Олеся Родионова
Музейная педагогика как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Музейная педагогика - как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»
Проблема патриотического воспитания детей – одна из наиболее актуальных. Большую роль в её решении могут сыграть образовательные учреждения, в рамках, деятельности которых обеспечивается духовно- нравственное становление подрастающего поколения.
Публикация «Музейная педагогика как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
В современное время в дошкольном образовании идет интенсивное обновление педагогического процесса, переосмысление самой сущности образования и его познания. Гуманистическая психология и педагогика понимает воспитание как создание условий для развития ребенка и его максимальной самореализации. Воспитание призвано помогать ребенку, устанавливать собственные отношения, контакты с обществом, историей, культурой человечества, в котором он станет субъектом собственного развития. «Воспитывать – это значит приобщать ребенка к миру человеческих ценностей», включающих отношение к природе, рукотворному миру, явлений общественной жизни, к самому себе. Поэтому чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребёнка одухотворённую среду, развивать эстетическое к ней отношение, подготовить его – не столько информационно, сколько эмоционально - к восприятию произведения искусства.
Неоценимую помощь в нравственно-патриотическом воспитании оказывает музейная педагогика. Именно музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка, поможет заложить нравственные основы, научит правилам общения, разовьет творческий потенциал ребенка, т. к. музей располагает тем, что выше всей конкуренции, - истинными ценностями. Существует немало методик и технологий нравственно – патриотического воспитания, но особое внимание хотелось бы уделить музейной педагогике, как современному направлению в педагогической системе, которое играет большую роль в формировании мировоззрения ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию.
Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом.
Музейная педагогика – это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя.
Музейная педагогика в ДОУ – область образовательно-воспитательной деятельности, направленная на формирование у ребенка ценностного отношения к действительности. Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.
Задачи музейной педагогики :
• Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;
• Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;
• Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;
• Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;
• Освоение нового типа занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога;
• Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.
• .Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
• Формирование у дошкольников представления о музее.
• Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
• Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
• Развитие речи и расширения словарного запаса.
• Воспитание любви к природе родного края и чувство сопричастности к ее сбережению.
• Воспитание культуры поведения.
Музейная педагогика состоит из работы, направленной на формирование целостного отношения к культурному наследию и привитию вкуса к общению с музейными ценностями, на развитие способности воспринимать музейную информацию и на воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности детей.
Средства музейной педагогики помогают заинтересовать и привлечь к партнёрскому сотрудничеству семьи дошкольников, с целью развить у ребёнка уважение к обществу, традициям семьи, родного края, Отечества, т. е. неразрывной цепочки общечеловеческих духовно-нравственных ценностей. Актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС, в части формирования целевых ориентиров, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, учит ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, формирует умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одной из важнейших задач современного образования. Именно дошкольный возраст один из самых благоприятных периодов воспитания любви к малой Родине, воспитания таких нравственных качеств, которые позволяют вырасти дошкольнику человеком — гражданином своей страны, патриотом, умеющим ценить и беречь историческое и культурное наследие русского народа.
Работа по внедрению технологий музейной педагогики в процесс формирования нравственно – патриотических ценностей протекает в несколько этапов. На первом этапе дети знакомятся с такими понятиями как «музей», «экспозиция», с правилами поведения в музее; для детей организуются виртуальные экскурсии по знаменитым музеям мира. Для родителей оформляются консультации, папки – передвижки, организуются виртуальные экскурсии на родительских собраниях.
На втором этапе детям предъявляется готовый мини- музей, организуются экскурсии, игры с экспонатами музея. На этом этапе происходит осознание детьми отличий мини – музея от музея настоящего, исследуются пути формирования экспозиции и прослеживается история каждого экспоната. Для родителей также организуются экскурсии по существующим мини – музеям, оформляется наглядная информация, способствующая повышению заинтересованности родителей воспитанников технологиями музейной педагогики.
На третьем этапе дети и их семьи включаются в процесс создания тематического мини – музея : участвуют в сборе экспонатов, оформлении экспозиции, подготовке экскурсоводов, разработке методов и приемов интерактивного взаимодействия с содержимым мини – музея.
