колокольчик, желтый – средний, зеленый – высокий). Когда на инструменте звучит низкий звук, дети поднимают карточки с красным колокольчиком и так далее. Для развития ритмического чувства использую музыкальные инструменты (погремушки, угольники, бубны, маракасы). Начинаю с прошедших мелодии на одном звуке. Например, прибаутка «Андрей-воробей». Вначале разучиваем слова и мелодию. А затем уже передаем ритмический рисунок. Попевки, прибаутки использую в таких дидактических играх как:»Определи по ритму», «Отгадай», «Сколько нас поет?» и другие…
Большую помощь в работе оказывает фланелеграф с изображением нотного стана. Выкладывая ноты-кружки, дети учатся правильно передавать мелодию знакомой песни; определять звуки по высоте; движение мелодии (вверх, вниз). Его использую в музыкально-дидактической игре «Узнай песенку».
В процессе слушания музыки, для того что бы дети лучше понимали музыкальные произведения, могли сопоставить музыкальные образы, я опять использую музыкально-дидактические игры. Применения их дает возможность детям несколько раз слушать одно и то же произведение в ненавязчивой форме.
Во время слушания музыки с детьми младшего возраста использую игрушки, который могут «двигаться», что способствует лучшему восприятию и запоминанию. Например» в «Чудесный мешочек» прячу игрушки, которые пришли в гости на занятие. Если слушаем «Зайчик» Старокадомского (зайчика, «Медвежата» М. Красева (мишку, а когда дети узнают мелодии, достаю игрушки. Они здороваются с детьми, зайка играет на барабане, мишка танцует. Такая форма обучения очень нравится детям, и они активно включаются в разговор с игрушками. Постепенно, благодаря играм, дети узнают знакомые произведения: танец, колыбельную, марш. Различают их части (вступление, запев, припев, фраза). Например, в пьесе «Детская полька» М. Глинки дети различают три её части (1 и 2 одинаковые). Для определения формы музыкальных произведений использую музыкально-дидактическую игру «Бабочки на лугу» (в первой части – летают и кружатся, во 2 0 садятся на цветок). Для закрепления пройденного материала по слушанию музыки в старших группах использую музыкально-дидактическую игру «найди иллюстрацию». Ребятам нравится угадывать знакомую мелодию, подбирать иллюстрацию по содержанию. Например: после прослушивания «Детской польки» М. Глинки Андрюша Д. выбрал иллюстрация с танцующими детьми, а Софья С. Яркую куклу в нарядном платье, прослушав «Новую куклу» П. И. Чайковского. Игру «Музыкальная шкатулка» использую для закрепления знаний о различных музыкальных произведениях.
В старших группах дети знакомятся с различными инструментами, произведениями русских и советских композиторов М. Глинки, П. И. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, Р. Шумана, Д. Кабалевского, А. Пахмутовой и др.
В нашем центре имеются портреты этих композиторов, с творчеством которых знакомлю детей на музыкальных занятиях. Часто использую музыкально-дидактическую игру «Кто больше?». Детям показываю портрет П. И. Чайковского и предлагаю назвать его произведения. Дети называют: «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Жаворонок», «Камаринская». За каждый правильный ответ получают фишку. Побеждает тот. кто получит большее число фишек. В музыкально-дидактической игре, «Какая музыка?» дети определяют вокальную и инструментальную музыку ( звучание различных инструментов: фортепиано, аккордеон, скрипки, флейты, арфы и др.). Число играющих зависит от количества раздаточного материала, то есть карточек, рисунков, которые изображают вокальную и инструментальную музыку. Эту игру провожу, используя грамзапись. Дети без труда определяют музыку. Закрывают пустую половину своих карточек фишкой, положив ее против инструмента (если ведущий играет) и против картинки, изображающей пение (если ведущий исполняет песню). Программой предусмотрено знакомство ребят с танцевальной, маршеобразной, колыбельной музыкой. Для полного ответа всей группы раздаю карточки с изображением определенного вида музыки и дети, прослушав ее, поднимают ту или иную карточку. Детям младшего возраста свойственны подражательные движения. Поэтому для них в музыкально-дидактических играх использую разнообразные игрушки, с помощью которых можно побуждать детей к выполнению несложных действий под музыку. Например, перед занятием воспитатель надевает на руку куклу-бибабо (петрушку, зайчика, петушка и т. д.) и приглашает детей в зал. Дети весело маршируют, подражают всем движениям петрушки, которые он показывает: хлопают в ладоши, приседают, кружатся и т. д. С куклой или мишкой детям интереснее выполнять движения в упражнении «Гулять-отдыхать» М. Красева ил плясать под д. н. мелодию. Мишка на протяжении всего занятия «наблюдает» за детьми и этого вносит элемент занимательности. В музыкальных занятиях с малышами тщательно продумываю весь ход проведения музыкально-ритмических движений. А внесение музыкально-дидактической игры, различных игровых действий повышает активность детей.
Если малышей характеризует подражательность, то деятельность старших отличается активным восприятием музыки, хорошим чувством ритма, что позволяет им достаточно выразительно выполнять движения. Активно развивать и обогащать двигательную реакцию в этом возрасте им помогают музыкально-дидактические игры. В игре «Кто из лесу вышел?» дети должны не только определить по характеру музыки, кто вышел из лесу: медведь, лиса, зайчик и д. р., но и передать движением неуклюжего, медленно ступающего медведя, быстрого трусливого зайчишку и т. д.
Интересные игровые творческие задания мы проводим после повторного слушания музыкального произведения. Например, звучит мелодия не знакомой польки. Дети определяют веселый, бодрый, танцевальный характер музыки. Наташа Р. Говорит : «Это музыка - танец, она веселая, и танцевать надо легко, весело» – и пошла по залу с подскоками. А Миша В. Придумал интересный ритмический рисунок хлопками. Один за другим дети включились в танец. Для детей старшего возраста мы часто используем магнитофон, проигрыватель. Красочность звучания оркестрового исполнения знакомых произведений эмоционально воздействует на ребят. Прослушивание грамзаписи русских народных мелодий знакомит детей с другим характером исполнения известных произведений. Использование грамзаписи в свободное от занятий время дает возможность детям самостоятельно импровизировать движения, составлять несложные композиции плясок, хороводов, игр. А это является содержанием таких музыкально-дидактических игр, как «Будем танцевать», «Моя любимая мелодия», «Определи пляску» и др. Музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементам танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкально-дидактическими играми. На праздничных утренниках тоже используем музыкально-дидактические игры. В основном они хорошо знакомы, но в новой форме обыгрывания и в праздничном оформлении. Многие музыкально-дидактические игры вносят как сюрприз, и связаны с раздачей подарков. Например, Петрушка за ширмой играет на различных музыкальных инструментах, дети определяют звучание каждого из них. Затем петрушка предлагает прослушать звучание всех этих инструментов одновременно и спрашивает, как называется такое исполнение. Дети отвечают: «оркестр».
Или к малышам приходит веселый Буратино, он играет на металлофоне песня «петушок» р. н. м. «елочка» М. Красина и д. р., а малыши должны узнать их. Затем Буратино играет на барабане и раздает детям подарки, вложенные в маленькие коробочки в форме барабана. На новогодние праздник с Дедом Морозом приходят лесные гости. Дед Мороз предлагает угадать по музыкальному произведению, кто из зверей пришел к ребятам. Звучит вступление к песне «медвежата» М. Красева., дети называют произведение, затем исполняется не большая инсценировка под эту песню. Аналогично обыгрывается появление других зверей.
Музыкально-дидактические игры используем простые и доступные, интересные и привлекательные, только тогда они вызывают у детей желание петь, слушать музыку, играть и танцевать. Чем больше дети упражняются с дидактическим материалом, тем больше у них развивается мышление, привычка к самостоятельной умственной работе, что способствует подготовке к школе.
Музыкально-дидактические игры способствуют развитию музыкального слуха, совершенствованию чувства ритма, общему музыкальному развитию, воспитанию чувства коллективизма, дружбы, товарищества, развитию творческих способностей помогают готовится к школе. Ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь к применению полученных знаний в жизненной практике.
В дельнейшей работе ставлю перед собой задачи:
1. Продолжать совершенствовать основные движения в музыкально-дидактических играх.
2. Добиваться, что бы каждый ребенок усваивал игру, знал её и умел играть не только на музыкальных занятиях, но и дома, на улице с другими детьми.
3. Воспитывать детей организаторов игр.
4. Постоянно использовать музыкально-дидактические игры как ценное средство музыкального воспитания и развития детей.
5. Привлечение родителей к изготовлению дидактических игр из подручных средств, с последующим их использованием в домашних условиях.
6. Оставаться творческой личностью и расширять свой художественный кругозор.
7. Учиться ориентироваться в стилях и направления музыкального искусства.
Последовательность, систематичность, эмоциональный настрой, разнообразные методы и приемы – главное направление в моей работе. И все это для того, что бы еще лучше понимать детей, видеть мир их глазами и видеть их счастливые глаза обращенные ко мне с радостью и любовью.