МААМ-картинки

Консультация «Музыка для дошкольников»

Светлана Давыдова
Консультация «Музыка для дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера, они переживают, испытывают определенные чувства. Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, воспитывает зачатки музыкального вкуса. В дальнейшем вопросы слушания - восприятия музыки рассматривали музыканты-психологи Б. М. Теплов, К. В. Тарасова; научные работники-педагоги Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, О. П. Радынова,

А. Г. Гогоберидзе; педагоги-практики С. И. Бекина, Е. Соковнина, Т. Ломова, Н. Френкель, и многие другие.

В начале XX века многие крупные музыканты: Б. А. Асафьев, С. М. Майкапар, В. Н. Шацкая уделяли большое внимание работе по развитию навыков слушания музыки на музыкальных занятиях.

Для развития умения слушать и воспринимать музыку необходимо музыкально-сенсорное воспитание ребенка. Оно предполагает различение звуков по высоте, тембру, силе звучания, длительности. Известно, что по сравнению с инструментальной большее влияние на детей оказывает вокальная музыка, так как основана на единстве музыкального и литературного текстов, а ребенок всегда связывает звучание с какими-либо конкретными образами.

Художественность и доступность - отличительные качества детских музыкальных произведений для слушания. Репертуар, отобранный в определенной последовательности, отвечает задачам воспитания эстетического отношения к окружающему. Поэтому имеет значение, с какой музыкой надо знакомить детей в различных возрастных группах, какие чувства при этом воспитываются. Особое значение имеет усложнение музыкальных образов, разнообразие средств их выразительности.

По мнению исследователей, главным направлением в работе над музыкально-ритмическими движениями является системное музыкальное развитие ребенка. Музыка не просто сопровождает движение, а определяет его сущность, т. е. движение не должно быть только движением под аккомпанемент музыки или на фоне музыки, оно должно соответствовать: характеру музыки; средствам музыкальной выразительности; форме музыкального произведения.

. Одним из видов музыкальных игр являются игры под пение воспитателя и детей. С помощью этих игр педагог развивает у детей интерес к пению, музыке, воспитывает музыкальный слух, память, чувство ритма, голос и умение правильно исполнять мелодию. Дети учатся в этих играх передавать в движении художественный образ, общий характер музыки (веселый, бодрый, спокойный, форму (запев и припев) и отдельные средства музыкальной выразительности — скорость звучания (темп, громкость звучания (динамику, соотношение звуков по времени (ритм). [19]

Танцы, пляски и хороводы весьма привлекательный для детей раздел занятий ритмическими упражнениями. Основу программ музыкально-ритмического воспитания в ДОУ составляют несложные танцы разных народов, характерные танцы.

Существует определенная классификация всех музыкальных инструментов: они делятся на струнные, духовые и ударные. Струнные - цитры, домры, балалайки и другие инструменты типа народных. Звук на них возникает, когда ребенок касается струн пальцами или медиатором (тонкая пластинка из пластмассы).

Духовые - флейты, саксафоны, кларнеты, триолы, «мелодии». Звук возникает при вдувании воздуха в трубку инструмента, а иногда и при вдыхании его из трубки.

Клавишно-язычковые - баяны, аккордеоны, гармоники. Звук возникает, когда нажимают клавишу.

Ударно-клавишные - игрушечные рояли, пианино. Звук вызывает удар молоточка по металлическим пластинкам, который возникает, когда нажимают клавишу.

Ударные («кухня»)- бубны, кастаньеты, треугольники, тарелки, бара-баны, металлофоны, ксилофоны. Звук возникает при ударе рукой или палочками по звучащему телу инструмента.

Использование на праздниках и в развлечениях музыкальных игрушек и инструментов дает возможность сделать их более интересными, привлекательными, развивает самостоятельную музыкальную деятельность детей, желание выполнять хорошо знакомые движения с игрушками, играть на различных инструментах в группе и дома.

Большой вклад в дошкольную педагогику внесли дидактические игры Н. А. Кононовой, Е. И. Удальцевой, Е. И. Тихеевой, Ф. Н. Блехер, Б. И. Хачапуридзе, Е. И. Радиной и др. Однако, как отмечалось А. В. Запорожцем, А. П. Усовой, игры использовались без достаточно тесной связи с основными видами детской деятельности, что значительно снижало общую эффективность сенсорного развития детей.

Общие проблемы музыкально-сенсорного воспитания разработаны Н. А. Ветлугиной. В ее работах ясно раскрыто значение музыкально-дидактических игр для более глубокого овладения музыкально-сенсорными навыками и умениями, выделены виды музыкально-дидактических игр (для развития звуковысотного, ритмического, динамического и тембрового слуха). Ею намечены три типа дидактических игр – подвижные, хороводные и настольные. Ценным в этих играх является то, что в основу взят синтез музыки и движений, а восприятие музыкальных звуков облегчается соотнесением их с доступными для понимания детей предметами и явлениями.

Н. А Ветлугина считает, что каждый момент детской жизни должен быть пронизан эстетикой, поэтому важно создать эстетическую среду, чтобы детей окружала красота. Чтобы решать задачи эстетического воспитания, педагог должен знать, что такое творчество вообще и какова специфика детского творчества. Это позволит ему тонко и тактично поддерживать детскую инициативу, обучать детей творчеству, именно обучать, так как само по себе творчество может развиться у отдельных индивидов.

Весьма эффективным условием развития детского творчества является широкое включение в педагогический процесс игры, игровых ситуаций, игровых приёмов. Изобразительная деятельность своими корнями тесно связана с игрой.

Публикации по теме:

Консультация для музыкальных руководителей ДОУ «Дети с ОВЗ и музыка» Все мы рождаемся с разными возможностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми.

Консультация для педагогов «Музыка и праздник»Консультация для педагогов «Музыка и праздник» Особое место в воспитании детей дошкольного возраста занимает праздник, одна из основных целей которого—формирование разнообразных эмоций.

Консультация для педагогов «Музыка в повседневной жизни детского сада» Музыка в повседневной жизни детского сада Детский голос звучит так чисто, так нежно, но часто ли мы слышим пение наших детей? Часто ли они.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Музыка для дошкольников»
Опубликовано: 3 февраля 2025 в 21:08
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Музыка для дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Давыдова (УИ 2781193) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
04 февраля 2025 вторник
Секреты хорошего настроения
Читаем произведения Пришвина
05 февраля 2025 среда
Читаем детям вслух!
Проводим викторины и интеллектуальные игры!
Собираем пирамидки!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД