Елена Макаревич
Эссе «Моя дорога»
▼ Скачать + Заказать документы
У каждого человека свой путь к познанию В. Сухомлинского, свое открытие этого гения. Что мы знаем о нем? Неоправданно мало. Для большинства при одном только упоминания этого имени в воображении следует взгляд мудрых глаз, высокий лоб, гладко зачесанные волосы. Каким вы его себе представляете? Нежный голос, потому что только такой человек мог писать для детей, что сердце замирает. Сколько в каждом слове тепла, родительской заботы о Ребенке! Большой гуманист, жил на этой земле, ходил ее дорогами. Поэтому мы, современники, в долгу перед такими сыновьями.
Публикация «Эссе „Моя дорога“» размещена в разделах
Выдающимся учителем, педагогом, детским писателем начала ХХ в. является В. А. Сухомлинский (1918 - 1970 г.). Творчество Сухомлинского вошло в историю отечественной педагогической мысли заметной страницей, его педагогические, публицистические и литературные труды и учительский опыт значительно повлияли на практическую деятельность школы, детского сада, обогатили педагогику новыми положениями и мыслями.
Еще при жизни В. Сухомлинского его творчество педагогическая общественность воспринимала неоднозначно. Если для большинства, работы выдающегося педагога стали советчиками и помощниками в решении актуальных проблем, то отдельные ученые реагировали его взгляды, подвергая их необъективной критике. Были намерения обвинить педагога в научной недобросовестности, рецептурности его педагогики, проповеди абстрактного добра.
В 90-е годы усилилась критика творческого наследия талантливого педагога. В вину В. А. Сухомлинскому, в частности, ставилась его преданность идеям марксистско-ленинской педагогики, догматам коммунистической идеологии. То, что раньше считалось заслугой педагога, превращается в главное обвинение.
Но ведущее место в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского занимает идея гуманизма, человечности и благотворительности. Педагог убедительно утверждал, что воспитание гуманизма, человечности осуществляется через созидание людям добра.
Этой проблеме посвящено большинство работ педагога. По его мнению, идея человечности прежде всего реализуется через развитие всех потенциальных возможностей личности. Духовная жизнь школы и ее воспитанников не должны ограничиваться, иссякать же успехами в овладении учебной программой. Для того, чтобы сформировать культуру желаний необходимо, считал Сухомлинский, научить детей азбуке нравственной культуры.
Педагогическое наследие В. Сухомлинского глубоко изучается в Украине, России, многих странах мира. Научно-педагогический и практический задел Сухомлинского постоянно привлекает внимание отечественных и зарубежных ученых и педагогов - М. Богуславского, Ван Тянь, О. Дуды, Савченко, М. Ярмаченко и др. Свидетельством этого является создание Украинской ассоциации имени Василия Сухомлинского (1991, Международного общества последователей Сухомлинского (Германия, Магдебург, 1990, Всекитайского общества сторонников Сухомлинского (1998). В Павлышской средней школе, носящей его имя, с 1975 г. Функционирует педагогически-мемориальный музей В. Сухомлинского.
Многогранность педагогических идей Сухомлинского и созвучность большинства его взглядов обусловило выбор темы «Моральное воспитание детей дошкольного возраста на примерах произведений Василия Сухомлинского".
• Таким образом, творческие поиски, идеи Сухомлинского были новаторством во времена авторитарной советской педагогики. Яркая самобытная мысль выдающегося педагога, послужила развитию демократических и гуманистических принципов в педагогике. Наследие Сухомлинского является ценным вкладом в отечественную и мировую сокровищницу педагогической мысли.
Хотелось бы закончить рассказом великого педагога
«Камень и ручей»
У дороги лежал большой серый камень. Почернел от старости.
Весной вблизи Камня, играя, бежал веселый, певучий Ручей он пел:
Яз капельки родился,
Стал певучий и веселый.
Сколько я всего увижу
По дороге к реке!
Камень услышал веселую песенку и спрашивает:
- Почему тебе так весело? Ты слабый, хилый. Вот я, Камень, сильный, мощный, никто меня с места не сдвинет.
Засмеялся Ручей:
- А вот посмотрим.
Вернулся камню, весело заиграл, запел еще громче. Размыв почву под Камнем. Пошатнулся Камень, позеленел от злости.
- Ты хочешь меня с места сдвинуть?
Ручей пел, пел все звонче. Рыл землю под Камнем, пока и Камень упал в овраг. А Ручей побежал к реке.
Камень лежит уже тысячи лет и думает: «Чего ручьи стремятся всегда вперед? Что это такое - вперед?»
Знания, которые приобретает ребенок:
• ознакомление с объектами неживой природы (камень, ручей)
• пополнение активного словаря детей словами: ручей - слабенький, слабый; камень - сильный, мощный;
• вода имеет и жизненную, и разрушительную силу.
Философия для детей: вокруг существуют объекты неживой природы: камень, песок, земля, глина, есть и реки, озера, моря, но начинаются они с ручейка.
Философия для взрослых: педагоги-воспитатели - это ручейки. Начало их деятельности полоно надежд и мечтаний, и мы их сравниваем с «беззаботливыми ручейками». Пройдет время, и «воспитатели-ручейки» приобретут опыт работы и превратятся в «полноводные реки» и будут «наполнять своими водами» других людей, детей, отдавать им свои знания, любовь, но на их пути, возможно, будет много препятствий - «камни».
Успеха же достигнет тот, кто перед собой четко поставит цель и будет идти к ней, преодолевая все препятствия, тот, кто направит свои силы («воды») в правильное «русло».
Вопрос, которым заканчивается произведение «Чего ручьи стремятся всегда вперед? Что это такое - вперед?», конечно философский, и ответ на него каждый может дать свой.
Моё мнение: «Вперед - это значит
• не быть равнодушным;
• не стоять на месте;
• желание изменить мир, внести свой вклад в развитие чего либо;
• ставить цель и работать над ее осуществлением;
• оставить свой след на Земле -
И все эти задачи для молодежи, для «ручьев»,
ведь будущее нашей страны - дети!