Анна Инькова
Мотивация ребенка к творческой деятельности и развитию творческих способностей
▼ Скачать + Заказать документы
Мотивация ребенка к творческой деятельности и развитию творческих способностей
Вступивший в октябре 2013г. ФГОС ДО разработан в контексте социокультурной политики и выстраивается как культура достоинства, а не культура полезности, при чем мотивация детства в нем рассматривается как самое ценное: ребенка ЦЕНЯТ, а не оценивают; ЛЮБЯТ НЕ ЗА ЧТО-ТО, а просто так. Помимо этого, Стандарт указывает на то, что РАЗВИТИЕ ребенка должно преобладать над контролем.
Публикация «Мотивация ребенка к творческой деятельности и развитию творческих способностей» размещена в разделах
В детском саду ребенку "должно быть приятно и комфортно", тогда и результаты формирования предпосылок универсальных учебных действий будут лучше, и личность будет развиваться более гармонично.
Стандарт рассматривает ребенка как - "семя", имеющее генетическую программу развития. Наша с вами задача рассмотреть, заложенный природой талант и развить его, опираясь на личностно - ориентированную модель взаимодействия взрослого и ребенка.
Личностно - ориентированная образовательная модель понимается, как модель, выявляющая особенности воспитанника - субъекта, признающее самобытность и самоценность субъектного опыта ребенка, выстраивающее педагогические взаимодействия на основе субъектного опыта самого ребенка. Личностно - ориентированное образование обеспечивает развитие и саморазвитие личности воспитанника, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. ПОЗИЦИЯ ПЕДАГОГА - ОРГАНИЗАТОР, ПОМОЩНИК. К детям не с ответом, а С ВОПРОСОМ!
Перед вами образовательная область ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.
Основная цель которой - воспитание гармонически развитой личности.
Задачи художественно - эстетического развития: Становление эстетического отношения к окружающему миру; развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.); стимулировать сопереживания персонажам художественных произведений.
Древняя мудрость гласит "Можно привести коня на водопой, но заставить его напиться нельзя". Мы можем усадить детей за столы и мольберты, добиться идеальной посещаемости и поведения, но без внутренней мотивации на основании знаний, умений и навыков в творческой деятельности вряд ли можно добиться успеха.
Что же такое мотив и мотивация? Мотив - в переводе с латинского (moveo) означает двигаю. Мотивация - побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека удовлетворять свои потребности.
Общеизвестно, что источником деятельности человека и предпосылкой его поведения является потребность. Именно потребности лежат в основе мотивации человека. Следовательно, задачей педагога (дополнительного образования, является создание таких условий, чтобы у воспитанников появилась потребность к творческой деятельности. Можно утверждать, что потребность к творческой деятельности появляется на основе интереса. Интерес имеет большое значение для развития различных видов деятельности и успешного усвоения знаний, умений и навыков. Понятно, что без наличия интереса, желания заниматься каким-то определенным делом ребенок не будет возвращаться к нему вновь и вновь, уделять ему значительное время, отвергать все многообразие других практических дел. Суммируя результаты проведенных учеными исследований, можем выделить следующие показатели наличия интереса к творческой деятельности: эмоционально-положительное отношение к деятельности, предпочтение художественного вида деятельности среди других, проявления обучающегося перед занятием и во время него, характер поведения на занятии, отношение ребенка к работе.
Интерес рождает потребность (возможна и обратная связь) и создает мотивацию деятельности. Мотив позволяет определить цель предстоящей деятельности. не имея конкретной цели невозможно представить конечный результат, а стало быть, стимулировать начало и развитие любой деятельности, в том числе и творческой. Цель помогает отобрать способы способы и приемы достижения цели и получить творческий продукт. Анализируя результаты деятельности, выраженный в творческом продукте, можно скорректировать цель, поднимая интерес и потребности на новый более высокий уровень.
В чем же специфика творческой деятельности, и каковы условия ее мотивирования? В науке существует около шестисот определений такого понятия как творчество. Мы же остановимся на более общем. Творчество - это процесс создания объективно нового продукта, имеющего социальную значимость. Творчество может быть рассмотрено в различных аспектах:
- продукт творчества - это то, что создано;
- процесс творчества - как создано; процесс подготовки к творчеству - как развивать творчество.
Нас, в контексте нашего разговора, интересует процесс. В нем можно выделить основные этапы:
- определение проблемы (создание мотиводеятельности);
- определение цели предстоящей художественной деятельности;
- рождение замысла (создание набросков, эскизов и т. п.);
- планирование деятельности;
- определение приемов и способов деятельности, выбор средств воплощения замысла;
- анализ и оценка результата деятельности.
К условиям мотивации творческой деятельности можно отнести следующее:
- творческая среда учреждения;
- профессиональная компетентность педагога;
- организация процесса обучения;
- учет возрастных особенностей обучающихся;
- анализ и оценка результатов творческой деятельности.
Условия обеспечения творческой среды:
1. Интеллектуальные - создаются при наличии необходимости решения педагогом профессионально - творческих задач.
2. Психологические - возникают благодаря поддержке руководством образовательного учреждения творческих начинаний педагогов; способствует формированию чувства внутренней безопасности, раскованности и свободы.
3. Материальные - предполагают наличие определенных материально - технических условий для творчества.
Компоненты творческой среды образовательного учреждения:
1. Мотивационно-целевой - постановка цели, задач, мотивация к творческой деятельности, стимулирование.
2. Содержательный - организация жизненного пространства и предметного окружения.
3. Процессуальный - овладение технологиями, методами, средствами и использование их в работе.
4. Когнитивный - создании положительного настроя.
5. Контрольно-регулировачный - контроль эффективности деятельности.
6. Рефлексивно-оценочный - оценка качества результата деятельности.
Однако центральным звеном во всем творческом процессе в образовательном учреждении является педагог. Именно от его профессионализма зависит успешность творческого процесса. Профессионализм предполагает высокую степень сформированности профессиональных компетенций.
Функционально-содержательными компонентами профессиональной компетентности являются:
- общепрофессиональная компетентность (научные и исследовательские компетенции);
- общепедагогическая компетентность (образовательные, творческие компетенции);
- специальная компетентность (педагогические, художественно - творческие и др. компетенции).
Чаще всего педагоги дополнительного образования владеют основными дидактическими принципами организации занятий в студиях и объединениях. Однако, обучение творческой деятельности предполагает специфических подходов-использования, так называемых творческих заданий. В науке выделяют три основных вида творческих заданий, которые мы представим в их иерархической последовательности.
Творческие задания:
1. Первоначальная ориентировка в творческой деятельности.
2. Целенаправленные творческие действия.
3. Самостоятельные творческие действия.
Соблюдение выделенных условий, позволит наиболее эффективно создавать мотив творческой деятельности и представить высокохудожественные выставочные работы детей.