Папки-передвижки

«Музыка и математика» (5 фото)

Панова Лидия
«Музыка и математика»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Верхнекетский детский сад»

Верхнекетского района Томской области

Организованная образовательная деятельность

в подготовительной к школе группе

Музыкальный руководитель :

Панова Лидия Гавриловна,

высшая квалификационная категория

Белый Яр - 2018

Интеграция образовательных областей: «Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие».

Публикация «„Музыка и математика“» размещена в разделах

Цель: Развитие математических, интеллектуальных и музыкальных способностей детей через сюжетное обыгрывание.

Задачи:

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»,

раздел «Музыкальная деятельность»

Воспитательные:

Содействовать лучшему пониманию и запоминанию полученного опыта в новых жизненных ситуациях.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость; с помощью современных технологий (ИКТ, технология проблемного обучения) повышать адаптивные возможности.

Развивающие:

Поддерживать познавательную активность.

Развивать зрительный контакт, сотрудничество, внимание.

Образовательные:

Уметь анализировать длительность нотных знаков.

Формировать стремление к активному участию.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Воспитательные:

Воспитывать у детей умение слушать педагога и правильно отвечать на вопросы.

Развивающие:

Развивать логическое мышление, внимание, совершенствовать навыки счёта, развивать навык самооценки и самоконтроля

Образовательные:

Активизировать словарь детей.

Создать ситуацию успеха для каждого ребёнка.

Ход ООД.

Организационный момент:

Здравствуйте, уважаемые ребята. Я - профессор занимательной музыки Виолетта Модестовна. Рада приветствовать вас в музыкальной студии «Академии занимательных искусств» и с удовольствием отвечу на все ваши вопросы. Проходите.

Основная часть занятия:

Музыкальный руководитель :

Ребята, а вы знаете, что самые важные математические особенности музыки - это ритм и длительность (слайд 2)

Воспитатель:

Мы что дверью ошиблись? У нас должна быть музыка. А мы слышим разговор

о математике.

Музыкальный руководитель :

Да, да, просто математика не так уж далека от музыки.

Воспитатель:

Так что же общего между математикой и музыкой?

Музыкальный руководитель :

Связь между математикой и музыкой впервые установил древнегреческий учёный Пифагор (слайд 3) много-много лет назад. Ведь Пифагор был не только блестящим философом и математиком. Он ещё занимался поиском музыкальной гармонии. Поскольку верил, что музыка очищает душу и врачует тело. И, конечно, она способна разгадать любую тайну. А ученье Пифагора касалось непосредственно интервалов.

(слайд 4)Интервал от латинского – расстояние (соотношение между двумя звуками определённой высоты; наименьшей единицей измерения музыкального интервала в Европейской традиции считается полутон).

(Слайд 5)

Однажды Пифагор проходил мимо кузнецы. Два кузнеца ударяли по наковальне. Он заметил, что удары молота создают вполне определённое созвучие. Пифагор решил проверить музыку математикой и установить соотношение между высотой звуков и числами.

«Музыка и математика»

Для своих экспериментов учёный применил МОНОХОРД (слайд 6) – простейший струнный инструмент. Он измерял длину струны и извлекал звук, затем укорачивал струну на определённую длину и слушал, на сколько тонов звук повысился. Результаты опыта учёный записывал математическими дробями.

Воспитатель:

А давайте и мы сейчас этим займёмся. У меня есть гитара. Её мы используем в качестве монахорда.

Исследовательская деятельность.

Фото №1 Публикация Музыка и математика размещена в разделах Математика

Музыкальный руководитель :

Замечательно. Замеряем длину струны (66см). Извлекаем звук – это нота «ре».

Теперь отмерим половину струны (33см) - зажимаем, извлекаем звук

Вывод: Струна стала короче в 2 раза, а нота стала выше на актаву: «ре» второй актавы.

Теперь отмерим треть струны ( 66:3=22см).

Вывод: Зажимаем, извлекаем звук – нота «ля». Таким образом, Пифагор вычислил все интервалы, которыми мы пользуемся и сегодня.

Но музыкантов интересует не то, что одна нота выше или ниже, ему требуется знать, на сколько именно выше или ниже и их длительность. Напоми7). Как же вам это объяснить!

Воспитатель:

Давайте я вам помогу. Ведь тот, кто не знаком с дробями вряд ли сможет понимать ноты. А для этого у меня есть яблоко.

Музыкальный руководитель :

Хорошо! И так целая нота - 1/1; т. е. она длится целый такт ( считаем вместе с детьми: раз и, два и, три и, четыре и);

Фото №2 Математические представления ФЭМП Работа музыкального руководителя Темочки Цель Развитие математических интеллектуальных и музыкальных способностей детей через сюжетное обыгрывание

Воспитатель: Это целое яблоко.

Музыкальный руководитель : Половинная, соответственно пол такта - ( считаем: раз и, два и);

Воспитатель: Это половина яблока. У меня две доли.