Методы, используемые в музейной педагогики многообразны и подходят для детей всех возрастных групп, это такие методы как погружение в прошлое, манипулирование с музейными предметами, вопросно-ответный метод, интерактивный прием – использование листов активности, сюжетно-ролевая игра с переодеванием, обыгрывание ситуаций, мини-спектакли, смена интерьеров, экскурсия по выставке, демонстрация экспонатов, эвристическая беседа и так далее.
Естественно, что не всегда у педагога есть возможность работать с детьми в музее, именно поэтому все вышеназванные методы с успехом применяются в мини – музеях, которые создаются во многих дошкольных учреждениях.
Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность.
Мини-музей - это особая форма работы с детьми и родителями, это способ «погружения» детей в информативную, новую и необычную предметную среду, это возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, сверстниками и педагогами.
Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею : они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Принципы создания детского музея сформулировал в 20-е годы XX столетия русский педагог Александр Устинович Зеленко. Он считал, что детский музей должен "подойти к детям", чтобы они загорелись желанием увидеть, услышать, попробовать, а также совершить собственные открытия и что-нибудь сделать своими руками. Именно в этом возрасте существенной особенностью детского восприятия является то, что дети лучше усваивают материал через осязание. Необходимым этапом развития интеллекта ребенка выступает манипулирование предметами, так как осязание дополняет и обогащает зрительную информацию ("знать предмет - значит действовать с ним"). Это положение было обосновано в экспериментальных исследованиях швейцарского психолога Жан Пиаже.
Формы и методы совместной образовательной деятельности с детьми в рамках мини-музея могут быть интересны и разнообразны. Их можно рассмотреть на примере функционирования фольклорного мини - музея, опираясь на образовательные области:
• Речевое развитие
Фольклорный мини-музей - своеобразная иллюстрация к национальному фольклору, он создает особую среду для знакомства детей с устным народным творчеством, для восприятия и осмысления различных фольклорных жанров (сказки, загадки, пословицы, поговорки и т. д)
• Познавательное развитие
Обращаясь к экспонатам музея можно знакомить дошкольников с историей вещей, с явлениями природы, с традициями, обрядами, праздниками. Современные дети смогут наглядно представить себе быт и обычаи родного народа.
• Социально-коммуникативное развитие
В фольклорных мини-музеях находят свое место предметы народного быта, которые часто упоминаются в сказках, былинах (ухват, веретено, коромысло, чугунок, лапти и. т. д.) Расширению словаря способствует и знакомство с национальным костюмом, с некоторыми предметами народной одежды.
• Художественно-эстетическое развитие
Огромный художественно-эстетический потенциал дошкольников раскрывается в ходе знакомства с предметами декоративно-прикладного искусства, которое воздействует на чувственную сферу ребенка, развивает фантазию, вызывает эмоциональный отклик, стимулирует важные психические процессы, необходимые для успешной творческой деятельности и общего развития детей, а также решает задачи нравственного воспитания : вызывает чувство уважения к Родине и своему народу, к труду народных мастеров, чувство гордости за их талант и трудолюбие.
Музыкальная деятельность в рамках фольклорного мини-музея приобретает особенное значение для дошкольников, ведь они по-настоящему смогут «погрузиться» в атмосферу народной культуры: облачиться в народный костюм, исполнить песню, станцевать танец или поиграть на народных музыкальных инструментах.
Реализация технологии музейной педагогики в условиях ДОУ дает ребенку шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к истории, культуре и к одному из ее замечательных проявлений -музею.
Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к «настоящему» музею. Резюмируя все вышесказанное, хочется отметить, что перед дошкольной педагогикой в настоящее время стоят задачи создания наиболее эффективных условий для формирования нравственного поведения детей. Особое значение приобретают вопросы формирования у них гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, к природе и животным, любви к национальной культуре. Формирование личности ребенка, определенной духовно-нравственной позиции – это сложный педагогический процесс. Огромную помощь в этом процессе может оказать музейная педагогика, сделав процесс формирования личности ребенка эффективным и результативным для педагога и увлекательным и занимательным для