Наталья Олексюк
«Музыка в жизни детского сада». Консультация для воспитателей
▼ Скачать
Все начинается с детства, и конечно же культура: общая и художественная. Её основы закладываются уже в детском саду, на занятиях музыкой и рисованием, художественной литературой и развитием речи.
Основные задачи музыкального воспитания это :
- развивать музыкальные и творческие способности детей (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;
Публикация «„Музыка в жизни детского сада“, Консультация для воспитателей» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
— формировать начало музыкальной культуры, способствовать развитию общей духовной культуры.
Традиционно в детском саду принято выделять четыре формы организации музыкальной деятельности :
1. Организованная образовательная музыкальная деятельность;
2. Самостоятельная музыкальная деятельность;
3. Музыка в повседневной жизни;
4. Музыка на праздниках.
Музыкально-образовательная деятельность – это основная форма организации музыкального развития и воспитания детей. Здесь
осуществляется систематическое целенаправленное и всестороннее воспитание дошкольников, формирование музыкальных способностей каждого ребенка. Они включают в себя чередование различных видов музыкальной деятельности :
1. Восприятие музыки;
2. Музыкально – ритмические движения;
3. Пение;
4. Игра на детских музыкальных инструментах;
5. Ознакомление с элементами музыкальной грамотности.
Музыкальные занятия — это основная форма музыкального воспитания и обучения ребенка в дошкольном учреждении. Именно тут дети приобретают знания и умения, навыки по слушанию музыки и пению, музыкально-ритмическим движениям и игре на музыкальных инструментах. Музыкальные занятия способствуют развитию музыкальности ребенка, формированию его личности.
Музыкальное занятие самое сложное по своему построению в детском саду, т. к. чередование различных видов музыкальной деятельности требует от детей внимания, выдержки, сосредоточенности и волевых усилий.
Музыка это средство эстетического воспитания, оно направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, различать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности.
Музыкальные занятия объединяют детей совместными радостными действиями, эстетическими переживаниями, учат культуре поведения, способствуют проявлению умственных усилий, инициативы, творчества. Занятия музыкой способствуют общему развитию личности ребенка. Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания складывается в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволят детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность и, постоянно совершенствуя движения, разовьют дошкольников физически. Музыкальные занятия развивают выдержку, волю, внимание, память, воспитывают чувство коллективизма, что способствует подготовке к обучению в школе.
Параллельно с собственно музыкальной работой, музыкальный руководитель, как педагог, проводит с детьми большую общеобразовательную и воспитательную работу, направленную на их интеллектуальное и нравственное развитие. Эта работа, благодаря эмоциональной сущности музыки, нередко оказывается более эффективной, чем проводимое в других условиях прямое обучение и назидание.
Воспитатель помогает музыкальному руководителю в проведении занятий. Его роль в каждой возрастной группе различна, а степень активности на занятии обусловлена возрастом детей и теми конкретными задачами, которые стоят на данном занятии. Наибольшая функция воспитателю отводится в тех частях занятия, что связаны с музыкально – ритмической деятельностью: упражнения, танцы, игры. Он поет вместе с детьми, играет с ними, водит хороводы, помогает им при выполнении различных действий, воспитатель привлекается для показа движений в упражнениях и танцах. Меньшая функция - в процессе слушания музыки. В своей работе воспитатель действует только по указанию музыкального руководителя (при пении может исполнить отдельный куплет или фразу, при разучивании игры выбирает ведущего, помогает распределить роли, т. е. не участвует, а только организует). Следовательно, воспитатель группы должен знать музыкальный, двигательный и игровой репертуар. Этому предшествует предварительная подготовка к образовательной музыкальной деятельности.
Только совместный педагогический контакт музыкального руководителя и воспитателя даст положительный результат при проведении музыкальных занятий и утренников!
Навыки и умения, полученные детьми на занятиях, необходимо закреплять, а это значит, что музыка должна звучать и во время индивидуальной работы, утренней гимнастики, подвижных игр, проведении дидактических игр и развлечений, в вечерние часы досуга, стать иллюстрацией к рассказу, сказке и т. п.
Праздники в детском саду
И родители, и дети с нетерпением ждут детсадовских праздников, которые также называют утренниками. Малыши радуются тому, что родители придут на них посмотреть, а родителям представляется возможность окунуться в собственные детские воспоминания. Но утренники в детском саду устраиваются не только для того, чтобы порадовать родителей и воспитанников, погрузив их в атмосферу праздника. Есть и другие, более важные цели и причины.
Зачем нужны праздники в детском саду?