Музыкальный руководитель : Четверная - 1/4такта ( считаем: раз и);

Воспитатель: Теперь у меня четыре доли.

Музыкальный руководитель : (слайд 8)

Название длительностей служит одновременно и названием чисел. Длительности, так же как дроби, получаются при делении целой ноты на равные доли. И так же как яблоко. Поэтому длительности можно подсчитывать как дробные числа.

Давайте я попробую записать с помощью чисел нотное равенство. А кто-то из вас выложит это из яблок.

Целая нота = четверть + четверть + половинная;

1/1 = 1/4 + 1/4 + 1/2;

Половинная нота = четверть + четверть;

1/2 = 1/4 + 1/4;

Вызванные по желанию дети, складывают доли яблок.

Музыкальный руководитель : Всё ли вы запомнили, поняли, мне хотелось бы узнать. Послушайте стихотворение С. Волкова «Все о музыке».

У одной и той же ноты

Разной длительность бывает.

Эту ноту музыкант

Вам по – разному сыграет!

Чтобы ноты длительность узнать,

Мы будем дружно все считать.

К инструменту подойдём,

Любую клавишу нажмём.

До четырёх мы сосчитали –

И ноту целую сыграли!

Теперь сыграем половинную,

Она уже не очень длинная.

«Раз и - два и» опять же сосчитали,

Быстрее вдвое мы сыграли!

Теперь сыграем четвертинку,

От половинки половинку.

Успеем только «Раз и» сказать,

И нота кончила звучать!

А чтоб восьмая прозвучала,

«Полраза» надо. Очень мало!

Пока мы говорили: «Раз», -

Два раза клавишу нажали.

И вот у нас и вот у нас

Уже две ноты прозвучали!

Воспитатель: Сейчас, ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Веселые нотки».

Фото №3 Воспитывать эмоциональную отзывчивость с помощью современных технологий ИКТ технология проблемного обучения повышать адаптивные возможности

Музыкальный руководитель :

Фото №4 Развивающие Поддерживать познавательную активность

Молодцы! Всё правильно!

А теперь представьте себе, что вы музыканты. Но вы не знаете, в каком темпе вам играть на инструменте. Быстро или медленно.

Кто же может вам помочь!

Об этом древнем изобретении, которое бы точно задавал темп музыки, я расскажу вам на следующем занятии.

Используемая литература:

1. Детская энциклопедия «Искусство», том 12, изд. «Просвещение», Москва 1968 г

2. С. Ю. Волков «Все о музыку» (для самых маленьких, изд. «Омега» 1998г.

3. Интернет ресурсы.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Музыка как средство здоровьесбережения Занятия музыкой способствуют общему развитию личности ребенка. Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания сплачивается в процессе разнообразных.

Фотоотчет детского конкурса чтецов «Математика повсюду! Математика везде!»Фотоотчет детского конкурса чтецов «Математика повсюду! Математика везде!» Фотоотчет детского конкурса чтецов «Математика повсюду! Математика везде!» Сегодня в «Детствограде» был веселый праздник математики! Да.

Конспект образовательной деятельности «Музыка и математика» с интеграцией образовательных областей в старшей группе Описание материала: «Музыка и математика» по сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди». Это конспект интегрированного занятия, направленного.

Консультация для воспитателей «Музыка и мы» Сегодня мы поговорим о музыке, точнее о влиянии музыки на человека. Исследования известных ученых и педагогов доказывают возможность и.

Музыка и экологическое воспитание Данный материал был составлен мной на основе нескольких источников, вложенных в сети интернет, и представлен для наполнения папок-передвижек.

Проект «Там, где музыка живёт» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА №1» г. БАЛАКОВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ.

Сценарий детского конкурса чтецов «Математика повсюду, математика везде…»Сценарий детского конкурса чтецов «Математика повсюду, математика везде…» Сценарий детского конкурса чтецов «Математика повсюду, математика везде.» Цель: В игровой форме закрепить и расширить знания дошкольников.

Сценарий развлечения «Математика точна, математика нужна!» ПРАЗДНИК МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ Цели праздника: расширить представления детей о математике; создать веселое настроение с помощью игр.

Музыка в жизни ребенкаМузыка в жизни ребенка «Музыка в жизни ребенка». Всем известно, что музыка обогащает духовный мир ребенка, оказывает влияние на развитие его творческих способностей.

Фотоотчет «Выставка детских рисунков «Математика повсюду! Математика везде!»Фотоотчет «Выставка детских рисунков «Математика повсюду! Математика везде!» Выставка детских рисунков «Математика повсюду! Математика везде!», посвящена стихам о математике. Организация выставки была приурочена.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Музыка и математика»
Опубликовано: 27 декабря 2018 в 07:11
+27Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Музыка и математика»» (включая файлы) размещена пользователем Панова Лидия в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

7 ноября. День осеннего здоровья. Передвижка «Ребенок часто болеет»

Что нужно делать для того, чтобы ребенок реже болел в детском саду?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД