Ирина Анатольевна Казьмина
Мастер-класс по рисованию солью с детьми старшего дошкольного возраста «Морозные узоры»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»
1. Способствовать желанию участвовать в разрешении проблемно-игровых ситуаций.
2. Вызвать интерес к созданию образа снежных узоров различными нетрадиционными техниками.
3. Активизировать, уточнять и обогащать представления детей о зимних явлениях
4. Вызвать положительный эмоциональный настрой.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
1. Побуждать детей к желанию общаться;
2. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.
Публикация «Мастер-класс по рисованию солью с детьми старшего дошкольного возраста „Морозные узоры“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Рисование, зимние рисунки
- Морозные узоры на окне. Занятия по рисованию
- Рисование. Все материалы
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Рисование солью
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
3. Активизировать речь детей; развивать внимание, память, мышление, воображение; логического мышления.
4. Формировать умение действовать по правилам
5. Воспитывать любовь к красоте родной природы,
6. Воспитывать уважение друг к другу и взаимопомощь, чувство ответственности.
Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие»
1. Закреплять умение рисовать с помощью нетрадиционной техники.
2. Развивать творческое воображение, фантазию.
Образовательная область «Физическое развитие»
1. Укреплять психическое здоровье дошкольников через ритуалы начала и окончания ООД, осуществление индивидуального подхода к каждому ребёнку.
2. Продолжать развивать тактильную чувствительность кистей рук, точность движения, мелкую моторику, навыки рисования клеем, на плоскости.
3. Развивать умение самостоятельно придумывать движения во время физкультминутки.
Предварительная работа.
Знакомство с кружевоплетением. Наблюдение на прогулке за формой и структурой снежинок с помощью лупы. Сравнение вологодских кружев с морозными узорами и снежинками. Изучение свойств воды, экспериментирование с водой. Чтение художественной литературы о зиме. Беседы о зиме.
Демонстрационный материал:
• На мольберте облако, капелька, снежинки;
• Волшебная палочка;
• Следы (дорожка из льдинок)
• Окно с морозными узорами
• Слайды «Морозные узоры»;
• Снежный туннель;
• Сундучок
• Образцы снежинок
• Магнитофон, мультимедио;
• Большое облако, маленькие облака с изображение эмоций;
Раздаточный материал:
• Картон голубого цвета;
• Клей ПВА;
• Поваренная соль в солонках;
• Подкладные салфетки
• Влажные салфетки;
• Сердечки
Ход ООД:
Воспитатель:
Внимание! Внимание!
Дорогие зрители,
Чудеса сейчас придут
Интересно будет тут!
Я на вас погляжу,
Да и сказку расскажу!
Вы на ус всё намотайте,
Сказку рассказать мне помогайте!
Сказка о капельке. (Под волшебную музыку воспитатель рассказывает сказку)
Воспитатель: Ребята, сегодня я вам расскажу сказку о Зиме, но не простую, а волшебную. Жила-была маленькая Капелька на большом белом облаке. Жила она одна и скучно ей было. Захотела Капелька посмотреть, что там за облаком. Решила она спрыгнуть с облака. Только она полетела вниз, как вдруг превратилась в красивую Снежинку. Она летела и кружилась, кружилась в воздухе и любовалась своим белоснежным нарядом. А когда она опустилась на землю, то увидела своих сестриц. И она очень обрадовалась и больше не никогда грустила.
Воспитатель: Ребята, подскажите, почему же Капелька превратилась в Снежинку? (ответы детей). -Давайте вспомним, что же происходит с водой зимой? (ответы детей). -Ребята, а еще снежинки мы можем увидеть на окнах. -Кто же их рисует на окнах? (Помощник Зимы- Мороз). -Правильно Мороз рисует снежинки на окнах и это называется морозные узоры - А вы хотите научиться рисовать морозные узоры? -Чтобы научиться рисовать узоры на стекле как Мороз, нам нужно попасть в волшебное царство морозных узоров. А попасть нам поможет туда, моя волшебная палочка. (Под музыку «Метель»). Гаснет свет, включается светильник, дети попадают в волшебное царство морозных узоров.
-Я знаю волшебные слова:
Глазки закрывайте,
И немного помечтайте.
Раз, два, три повернитесь! В волшебном царстве
Морозных узоров окажитесь!
-Вот мы с вами оказались в царстве морозных узоров. Ребята, посмотрите, а вот дорожка из льдинок, куда же она нас приведет? А привела она нас в видеостудию, где знакомят с морозными узорами. Давайте посмотрим, какие красивые морозные узоры рисует на окнах Мороз.
Слайд-шоу «Морозные узоры"
Что же можно увидеть на окне в морозном узоре?
Дети: Сказочный зимний лес, заснеженные ветви деревьев, веточки-травинки беленькие, снежинки, цветы ледяные, листочки пальм, перышки диковинных птиц, завитушки и крючочки студеные.
