Татьяна Краснова
Занятие по нетрадиционному рисованию «Морозные узоры»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Морозные узоры»
Цель: научить детей изображать зимнее явление природы «морозные узоры» при помощи графических элементов (линий, точек, кружочков, завитков и т. д.).
Задачи:
Обучающие
Познакомить с техникой рисования «фотокопия» (рисование свечой);
Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом, помочь детям освоить метод спонтанного рисования;
Развивающие
Публикация «Занятие по нетрадиционному рисованию „Морозные узоры“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Рисование, зимние рисунки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морозные узоры на окне. Занятия по рисованию
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве;
Развивать воображение, творчество;
Воспитательные
Воспитывать интерес к зимним явлениям природы;
Воспитывать аккуратность при выполнении;
Материалы для занятия:
заготовка окна;
кусочек свечки;
акварельные краски;
кисть с широким ворсом;
стаканчик с водой;
фотографии с зимней природой, слайды с морозными узорами;
музыка П. И. Чайковский «Времена года. Январь».
Предварительная работа: наблюдения за морозными узорами на окнах в зимнее время; чтение стихов о зиме, загадки про зиму, зимние явления природы.
Ход занятия
1. Организационная часть
Звучит музыка П. И. Чайковского «Январь»
2. Введение игрового момента.
- Ребята, скажите, какое сейчас время года? (зима)
- Зима – замечательное время года! Зимой происходят разные чудеса! Вот и я получила неожиданно небольшую посылку, а в ней шкатулка. Хотела в нее заглянуть, да вот беда, она не открывается. Кажется, я знаю, в чем дело. Она откроется тогда, когда вы назовете зимние явления природы. Кто знает.
(Дети перечисляют: лед, снежинки, метель….)
- Молодцы, ребята!
(Воспитатель открывает шкатулку.)
- Ребята, а здесь лежит снежинка со стихотворением-загадкой:
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
Это клен, а это ива,
Вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво
Белой краскою одной!
Я гляжу – не оторваться:
Веток линии нежны!
А художник – рад стараться,
Даже кисти не нужны.
- Интересно, кто же этот художник? (Мороз)
- Конечно, Мороз.
-Правильно. (Показ слайда «Мороз»; воспитатель рассказывает)
-Как наступает зима, приходят и холода. По свету гуляет Мороз. Прохаживается он по лесам и полям, городам и селам. Приходил он и в наш дом. Постучался в окошко, а мы в это время спали и ничего не слышали. Оставил нам Мороз письмецо распрекрасное. Проснулись мы утром, посмотрели в окошко. Какое красивое! Расписное! Все в кружевах и узорах! Это Мороз нам написал, нарисовал.
- Ребята, на что похожи узоры мороза? (веточки — травинки беленькие, снежинки, цветы ледяные, листочки пальм, перышки диковинных птиц, завитушки и крючочки студеные.)
- Ребята, а как вы думаете, как Мороз эти узоры рисует? (Дует на стекла холодом, по волшебству, бросает на окна снежинки, и они приклеиваются к окошку.)
- На самом деле от холодного, морозного воздуха капельки воды, которые присутствуют в воздухе, оседают на холодном стекле, замерзают и превращаются в льдинки, похожие на тончайшие иголочки, которые расходятся в разные стороны по стеклу. За холодную ночь их образуется много-много, они как бы наращиваются друг на друга. И в итоге получаются разные узоры и рисунки, в которых можно даже увидеть очертания знакомых предметов. Вот, оказывается, как образуются морозные узоры, а художником здесь, без сомнений, является Мороз. И, мы, с вами, имели возможность наблюдать их. (Елочку, снежинки, снеговика, цветы, птиц и др.)
- Ребята, а как вы думаете, мы с вами смогли бы нарисовать узоры таким образом, чтобы вначале они были не видны, а потом вдруг проявились, как у Мороза? (Нет.)
- Действительно, для этого нужно быть настоящим волшебником. Я предлагаю сейчас нам отправиться в волшебную мастерскую, чтобы попробовать создать такие узоры. Давайте произнесем волшебные слова:
«Вокруг себя обернись, в волшебной мастерской очутись.»
2. Практическая часть.
- Вот мы и оказались в той самой мастерской.
(Педагог устраивается за своим рабочим столом. Дети стоят возле него, наблюдая за творческим процессом)
- Сейчас, мы с вами попробуем сотворить волшебство – нарисуем морозный узор.
- Как же и чем нам нарисовать узоры, как у мороза? Оказывается, есть такие материалы, рисуя которыми можно получить совершенно невидимые узоры. Этот материал – свечка. А, если поверх узоров, нарисованных свечкой, покрыть акварельными красками, узоры проявятся, как будто проявляется фотопленка. Этот способ рисования так и называется «фотокопия».
- С чего же нам начать? (Изучение инструкции)
- Итак, нам понадобится заготовка окна, кусочки свечи. Свечой мы будем рисовать узоры. Включаем нашу фантазию, рисуем веточки, завитки.
(Воспитатель показывает последовательность работы.)
- Начинать рисовать лучше всего в его верхней части, спускаться вниз по мере заполнения окна невидимым узором, чтобы рисуемые элементы не накладывались друг на друга.
-Теперь начинается настоящее волшебство: берем кисточками волшебную краску и наносим ее на наши стекла. (Педагог демонстрирует)
- Ребята, а как вы думаете, почему линии, сделанные свечой, не окрашиваются краской? (Мнения детей.)
- Свечка состоит из вещества — под название воск, который отталкивает воду. Вода, как будто скатывается с его поверхности. Поэтому рисунок, выполненный свечой, проявляется только лишь после нанесения на него акварельной краски, разведенной водой.
- Итак, смотрим, что у нас получилось. Настоящие морозные узоры!
- Хотите попробовать сами? Тогда присаживайтесь за рабочие места.
Пальчиковая гимнастика.
Приступайте к работе.
(Дети работают, звучит зимняя музыка. Педагог просматривает, оказывает помощь.)
- Молодцы, ребята, вы настоящие волшебники. Берем наши работы, пришла пора возвращаться в детский сад. Произносим слова:
«Вокруг себя обернись, в детский сад возвратись»
- Вот мы и вернулись в нашу группу.
(Дети выставляют свои работы)
3. Итог занятия.
На стекле морозный иней.
Сколько черточек и линий!
Знаю только я одна,
Кто стоит там у окна.
Н. Френкель
- Какие замечательные окна и волшебные узоры на них. Они у вас получились.
- Вам понравилось работать в мастерской? Ребята, напомните, чем мы сегодня рисовали?
- Как называется этот нетрадиционный способ рисования?
- Вспомните, как надо рисовать.
- Когда-нибудь, мы снова побываем в мастерской. А сейчас наше занятие подошло к концу. Спасибо всем!