Наталия Смирнова
Фотопрогулка «Москва златоглавая» (продолжение)
▼ Скачать + Заказать документы
Продолжаем нашу небольшую прогулку по московским улицам (начало «А я иду, шагаю по Москве»). Итак, Волхонка.
Исконным населением окрестностей улицы являлись торговые и ремесленные люди Чертольской чёрной сотни, составлявшие приходы древнейших посадских храмов Москвы — церкви Всех Святых (известна с 1365 года) и церкви Николая Чудотворца Явленного (известна с 1475 года; позднее — Похвалы Богородицы).
Публикация «Фотопрогулка „Москва златоглавая“ (продолжение)» размещена в разделах
В 1565 году улица вошла в опричную часть Москвы. Значительная часть местного населения была переселена в другие части города, в результате чего численность Чертольской чёрной сотни существенно уменьшилась и она превратилась в «четверть сотни». С этого времени здесь стали селиться как высшие придворные чины, так и прочий служилый люд.
Дом № 10 дом О. А. Шуваловой — антикварный магазин Г. Волкова (1810-е; середина XIX века). В здании располагается Музей личных коллекций.
В следующем доме Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (1898—1912; архитектор П. И. Клейн). После пожара 1547 года между домами № 10—14 находился царский Конюшенный (он же Колымажный) двор. Во 2-й половине XVIII века на месте Колымажного двора построен Запасной конюшенный двор с общедоступным манежем. В 1830-х годах постройки Колымажного манежа использовались как пересыльная тюрьма. В 1898 году на этом месте по инициативе И. В. Цветаева началось строительство Музея изящных искусств. Большую часть денег на строительство пожертвовал меценат Ю. С. Нечаев-Мальцов.
Вот тут народу много! Очередь в музей так и вьется!
№ 14 — усадьба Голицыных (XVIII—XIX века). Главный фасад дома выходил в Малый Знаменский переулок. В 1865 году здесь был открыт Голицынский музей — один из первых музеев общественного пользования, состоявший из картинной галереи, отдела древностей и библиотеки. Музей просуществовал до 1886 года, когда был продан с аукциона. Значительная его часть попала в Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. В 1892 году была построена гостиница «Княжий двор» (архитектор В. П. Загорский). В 1895 году архитектор П. М. Самарин возвёл вокруг усадьбы новую ограду. В 1920-е годы здание было приспособлено для Коммунистической академии (архитектор С. К. Родионов). В 1988—1994 годах здание было реконструировано для размещения Музея частных коллекций. В 2005 году Музей имени А. С. Пушкина перевёл Музей личных коллекций в дом О. А. Шуваловой (№ 10, здесь же разместилась Галерея искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков.
Напротив Музея имени А. С. Пушкина- Храм Христа Спасителя.
Храм является коллективным кенотафом воинов Русской императорской армии, погибших в войне с Наполеоном, на стенах храма начертаны имена офицеров, павших в Отечественной войне 1812 года и Заграничных походах 1797—1806 и 1813—1814 годов.
Оригинал храма был воздвигнут по проекту архитектора К. А. Тона. Строительство продолжалось почти 44 года : храм был заложен 22 сентября 1839 года, освящён 26 мая 1883 года. Здание храма было разрушено в разгар сталинской реконструкции города 5 декабря 1931 года. Заново отстроен в 1994—1997 годах.
Первоначально на месте разрушенного храма планировалось возвести Дворец Советов. Строительству Дворца Советов, начатому в 1937 году, не суждено было завершиться, началась Великая Отечественная война. Из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы, а вскоре едва поднявшееся от уровня фундамента здание пришлось разобрать совсем. От идеи строительства Дворца Советов окончательно отказались в 1956 году.
К тому же храм когда-то был построен на топком берегу Москва-реки на моренных дубовых сваях, фундамент несостоявшегося дворца просто поглотило болото. В 1960 году на месте собора появился открытый плавательный бассейн «Москва», просуществовавший до 1994 года
№ 13 — особняк, неоднократно перестраивавшийся, изначально был в собственности Нарышкиных. В 1-й половине XIX века его приобрела вдова генерала Д. С. Дохтурова княжна М. П. Оболенская (1771—1852). В 1856 году в доме проживал участник восстания 1825 года С. П. Трубецкой. С 2004 года в здании находится Картинная галерея Ильи Глазунова.
Вообще участок, на котором стоят дома № 9—13, издавна принадлежал семейству Нарышкиных. После смерти последнего из них, генерал-поручика Василия Нарышкина, владения были разделены между его племянницами. Участок с домами № 9—11 отошли в качестве приданого к Алексею Федоровичу Грибоедову, дом № 13 так и остался за Нарышкиными.
Пройдя по Волхонке свернем к набережной на улицу с милым и сонным названием Ленивка.
Название известно с XIX века. В разное время улица также называлась Ленивый Торжок и Ленивый Вражек. Первое название дублирует название рынка (торга, торжка, находившегося здесь в конце XVII века (ленивыми назывались торги, где товар продавался прямо с телег, второе — название оврага, по которому протекала речка Ленивка, левый приток Москвы-реки.
Улица совсем не большая и соединяет Волхонку с Пречистенской набережной.
Название набережной возникло в XVIII веке по улице Пречистенка и первоначально относилось лишь к части её современной длины. В 1924 году вместе с бывшей набережной Храма Христа Спасителя, которая шла от Соймоновского проезда до Большого Каменного моста, была переименована в Кропоткинскую. В 1992 году набережной было возвращено её историческое название.
Если уж быть совсем точной, вышли мы к реке на стык двух набережных: Пречистенской и Кремлевской, напротив театра Эстрады.
Ещё в XII—XIV веке под стенами Кремля в неглубокой части Москвы-реки находился брод. Около брода пересекались две дороги, одна из которых, идущая вдоль реки, превратилась в современную Кремлёвскую набережную. В XIV веке стена деревянного Кремля прошла вдоль самой реки, а на месте брода был построен бревенчатый мост.
Современный вид с гранитной отделкой наклонной подпорной стенки набережная приобрела в 1936 году (проект И. А. Француза). Большей частью Кремлёвская набережная проходит вдоль стены Кремля, мимо Водовзводной, Благовещенской, Тайницкой, 1-й и 2-й Безымянных, Петровской и Беклемишевской (Москворецкой) башен. Между проезжей частью набережной и кремлёвской стеной посажены липы.
Московский государственный театр эстрады открылся в июне 1954 года. Новый театр получил здание на площади Маяковского, в котором когда-то был театр-варьете «Альказар»(именно оно стало прообразом театра-варьете у М. Булгакова, а затем работал Театр сатиры. Создателем Театра эстрады стала группа ведущих артистов московской эстрады во главе с народным артистом РСФСР Н. П. Смирновым-Сокольским. В феврале 1961 года Н. П. Смирнов-Сокольский перерезал алую ленточку во второй раз — Театр эстрады переехал на Берсеневскую набережную, в бывший клуб Дома правительства, где работает и по сей день.
Поднимемся на Большой Каменный мост и попадем в уже знакомое нам Замоскворечье. Прогулка по мосту в такую погоду (прямо скажем совсем не зимнюю) удовольствие ниже среднего- сырой ветер пробирает до костей.
Большой Каменный мост — один из мостов через Москву-реку. Соединяет Боровицкую площадь, улицы Моховую и Знаменку вблизи Боровицкой башни Кремля с улицей Большая Полянка на Болотном острове, пересекающей Водоотводный канал по Малому Каменному мосту.
Пройдя по Большому Каменному мосту выходим к кинотеатру «Ударник» и Репинскому скверу.
Про кинотеатр я уже как то рассказывала, повторятся не буду, напомню только, что у кинотеатра планировалось сделать раздвижную крышу. По факту: крыша раздвигалась один раз в день открытия кинотеатра, с тех пор механизм заело намертво и вот уже 86 лет (с 1931 г.) он в том состоянии и прибывает.
А вот так выглядит Репинский сквер зимой. В конце сквера памятник М. Шемякина «Дети- жертвы пороков взрослых» о котором я уже как-то рассказывала.
От Репинского сквера и кинотеатра «Ударник» можно пройти по Большой Полянке к м. Полянка. Или пройдя немного по скверу свернуть в Лаврушинский переулок и, пройдя по нему, выйти к м. «Третьяковская». К слову, очередь в Третьяковскую галерею огромная! До библиотеки им. Ушинского.
Несмотря на обилие информации и интересных объектов, ходили мы с вами совсем не долго, больше говорили.
Благодарю за внимание!