Во-первых, подготовка к празднику является отличным стимулом для детей на занятиях по развитию речи и музыке. Малыши разучивают песни, стихи и танцевальные движения чтобы потом продемонстрировать все свои умения родителям на детском утреннике. Кроме того вы можете оценить поведение ребенка в коллективе: насколько он общителен, не стесняется ли он, и достаточно ли он дисциплинирован. Надо сказать, что на утренники в ясельных группах родителей могут и не пригласить, потому что малыши нередко реагируют слезами на появление родителей и теряют весь интерес к празднику.
В детском саду проводятся такие праздники и развлечения как, праздник Осени, Новый год, 8 марта, 23 февраля, Выпуск в школу и многие другие, которые способствуют всестороннему развитию детей.
Подготовка к празднику в детском саду
Если вашему ребенку досталось домашнее задание к празднику в виде стихов, которые нужно выучить, то постарайтесь обыграть этот момент так, чтобы ребенок воспринял это, как развлечение, а не как что-то обязательное. Лучший способ выучить что-то наизусть – в многократном повторении, но ваша задача – сделать это ненавязчиво. Если у малыша что-то не получается, не показывайте своего раздражения или беспокойства, потому что дети впитывают наши эмоции, как губки. Если же ребенок категорически не хочет рассказывать стихотворение на утреннике, потому что стесняется или потому что не может запомнить стишок, скажите об этом воспитателю, иначе праздник в детском саду превратится для ребенка в наказание и не желание присутствовать на нём.
Музыка на утренней гимнастике
Утренняя гимнастика создаёт бодрое настроение, подготавливает детский организм к различным видам деятельности. Подбирая музыкальное сопровождение, следует учитывать физиологическую нагрузку, возрастные особенности детей, соответствие характеру движений, условия детского сада.
Комплекс упражнений для утренней гимнастики предварительно разучивается с детьми на занятиях по физкультуре без музыкального сопровождения. Музыкальный руководитель может подключать музыку только тогда, когда дети усвоили способ выполнения движений и способны согласовать их с музыкой. Например, постепенно вводится музыка при выполнении дыхательных упражнений, наклонов, прыжков, движений с предметами (палками, обручами, лентами). Всегда без музыкального сопровождения выполняются движения, цель которых — профилактика плоскостопия. Подвижная игра может проходить с включением музыки только тогда, когда ее звучание предшествует соревнованиям в скорости бега, ловли, перестроения или построения, так как эти действия предполагают индивидуальный ритм и темп движений, большую или меньшую затрату энергии у того или иного ребенка. Если на занятии не присутствует музыкальный руководитель, то воспитатель может использовать бубен, барабан, аудиозапись, какой-либо народный инструмент.
Для сопровождения разминки музыкальный руководитель подбирает эстрадные, маршевые или классические мелодии с четким ритмическим рисунком («Вместе весело шагать по просторам» В. Шаинского, «Марш веселых ребят» И. Дунаевского, «Веселый ветер» И. Дунаевского и т. п.) Упражнения на восстановление дыхания и растягивание лучше выполнять под вальсовые мелодии, подскоки – под польки.
Упражнения на релаксацию сопровождаются звуками природы, спокойными классическими инструментальными произведениями или песнями («Грезы» Р. Шумана, «Колыбельная медведицы» Е. Крылатова, «Луч солнца золотого» Г. Гладкова и т. д.)
Работа по овладению разнообразными движениями ведется и на утренней гимнастике. Но основная ее цель — оздоровительная. Благодаря гимнастике укрепляется опорно-двигательный аппарат, совершенствуются все функции и системы организма. Кроме того, утренняя гимнастика позволяет организовать начало дня в детском саду. Одна из целей гимнастики с музыкой — создать у детей бодрое настроение на весь день.
Следовательно, грамотное использование музыки на занятиях не только помогает поднять настроение, оптимизировать деятельность внутренних систем организма, улучшить функционирование высших нервных процессов, но и позволяет повысить эффективность учебного процесса дошкольников.
Музыка на физкультуре
Наиболее целесообразно проводить под музыку некоторые основные движения (марш, ходьба, бег, подпрыгивания, строевые и общеразвивающие упражнения с элементами художественной гимнастики. Если физические упражнения выполняются с достаточным напряжением, в индивидуальном ритме (упражнения в равновесии, лазанье, метание в цель, прыжки в высоту, длину, не следует использовать музыку. На физкультурном занятии музыка должна звучать эпизодически: во время ходьбы, бега, подпрыгиваний, перестроений некоторых общеразвивающих упражнений. Основная часть занятия, проводится без музыки, хотя отдельные подвижные игры, могут включать музыкальное сопровождение. Занятия обычно заканчиваются маршем. Песня на физкультурном занятии и утренней гимнастике звучать не должна (исключения составляют некоторые подвижные игры) так как это требует дополнительных усилий от ребенка, не дает полного восстановления дыхания.
Музыка в детских играх
В разнообразных играх детей часто используется музыка. Дети играют в «музыкальное занятие», в «концерт», танцуют, исполняют песни, выученные на занятиях. В этих играх воспитатель помогает распределить роли, подобрать подходящую музыку народных плясовых мелодий, других танцевальных композиций.
Существенную роль в музыкальном воспитании детей играют музыкально-дидактические игры. Некоторые из них предварительно разучиваются на занятиях. Игры развивают музыкальный слух, творческие способности ребенка, помогают усваивать в увлекательной форме начальные элементы нотной грамоты. В повседневной жизни воспитатель повторяет, закрепляет полученные детьми знания на музыкальных занятиях и знакомит их с новыми музыкально – дидактическими играми.
Возможны различные варианты применения музыки в играх. В одних случаях она является как бы иллюстрацией к действиям игры. Например, проводя игру «Дочки - матери», ее участники поют колыбельную. В других случаях дети отражают в играх впечатления, полученные на музыкальных занятиях, праздниках. Игра безусловно является основной деятельностью ребенка вне занятий. Включение музыки в игру делает ее более эмоциональной и занятной.
Музыка на прогулке
Музыка оказывает свое воспитательное воздействие во время прогулок детей, стимулируя их активность, самостоятельность, вызывая различные эмоциональные переживания, создавая хорошее настроение, оживляя накопленные впечатления.
Наиболее подходящим для музыкальных проявлений детей на прогулках является летний период. В это время на участке организуются интересные игры. Дети могут самостоятельно или вместе с воспитателем петь любимые песни, водить хороводы: («Мы на лугу ходили» А. Филиппенко, «Землюшка-чернозем» – русская народная песня в обработке Е. Тиличеевой и др.). Многие песни можно интересно инсценировать. Например, на прогулке воспитатель помогает организовать подвижные игры с пением («У медведя во бору», «Теремок» и другие). Играя в такие игры, как «прятки», «салочки», перед началом дети обязательно выбирают водящего. Поэтому с ними хорошо заранее выучить несколько несложных считалок, например, «Конь ретивый», «Цынцы-брынцы балалайка», «Зайка белый куда бегал» и другие. Дети с удовольствием будут использовать их в своих играх.
Летом на прогулке можно использовать детские музыкальные инструменты, предоставив детям возможность импровизировать, исполняя несложные мелодии, при наличии определенных навыков игры на музыкальных инструментах, объединяться в ансамбль.
Музыкально-дидактические игры во время прогулок также имеют место, здесь большее предпочтение следует отдавать подвижным играм, таким как «Узнай по голосу», «Тише-громче в бубен бей» Е. Тиличеевой и т. п. Можно интересно провести игру на различение тембра музыкальных инструментов («На чем играем?» Е. Тиличеевой). Эти игры развивают у детей чувство ритма, ладовое чувство, музыкальный слух.
В задачи воспитателя по музыкальному развитию детей вне музыкальных занятий входит : исправление, закрепление навыков и умений, полученных на музыкальном занятии; расширение музыкальных представлений, кругозора, выявление и формирование склонностей и музыкальных интересов каждого ребенка; развитие музыкальных способностей и самостоятельных способов действий.
В индивидуальной и коррекционной работе воспитателю необходимо учитывать особенности ребенка, его способности к музыке и движению, степень усвоения им музыкального материала; активизировать пассивных детей, способствовать формированию музыкальных интересов. Для решения этих задач воспитатель – педагог должен обладать определенным объемом музыкально — эстетических знаний. А подбирая музыкальное сопровождение к различным занятиям, следует продумывать содержание произведений и их эмоциональное воздействие.
Велика роль воспитателя в руководстве самостоятельной деятельностью детей. В своей работе воспитатель должен применять косвенные методы руководства и гибкий творческий подход. Он активно формирует художественные интересы ребенка, влияет на его музыкальные впечатления, полученные на занятиях, праздниках, в семье.
Большое значение имеет создание условий, способствующих возникновению музыкальной деятельности детей по их собственной инициативе — музыкальной зоны, атрибутов, пособий и т. д.
Используя проектор, воспитатель показывает фильмы с музыкальным сопровождением.
Во многих детских садах организуются поздравления детей с днем рождения. В такие дни музыка, самостоятельное пение, танцы детей очень уместны. Ребята могут сами сочинить для своего товарища песню, исполнить танец, сыграть на музыкальных инструментах. Все это не только развивает музыкальные способности детей, но и приучает их заботиться друг о друге, делать и исполнять то, что приятно товарищу.
В свободное от занятии время дети часто устраивают игры, в которых музыке отводится значительная роль. Например, играя в «концерт», «музыкальное занятие», «цирк» и т. д., дети вспоминают и исполняют знакомые песни, танцы, хороводы, импровизируют, сочиняя собственные песенки и подбирая их на металлофоне или другом музыкальном инструменте. Даже если дети играют в игры, не связанные с музыкальной тематикой, музыка, разнообразное музыкальное сопровождение в них тоже может иметь место. Так, дети часто используют различные музыкальные инструменты для того, чтобы дать сигнал для отправления поезда, парохода. Веселая песенка, исполняемая детьми, может сопровождать их «путешествие» на автомобиле. Мальчики, играя в «солдат», четко маршируют под звуки барабана, «аккомпанируют» себе, отстукивая ритмический рисунок песни с помощью кубиков, палочек и т. д.
Поэтому так важно иметь в каждой группе свой музыкальный центр и комплект дисков с записями детских песен, танцев, музыкальных сказок, инсценировок и т. д.
Воспитатель может включать музыку и в ходе проведения режимных моментов. Так, например, в процессе умывания, перед применением пищи, в процессе утреннего приема детей и во вторую половину дня.
Утром рекомендуется включать солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом.
Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.
Пробуждению детей после дневного сна поможет: тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности.
Поэтому нужно подбирать произведения музыкальной классики, которые несут в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребенку, и взрослому.
1. Музыка должна быть фоновой, степень звучания «не громко». Музыка не должна давить (на уши) и вызывать дискомфорт.
2. В детском саду музыка может звучать в течение всего дня. Но это не значит, что она должна звучать непрерывно. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.
3. Музыку нужно подбирать с учетом возрастных особенностей. Количество музыки увеличиваться постепенно при переходе от одной возрастной группы к другой.
Классические произведения, в оригинальном исполнении, лучше использовать в старшем возрасте. А для младшего и среднего возраста лучше подойдет стилизованная музыка, т. е. музыка, где аранжировка сделана специально для малышей. (СD «Моцарт для малышей»)
4. Оснащение группы должно происходить совместно с родителями, где они могут помочь в оснащении группы всем необходимым, предложат помощь в подборе музыкального материала и записи его на носители. (флешка, СD, кассета) .
Значение музыкальных занятий в детском дошкольном учреждении
Музыка обладает особенным даром – она понятна и близка людям любой национальности. С рождения и на протяжении всей жизни она воздействует на человека и отражает переживания людей в разные моменты его жизни. Слушая колыбельную успокаивается плачущий ребенок, от мелодий любви на глаза наворачиваются слезы, от задорной плясовой, ноги просятся в пляс, марши заставляют отбивать ритм.
Музыка способна успокоить и утешить людей, снять психическое напряжение, помочь, расслабиться, преодолеть стрессы, становится одним из источников здоровья человека и профилактическим средством лечения психических болезней. Большинство людей испытывает потребность слушать музыку, любят ее, она присутствует в их жизни. Музыкальные произведения отражают страницы истории и объединяют людей в единое, они словно средство общения между ними. Она сопровождает человека всю жизнь. Еще до рождения можно и нужно приобщать детей к музыке, сделать её активным помощником эстетического воспитания. Поэтому, музыке отводится особая роль в воспитании ребенка. Ребенок выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание. И если музыка положительно влияет на ребенка уже в первые годы его жизни, то просто необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия.
Ведь музыка дает большие возможности для общения взрослого и ребенка, она является основой для эмоционального контакта между ними. Ребенок с раннего детства узнает знакомые мелодии и различает высоту и силу звуков (высокий — низкий, громкий — тихий, может двигаться согласно характеру музыки, умеет выполнять простые движения: притопывает ногой, хлопает в ладоши, поворачивает кистями рук).
Данные современных научных исследований свидетельствуют о том, что музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Если в детстве у ребенка не будет музыки, то восполнить отсутствие полноценных музыкальных впечатлений впоследствии проблематично.
С этим искусством дети соприкасаются с рождения, в детском саду они получают уже целенаправленное музыкальное воспитание. Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка с самого раннего возраста.
Таким образом, музыкальная деятельность создаёт необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребёнка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека!