Сумина Юлия
Музейная педагогика как инновационная форма работы с детьми в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Музейная педагогика как инновационная форма работы с детьми в ДОО
«Даём детям не итоги чужих исканий,
а ведём их тропой исканий…»
В рамках модернизации образования становится актуальным поиск новых моделей и форм работы с воспитанниками в ДОО. Инновационные формы работы, для качественного образования (ФГОС ДО) детей 21 века очень актуальны и необходимы. Приобщение подрастающего поколения к культуре и истории следует начинать с дошкольного возраста, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира.
Публикация «Музейная педагогика как инновационная форма работы с детьми в ДОО» размещена в разделах
В связи с этим возникла потребность в музейной педагогике, которая является одним из новых направлений в дошкольной педагогики. За последнее время она приобрела большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания. В ДОУ стали создаваться мини-музеи, что очень способствует обогащению словарного запаса, расширению кругозора, формированию интереса к истории прошлого, способствует развитию познавательных, образовательных потребностей воспитанников.
Давайте вспомним наше детство. Как часто Ваши родители ходили с Вами в музеи? Наверно не так часто, а кто – то ответит, что не помнит или не был вообще. А сейчас, как думаете, законные представители наших воспитанников посещают с детьми музеи? Скорее всего нет (отдалённость от места проживания, материальное положение семьи, занятость родителей). Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования указывает на повышения компетенции родителей в вопросах развития и образования детей.
Тогда встает вопрос, о проведении дополнительной работы с родителями о привлечении их внимания к музеям? Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Поэтому для начала создается мини-музей в групповой комнате ДОО со сменными экспозициями. В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела, так как нет стационарного помещения. Важной особенностью создания является участие педагогов, воспитанников и их законных представителей, ведь каждый мини-музей - совместная работа. Дошкольники участвуют в создании экспозиций. В обычном музее они являются пассивными созерцателями, а в ДОУ – организаторами, творцами экспозиции.
Мини-музей в детских садах – отличная альтернатива, которая даёт возможность использования элементов музейной педагогики.
В настоящее время проблема нравственно-патриотического воспитания очень актуальна. Создание мини - музея в детском саду сможет помочь решить данную проблему. Оно взрастит в детской душе любви к родной природе, семье, истории и культуре своей страны и поможет воспитать подрастающее поколение настоящими патриотами.
Работу по созданию мини-музея мы разделили на три этапа:
Первый этап – подготовительный.
В начале работы совместно с ребятами и родителями определяется тема мини-музея, разработается его модель (проект, выбирается место для размещения экспозиции.
Второй этап – практический.
Следуя модели (проекту, с помощью принесенных экспонатов оформляется экспозиция. С воспитанниками проводятся беседы по данной тематике. На последней стадии этого этапа педагогами разработается содержание экскурсии, форма подачи материала.
Заключительный этап работы мини-музея – выступление перед приглашенными детьми из других возрастных групп детского сада. Презентовать экспозицию могут как организаторы (воспитатели, так и сами юные экскурсоводы - воспитанники ДОУ.
В работе по созданию мини – музеев используются следующие принципы:
-Последовательности;
-Кратковременности экскурсий (соответствие нормативным требованиям СанПиН);
-Доступности;
-Содержательности (материал экспозиции должен легко восприниматься, вызывать у воспитанников любознательность, интерес к данной тематике).
Воспитанники – почемучки, они задают взрослым огромное количество вопросов. И в помощи ответов на тысячи детских «почему», детскому саду помогают мини-музеи.
В нашей ДОУ уже многолетний опыт по созданию мини - музеев. Темы, для оформления экспозиций абсолютно разные: «Хрусталь», «Каргопольская глиняная игрушка», «Хлеб - всему голова», «Часы», «Деревянные игрушки», «Русская берёзка», «История глиняной посуды», «Народные игрушки», «Мир кукол», для того чтобы приобщить наших воспитанников и их родителей к сохранению культурного наследия Архангельской области коллектив ДОУ создал в группе мини-музей «Писатели Севера – детям» и т. д. Таким образом, последовательная система работы по созданию мини - музеев, сформировала у дошкольников интереса к культурному наследию своей малой Родины, познанию окружающей его среды, показала очевидную положительную тенденцию в знаниях детей. У воспитанников, полюбив и освоив музейное пространство детского сада, появился интерес к «настоящему» музею. В процессе работы систематизировался опыт педагогов по патриотическому воспитанию детей, а также реализовались творческие способности, как педагогического коллектива, так родителей и детей.
Использование музейной педагогики помогло заинтересовать и привлечь к партнёрскому сотрудничеству семьи дошкольников, способствовало сближению родителей, педагогов и детей в познавательной и творческой деятельности.
Современное дошкольное образование невозможно представить без информационно - коммуникационных технологий. Планируем создавать картотеку своих виртуальные экскурсии ( например: фотопутешествие, видеоэкскурсия, которые разнообразят, сделают интересным, более эффективным образовательный процесс.