Панова Лидия
«Музыка и математика»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Верхнекетский детский сад»
Верхнекетского района Томской области
Организованная образовательная деятельность
в подготовительной к школе группе
Панова Лидия Гавриловна,
высшая квалификационная категория
Белый Яр - 2018
Интеграция образовательных областей: «Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие».
Публикация «„Музыка и математика“» размещена в разделах
Цель: Развитие математических, интеллектуальных и музыкальных способностей детей через сюжетное обыгрывание.
Задачи:
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»,
раздел «Музыкальная деятельность»
Воспитательные:
Содействовать лучшему пониманию и запоминанию полученного опыта в новых жизненных ситуациях.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость; с помощью современных технологий (ИКТ, технология проблемного обучения) повышать адаптивные возможности.
Развивающие:
Поддерживать познавательную активность.
Развивать зрительный контакт, сотрудничество, внимание.
Образовательные:
Уметь анализировать длительность нотных знаков.
Формировать стремление к активному участию.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Воспитательные:
Воспитывать у детей умение слушать педагога и правильно отвечать на вопросы.
Развивающие:
Развивать логическое мышление, внимание, совершенствовать навыки счёта, развивать навык самооценки и самоконтроля
Образовательные:
Активизировать словарь детей.
Создать ситуацию успеха для каждого ребёнка.
Ход ООД.
Организационный момент:
Здравствуйте, уважаемые ребята. Я - профессор занимательной музыки Виолетта Модестовна. Рада приветствовать вас в музыкальной студии «Академии занимательных искусств» и с удовольствием отвечу на все ваши вопросы. Проходите.
Основная часть занятия:
Музыкальный руководитель :
Ребята, а вы знаете, что самые важные математические особенности музыки - это ритм и длительность (слайд 2)
Воспитатель:
Мы что дверью ошиблись? У нас должна быть музыка. А мы слышим разговор
о математике.
Музыкальный руководитель :
Да, да, просто математика не так уж далека от музыки.
Воспитатель:
Так что же общего между математикой и музыкой?
Музыкальный руководитель :
Связь между математикой и музыкой впервые установил древнегреческий учёный Пифагор (слайд 3) много-много лет назад. Ведь Пифагор был не только блестящим философом и математиком. Он ещё занимался поиском музыкальной гармонии. Поскольку верил, что музыка очищает душу и врачует тело. И, конечно, она способна разгадать любую тайну. А ученье Пифагора касалось непосредственно интервалов.
(слайд 4)Интервал от латинского – расстояние (соотношение между двумя звуками определённой высоты; наименьшей единицей измерения музыкального интервала в Европейской традиции считается полутон).
(Слайд 5)
Однажды Пифагор проходил мимо кузнецы. Два кузнеца ударяли по наковальне. Он заметил, что удары молота создают вполне определённое созвучие. Пифагор решил проверить музыку математикой и установить соотношение между высотой звуков и числами.
Для своих экспериментов учёный применил МОНОХОРД (слайд 6) – простейший струнный инструмент. Он измерял длину струны и извлекал звук, затем укорачивал струну на определённую длину и слушал, на сколько тонов звук повысился. Результаты опыта учёный записывал математическими дробями.
Воспитатель:
А давайте и мы сейчас этим займёмся. У меня есть гитара. Её мы используем в качестве монахорда.
Исследовательская деятельность.
Музыкальный руководитель :
Замечательно. Замеряем длину струны (66см). Извлекаем звук – это нота «ре».
Теперь отмерим половину струны (33см) - зажимаем, извлекаем звук
Вывод: Струна стала короче в 2 раза, а нота стала выше на актаву: «ре» второй актавы.
Теперь отмерим треть струны ( 66:3=22см).
Вывод: Зажимаем, извлекаем звук – нота «ля». Таким образом, Пифагор вычислил все интервалы, которыми мы пользуемся и сегодня.
Но музыкантов интересует не то, что одна нота выше или ниже, ему требуется знать, на сколько именно выше или ниже и их длительность. Напоми7). Как же вам это объяснить!
Воспитатель:
Давайте я вам помогу. Ведь тот, кто не знаком с дробями вряд ли сможет понимать ноты. А для этого у меня есть яблоко.
Музыкальный руководитель :
Хорошо! И так целая нота - 1/1; т. е. она длится целый такт ( считаем вместе с детьми: раз и, два и, три и, четыре и);
Воспитатель: Это целое яблоко.
Музыкальный руководитель : Половинная, соответственно пол такта - ( считаем: раз и, два и);
Воспитатель: Это половина яблока. У меня две доли.
Музыкальный руководитель : Четверная - 1/4такта ( считаем: раз и);
Воспитатель: Теперь у меня четыре доли.
Музыкальный руководитель : (слайд 8)
Название длительностей служит одновременно и названием чисел. Длительности, так же как дроби, получаются при делении целой ноты на равные доли. И так же как яблоко. Поэтому длительности можно подсчитывать как дробные числа.
Давайте я попробую записать с помощью чисел нотное равенство. А кто-то из вас выложит это из яблок.
Целая нота = четверть + четверть + половинная;
1/1 = 1/4 + 1/4 + 1/2;
Половинная нота = четверть + четверть;
1/2 = 1/4 + 1/4;
Вызванные по желанию дети, складывают доли яблок.
Музыкальный руководитель : Всё ли вы запомнили, поняли, мне хотелось бы узнать. Послушайте стихотворение С. Волкова «Все о музыке».
У одной и той же ноты
Разной длительность бывает.
Эту ноту музыкант
Вам по – разному сыграет!
Чтобы ноты длительность узнать,
Мы будем дружно все считать.
К инструменту подойдём,
Любую клавишу нажмём.
До четырёх мы сосчитали –
И ноту целую сыграли!
Теперь сыграем половинную,
Она уже не очень длинная.
«Раз и - два и» опять же сосчитали,
Быстрее вдвое мы сыграли!
Теперь сыграем четвертинку,
От половинки половинку.
Успеем только «Раз и» сказать,
И нота кончила звучать!
А чтоб восьмая прозвучала,
«Полраза» надо. Очень мало!
Пока мы говорили: «Раз», -
Два раза клавишу нажали.
И вот у нас и вот у нас
Уже две ноты прозвучали!
Воспитатель: Сейчас, ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Веселые нотки».
Музыкальный руководитель :
Молодцы! Всё правильно!
А теперь представьте себе, что вы музыканты. Но вы не знаете, в каком темпе вам играть на инструменте. Быстро или медленно.
Кто же может вам помочь!
Об этом древнем изобретении, которое бы точно задавал темп музыки, я расскажу вам на следующем занятии.
Используемая литература:
1. Детская энциклопедия «Искусство», том 12, изд. «Просвещение», Москва 1968 г
2. С. Ю. Волков «Все о музыку» (для самых маленьких, изд. «Омега» 1998г.
3. Интернет ресурсы.