Вос-ль: Ребята, скажите, пожалуйста, как на стеклах получаются такие красивые узоры? (ответы детей)
Дети: Дует на стекла холодом; по волшебству; бросает на окна снежки, и они приклеиваются к окошку.
Воспитатель: Когда на улице очень холодно, а в доме – тепло, теплый воздух соприкасается с холодным стеклом, оставляя на окне красивые снежные узоры.
-Ребята, как вы думаете, мы с вами смогли бы нарисовать такие морозные узоры?
На самом деле можно попробовать. Но Волшебник мороз заморозил все наши карандаши. А чем ещё можно рисовать? (фломастерами, красками, гуашей).
-А я вам предлагаю пробраться по снежному туннелю в мастерскую Мороза и посмотреть, чем еще можно рисовать.
-Посмотрите, а вот и волшебный сундучок Мороза, давайте посмотри, что там. (В сундучке клей ПВА и соль). Оказывается, с помощью клея и соли тоже можно рисовать. И сейчас мы узнаем как. Чтобы получился морозный узор, сначала мы рисуем его клеем ПВА на картоне, затем засыпаем солью. Частички соли прилипают к клею и образуют морознее узоры. Немного ждем, затем стряхиваем, лишнюю соль. И узор готов. Эта техника называется техника «солевого» рисования.
Мы с вами будем работать по плану:
1. Придумать эскиз будущего узора;
- Закройте глаза, и представьте себе, как мороз рисует на нашем окне морозные узоры. Помните, что узоры бывают разные : дугообразные, спиралевидные, волнообразные, принимают вид снежинки и так далее.
2. Выполнить рисунок при помощи клея;
-Но прежде чем, приступить к работе, нам нужно размять пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Я мороза не боюсь, (Грозят пальчиком)
С ним я крепко подружусь. (Руки в «замок»)
Подойдет ко мне мороз, (Шагать двумя пальчиками по столу)
Тронет руку, тронет нос. (Трогают)
Значит, надо не зевать, (Грозят пальчиком)
Прыгать, бегать и играть. (Загибать пальчики)
-Пальчики мы размяли, а теперь произнесем заклинание, чтоб у нас получились красивые узоры.
Заклинание
На прозрачном, на листе
Солью мы рисуем.
Подарить хотим мы всем
Сказку ледяную.
3. Равномерно покрыть рисунок солью и дать высохнуть.
Самостоятельная работа детей (дети самостоятельно выполняют рисунки, воспитатель оказывает индивидуальную помощь). - Молодцы! Какие красивые морозные узоры получилась у вас. Нужно некоторое время, чтобы они высохли.
Физкультминутка «Морозные узоры»
(Под музыку «Танец снежинок»)
А мы с вами отдохнём и нарисуем узоры с помощью движений, музыки и лент (дети с лентами импровизируют узоры под музыку).
- Дети, какие красивые узоры у вас получились! Как настоящие! -Как вы их назовете? - Каким словом тебе хочется их назвать?
Даю возможность детям выразить свои мысли, чувства, эмоции – высказаться. Дети придумывают эпитеты-прилагательные: оригинальные, сказочные, волшебные, загадочные, таинственные.
-Ребята, а что вы увидели в этих зимних узорах? Дети: Сказочные цветы, спящие деревья, перья прекрасных птиц и т. п. -Ребята, а давайте все вместе прочитаем стихотворение
«Морозные узоры»
Дед Мороз на окна дышит,
На стекле картины пишет:
Стрелы, башни и цветы
Небывалой красоты!
Из какой хрустальной сказки
Раздобыл он эти краски?
Блещет искрами листва,
Серебрятся кружева…
Ух, какая красота. (В. Татаринов)
Вы тоже, ребята, только что создали необычную красоту. Молодцы! Даже настроение приподнялось. Какие чувства вы сейчас испытываете? Дети: Радость, бодрость, чувство восхищения, восторг, волшебство.
Воспитатель: Красота, дети, создает прекрасное настроение! Делает нас добрее, душевнее… Спасибо вам за красоту, за прекрасное настроение! А теперь возьмите изображение снежинки и приклейте рядом с тем рисунком, который вам понравился больше всех. Дети отмечают понравившиеся работы и объясняют свой выбор.
-Ну а нам пора возвращаться в детский сад. Садитесь на волшебную снежинку, которая нас доставит в детский сад. Ну, вот теперь можно и лететь (под музыку).
Релаксация (под музыку)
Закройте глаза и представьте, что мы пролетаем мимо большого облака. Сделайте глубокий вдох и представьте, что вы взбираетесь вверх по облаку, а, выдыхая - скатываетесь с него, как с горки. Упражнение повторить трижды. Откройте глаза, и посмотрите навстречу вам летят снежинки, но они разные: одни грустные, другие веселые. Если вам понравилось занятие, то вы возьмите веселую снежинку, а если нет, то грустную Вот мы и снова очутились в детском саду.
Воспитатель: Вам понравилось занятие? Что было самым интересным? А самым трудным? Кому мы помогали? С кем встречались на своём пути?