Анна Хейстонен
Эссе «Моё управленческое кредо»
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях управления, по результатам, инициативный и творческий коллектив – ценнейший ресурс. Человеческий капитал – абсолютный национальный приоритет. А педагог 21 века – это мультикомпитентный человек.
Создавать оптимальные условия для творческой самореализации личности педагога, помочь педагогу обрести неповторимую индивидуальность, раскрыть творческое начало, найти свой образ – одна из ключевых функций системы управления современным образовательным учреждением.
Публикация «Эссе „Моё управленческое кредо“» размещена в разделах
Задача руководителя дошкольной образовательной организации в построении маршрута непрерывного обучения педагогического персонала с учетом его профессиональных запросов и потребностей.
Основные компетенции педагога более активно формируются непосредственно в процессе профессиональной деятельности. Поэтому методическая работа с педагогами, максимально приближенная к рабочему месту работника, - важный фактор профессионального развития педагога, иначе говоря – важная составляющая управленческой деятельности руководителя дошкольной образовательной организации.
Механизмом, который позволил повысить профессиональное мастерство педагогов нашего дошкольного образовательного учреждения, стала реализация внутрифирменного обучения педагогического персонала, в основе которой мы «заложили» идеи выбора, инициативы, сотрудничества и успеха.
Реализация внутрифирменного повышения квалификации в дошкольном учреждении основывается на различных принципах.
Мы посчитали необходимым выделить тот из них, который на наш взгляд наиболее адекватен современным требованиям к организации методического сопровождения. Это принцип системно-деятельного подхода. Заключается он в том, что становление и развитие профессиональной компетенции педагога осуществляется не когда воспринимаются готовые знания, а в процессе собственной деятельности, в ходе субъект-субъектного взаимодействия.
Основной упор в системе внутрифирменного повышения квалификации мы сделали на методе активного обучения. Это совокупность педагогических действий и приемов, направленных на организацию учебного процесса и создающих специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.
Педагог должен постоянно совершенствовать свои знания. Корней Чуковский в своих воспоминаниях писал «…Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами».
Эффективность методического сопровождения зависит не столько от содержания мероприятий, сколько от качества активности педагога как субъекта. Поэтому наш выбор форм методической работы опирался на возможность педагогов проявить инициативу, действовать с интересом, реализовывая свои возможности и способности.
Педагогический совет в форме коллективной творческой деятельности. Главная цель подобного педагогического совета - создание условий для самореализации каждого педагога, проявления и развития всех его способностей и возможностей.
Организуя педагогический совет в форме коллективной творческой деятельности, мы разделили педагогов на несколько групп. Каждая группа, должна была, изучив подготовленный материал, дополнить его своими идеями по теме:
• создать дорожную карту реализации одной из годовых задач учреждения,
• провести мозговой штурм на тему «Годовые задачи ДОУ»,
• «нарисовать портрет» идеального педагога,
• совместно изучить и обсудить новинки методической литературы.
В итоге на педагогическом совете в активной творческой деятельности мы смогли выбрать и определить актуальные задачи предстоящего учебного года, схему реализации поставленных задач, выявили корреляцию между идеальным и реальным педагогом, тем самым каждый смог наметить путь самообразования в будущем учебном году. Каждый педагог малой группы смог проявить себя на одном или нескольких этапах в ходе педагогического совета. Подобная организация внутри коллектива помимо прочих достоинств, помогает познакомить и сплотить коллектив, что в свою очередь, предполагает снятие стрессообразующих факторов, создание в дошкольной образовательной организации доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей гуманной педагогики.
Семинары-практикумы:
Семинары-практикумы всегда имеют какой-то материальный результат. Итогами работы могут быть наглядные материалы, подготовленные педагогами, рекомендации по их использованию.
Семинар-практикум – одна из форм методической работы в детском саду, которая позволяет более глубоко и систематично изучить рассматриваемую проблему, подкрепить теоретический материал примерами из практики, показом отдельных приёмов и способов работы. Главными задачами семинаров-практикумов являются:
- совершенствование профессионального мастерства педагогов в определённом виде деятельности;
- развитие творчества и фантазии педагогов;
- обсуждение различных точек зрения, ведение дискуссий;
- создание проблемных ситуаций, которые позволяют выработать единые позиции в решении проблемы;
- создание реально выполнимых рекомендаций.
