Анастасия Иванова
Опыт работы «Музейная педагогика как средство формирования социально-коммуникативной грамотности старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Современный мир стал гораздо сложнее, чем был двадцать, а тем более тридцать лет назад. Это связано с появлением новых технологий, новых профессий, сфер экономики и с социально-психологическими изменениями самого человека. В связи с пониманием важности, дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения каждого ребенка, обеспечения качественного образования детей дошкольного возраста, система дошкольного образования претерпевает серьезные изменения. Требования ФГОС ДО и Федеральная образовательная программа нацеливают воспитателя строить свою работу таким образом, чтобы помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели с желанием победить. Государственная политика в сфере образования направлена на формирование функциональной грамотности дошкольников.
Публикация «Опыт работы „Музейная педагогика как средство формирования социально-коммуникативной грамотности старших дошкольников“» размещена в разделах
- Музейная педагогика в детском саду
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Опыт работы, практика
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2024
Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянные приобретаемые знания, навыки и умения для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Дошкольное образование закладывает фундамент функциональной грамотности ребенка, которая направлена на:
формирование финансовой и математической грамотности детей дошкольного возраста;
формирование речевой активности дошкольников;
формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников;
формирование социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования.
Формирование функциональной грамотности — сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь сочетая различные современные педагогические технологии.
На мой взгляд, одна из наиболее эффективных технологий в этом направлении – музейная педагогика. Она направлена на формирование социально-коммуникативной грамотности дошкольников средствами краеведения.
Согласно Федеральной образовательной программе дошкольного образования в области социально-коммуникативного развития одной из основных задач образовательной деятельности является формирование основ гражданственности и патриотизма.
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере нравственно-патриотического воспитания детей в специально организованной предметно-пространственной среде.
Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея. В нашем детском саду создан мини-музей для дошкольников «Родник истории». Я стараюсь максимально использовать его возможности в организации образовательного процесса.
Являясь членом актива мини-музея, разработала цикл экскурсий-бесед, конспектов занятий о родном городе и Данковском крае. Особенностью нашего музея является то, что любой воспитатель детского сада может провести экскурсию по мини-музею, используя эти разработки. Текст для беседы с детьми расположен на каждом стенде. При проведении занятий использую разнообразные формы работы в условиях музея : обзорные и тематические экскурсии, познавательные беседы, викторины, творческие задания; исследовательскую деятельность, продуктивная деятельность, дидактические игры, игры-развлечения, игры-путешествия, выставки, творческие гостиные.
В разделе музея, посвященном России, в доступной форме знакомлю детей с символикой Российского государства. Дошкольники узнают, что на земном шаре множество стран – больших и малых, и у каждой из них есть свои государственные символы – гимн, герб, флаг, которые служат опознавательными знаками и объединяют людей одной страны. Мои воспитанники не только знакомятся с государственными символами России, они безошибочно складывают из разрезных картинок герб нашей страны, правильно подбирают цвета для раскрашивания флага, знают текст гимна Российской Федерации.
Учу своих воспитанников «читать» карту России: они узнают о размерах своей страны, ее богатствах, природно-климатических зонах и условиях жизни в них. Есть в ней и высокие горы и полноводные реки, и глубокие чистые озера, густые леса и бескрайние степи, солнечные полянки, овражки, болота и поля. Символом русской природы является скромная белоствольная березка. Для работы с картой разработала серию дидактических игр, которые есть и в группе в уголке родного края. Особенно привлекает детей «Макет-конструктор природно-климатических зон России». К военной тематике на карте России прикрепляю красные звезды – обозначения городов-героев, собрала видеотеку короткометражных документальных фильмов о городах-героях.
В разделе «Моя малая родина – Данков» предоставляю воспитанникам уникальную возможность наглядно познакомиться с историей и культурой малой родины.
Одним из экспонатов раздела «Город старый, город новый» является объемная картина «Город – крепость», которая показывает, что наш город был основан как крепость для защиты южных рубежей Российского государства. Здесь же дети могут сконструировать крепость по всем правилам строительства защитных сооружений и устроить ее осаду и оборону. Сравнивая фотографии старого и нового Данкова, дети получают представление о развитии и становлении родного города.
Неотъемлемой частью работы музея являются экскурсионные маршруты и целевые прогулки по родному городу с родителями по заданию воспитателя. После прогулок по улицам Данкова дети легко узнают знакомые места на магнитной карте города, рассказывают о предприятиях, на которых работают их родители, отмечают магнитами с фотографиями свои любимые места.
Еще один важный раздел мини-музея «Через века, через года, – помните!».
Вместе с детьми мы оформили фотоколлаж фронтовых фотографий из семейных архивов «Фотографию эту я с войны берегу». Вглядываясь в пожелтевшие снимки, дети сочувствуют и сопереживают действиям и поступкам героев. В преддверии праздника, посвященного Дню Победы, дошкольники защищают здесь семейные проекты о своих близких – участниках ВОВ. В результате поисковой работы дети могут познакомиться с тем, как жили Данковчане в то суровое время, как строили оборонительные сооружения, лечили раненых в госпитале, учились собирать понтонные переправы.
На магнитной карте современного Данкова совершаем заочную экскурсию по памятникам Данковчанам – героям ВОВ.
К юбилею Курской битвы провела игру-реконструкцию танкового боя с предметами, сделанными руками детей на занятиях по лепке. К 9 мая вместе с детьми и родителями провели реконструкцию воздушного боя на городом Данковом в годы войны.
В рамках патриотической акции «Блокадный хлеб» провела для дошкольников подготовительной группы видеоэкскурсию по улочкам фронтового Ленинграда.
Новый раздел «Детям своим расскажите о них», посвящен Данковчанам - участникам СВО. Вместе с детьми и их родителями мы сделали подборку вырезок из газет, собрали личные вещи солдат, которые сейчас отстаивают нашу независимость в бою (сухой паек с автографами бойцов, шевроны). Здесь работает постоянно действующая акция «Письмо солдату». Дети на занятиях по продуктивной деятельности, дома в кругу семьи оформляют открытки и пишут письма, которые мы отправляем с волонтерской группой «Своих не бросаем» солдатам в зону боевых действий. Этот островок Славы и Доблести заставляет наших воспитанников задуматься над такими понятиями, как честь, долг, формирует уважение к героям, стоящим на страже Родины.
Раздел музея «Секреты старого сундучка» объединил в себе народные промыслы, фольклорные праздники, народную куклу. В уютном уголке на полке камина размещаю выставки детских работ, изготовленных детьми на занятиях по лепке и рисованию, приуроченных к народным праздникам. Здесь с восхищением и гордостью дети показывают друзьям и родителям давно забытых причудливых кукол, сделанных своими руками, пересказывают былины и притчи об их значении.
Дошкольное детство, является таким возрастным периодом, когда активно формируются основы мировоззрения ребенка: его отношение к себе, к другим людям, к окружающему миру. Если мир этот станет близким и понятным с детства, то у ребенка сформируется необходимость познания, потребность читать, осознавать прочитанное, ценить достоинства культур, что, бесспорно, будет являться неотъемлемой чертой его духовного становления, социального развития.