Семинар-практикум отличается тем, что в него включаются практические задания, наблюдения работы коллег с последующим обсуждением. Педагоги имеют возможность не только освоить приёмы работы, но и сами разработать систему организации деятельности с детьми в определённых условиях.
Важным условием организации данной формы работы является включение всех участников семинара в обсуждение темы. Итогами семинара могут быть наглядные материалы (буклеты, памятки, дидактические игры и т. д., изготовленные руками воспитателей, рекомендации к их использованию которыми могут воспользоваться все педагоги.
Семинар-практикум: «Экспериментальная деятельность дошкольников» привлек педагогов ДОУ к активному изучению данной темы, к реализации познавательных проектов внутри группы. А также позволил применить на практике умения публичного выступления.
Мастер – класс является одной из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта. Мастер-классы, подготовленные педагогами детского сада обычно наиболее эмоционально окрашены, позволяют непосредственно окунуться в творческую активную деятельность.
Цель мастер – класса:
Создание условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства его участников на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом работы.
Задачи мастер – класса:
• обобщение опыта работы педагога-мастера по определённой проблеме;
• передача педагогом-мастером своего опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;
• совместная отработка методических подходов педагога-мастера и приёмов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
• рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
Таковыми стали мастер - классы : «Технология изготовления пооперационной карты», «Подвижные игры», «Дошкольникам о времени». Перед педагогом, готовящимся к мастер-классу, стоит реальная практическая задача - поиск адекватных форм и способов представления своего опыта. Особенностью мастер-класса как формы повышения квалификации является принцип «Я знаю, как это делать, и научу вас».
Открытые показы образовательной деятельности играют важную роль в системе повышения квалификации педагогов и образовательном процессе в целом. Они позволяют увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт.
Взаимопосещения образовательных мероприятий играют важную роль в системе внутрифирменного повышения квалификации педагогов и образовательном процессе в целом. Они позволяют увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт.
Коллективный видеопросмотр образовательной деятельности - одна из самых эффективных методических форм работы. Для коллективного просмотра выбираются разнообразные виды деятельности, проводимые с детьми, это может быть как непрерывная образовательная деятельность так и отдельные режимные моменты (утренняя гимнастика, организация прогулки и т. д.) На видеоматериале всегда есть чему поучиться: четко продуманные структуры предложенных занятий, сюрпризные моменты для создания интереса детей, обеспечение мотивации для детской деятельности и, конечно, использование современных педагогических технологий, таких как мнемотехника, технология проблемного обучения, информационно-коммуникационные и игровые технологии.
Коллективный видеопросмотр позволяет вовлечь всех педагогов в обсуждение. проанализировать деятельность педагогов, отметть положительные моменты, методически грамотные решения, вынести необходимые рекомендации.
Именно такие рабочие встречи способствуют повышению компетентности педагогов, активизируют их к дальнейшей продуктивной деятельности.
Еще одним методом активного внутрифирменного обучения педагогов стали для нас смотры-конкурсы. Участвуя в них педагоги изучают нормативные документы, передовой опыт, сами генерируют идеи и прикладывают творческие умения. Таковым стали смотры-конкурсы оформления развивающей предметно-пространственной среды группы, конкурс «Проектов»
Работа воспитателей в «Творческих группах», как интерактивная форма работы с педагогами позволяет создать условия для самостоятельной и творческой деятельности её участников, повысить их педагогическую компетентность, развить творческую инициативу, креативное мышление, умение работать коллективно, плодотворно сотрудничать друг с другом, находить нестандартный выход из проблемной ситуации.
Каждый участник «Творческой группы», используя свой личный опыт, приобретает новый коллективный опыт в свободной деятельности.
Другой особенностью «Творческой группы» является реализация идеи диалога во всех его аспектах. Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками творческой группы. Результатом работы становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс создания творческого продукта. При этом важнейшем качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество.
Работа воспитателей в «Творческих группах», как интерактивная форма работы с педагогами позволяет создать условия для самостоятельной и творческой деятельности её участников, повысить их педагогическую компетентность, развить творческую инициативу, креативное мышление, умение работать коллективно, плодотворно сотрудничать друг с другом, находить нестандартный выход из проблемной ситуации.
Выбранные формы активного обучения: педагогический совет в форме коллективной творческой деятельности, мастер-класс, открытые показы и видеопросмотры, семинары-практикумы, работа в творческих группах, проектная деятельность на наш взгляд наилучшим образом формируют у педагогов совокупность современных ключевых компетенций:
Изучать: уметь извлекать пользу, осуществлять взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их, вырабатывать собственные приёмы учения, уметь решать проблемы, заниматься самообразованием;
Искать: запрашивать базы данных, опрашивать окружение, консультироваться у эксперта, получать информацию, уметь работать с документами и классифицировать их;
Думать: устанавливать взаимосвязь прошлых и настоящих событий; критически относиться к тому или иному аспекту развития общества; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать определенную позицию в дискуссиях и формировать своё собственное мнение;
Сотрудничать: уметь сотрудничать и работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, договариваться;
Приниматься за дело: включаться в проект, нести ответственность, входить в группу или коллектив, уметь организовывать свою работу;
Адаптироваться: уметь использовать новые технологии, доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений, проявлять стойкость перед трудностями, находить новые решения.
Выбранная тактика управления нашего образовательного учреждения, позволила нам максимально эффективно реализовать потенциал каждого сотрудника. Результатами системно-деятельного подхода к повышению профессионального мастерства педагогов стали:
• Овладение педагогами современными педагогическими приемами и технологиями;
• Высокий уровень практических умений и навыков в вопросах развития, воспитания;
• Развитие инновационного поведения и формирования новых профессиональных позиций;
• Потребность в саморазвитии и саморегуляции;
• Развитие лидерских способностей и управленческих компетенций;
• Ориентация на развитие и достижения;
• Готовность к сотрудничеству, взаимодействию и партнерству;
• Самостоятельность и уверенность в своих силах;
• Положительный психологический климат в коллективе;
• Удовлетворенность педагогов собственной деятельностью;
• Активное взаимодействие всех участников образовательного процесса;
• Проектная деятельность педагогов, разработка авторских продуктов;
• Участие в конкурсном движении.
Иллюстрацией в профессиональном развитии могут служить успешная аттестация сотрудников, активное участие и победы педагогов и воспитанников в конкурсах района и города.
Педагогический коллектив государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №61 Калининского района Санкт-Петербурга был отмечен благодарственным письмом главы района «За высокий профессионализм, существенный вклад в развитие системы образования Калининского района Санкт-Петербурга», стал победителем во Всероссийском открытом смотре-конкурсе «Образцовый детский сад 2020-2021».
Творческие и инициативные, любящие свою профессию и детей – именно такие педагоги работают в государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 61 Калининского района Санкт-Петербурга.
Список использованной литературы
1. Белая К. Ю. Руководство ДОО. Организация внутреннего контроля. – М. : ТЦ Сфера, 2019. – 128с. (Управление детским садом)
2. Белая К. Ю. Научно-методическое сопровождение образовательного процесса в ДОО: методическое пособие. – М. : ООО «Русское слово - учебник», 2019. – 160с. – (ФГОС ДО. Мозаичный ПАРК)
3. Волобуева Л. М. Работа старшего воспитателя ДОО с педагогами: Нормативные документы и практика. – М. : ТЦ Сфера, 2020. – 128с. (Управление детским садом)
4. Кузнецова С. В., Пронина М. Ю., Ромахова М. В. Инновационный поиск. Обновление системы методической работы в ДОО. – М. : ТЦ Сфера, 2017. – 128с. (Управление детским садом)
5. Творческая самореализация субъектов образовательных отношений / Под ред. Л. Н. Прохоровой. – М. : ТЦ Сфера, 2020. – 112с. (Управление детским садом)