Наталья Шнякина
«Мордовский край, люби и знай». Конспект занятия по познавательному развитию (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
- Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине.
- Закрепить знания детей о Республике Мордовии
- Воспитывать у детей нравственные качества, уважительное отношение к людям, доброжелательность.
- Способствовать усвоению детьми социальных норм и правил. В игровой форме дать детям возможность приобрести и закрепить навыки культурного поведения.
- Воспитывать дружелюбие, сопереживание и толерантность.
- Воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к родному краю.
Публикация «„Мордовский край, люби и знай“, Конспект занятия по познавательному развитию (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мордовия
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
- Продолжать развивать речь детей, пополнить словарный запас. Активизировать речевые навыки.
- Закрепить умения детей отвечать на вопрос полным предложением. Заинтересовать детей, дать возможность каждому проявить себя. Создать атмосферу радости, доброжелательности и творчества.
- Способствовать развитию любознательности, мышления.
- Способствовать развитию связной, грамматической, звуковой культуры речи.
Методические приемы:
• Наглядный - рассматривание иллюстраций, альбомов.
• Словесный - беседа, чтение стихов, пословиц, словарная работа.
• Игровой – динамическая пауза, мордовская народная игра «В горщки».
Материал для занятия :
- Карта Мордовии, глобус,
- Альбом с фотографиями города, выставка книг,
- Куклы в национальном костюме, ТСО.
Словарная работа:
Шачема крайняй, сяканя.
Предварительная работа:
- Рассматривание альбомов о Мордовии, экскурсии по улицам города,
- Беседа о мордовском народном творчестве, рассматривание женской национальной одежды, вышивка, узоры.
- Чтение стихов, произведений о Мордовии, разучивание динамической паузы, обыгрывание игр и др.
1. Организационный момент.
Звучит мордовская музыка.
Земли есть и красивей –
Мне не надо иной:
Ты ведь тоже Россия,
Край мордовский родной. (М. Бебан)
2. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, сегодня наше занятие необычное, занятие – путешествие по нашему краю, по нашей республике.
Воспитатель: Как называется республика, в которой мы живем?
Дети: Мордовия.
Воспитатель: Посмотрите на карту нашей Родины. Мордовия находится в центре России. Ребята, как называется столица России?
Дети: Москва.
Воспитатель: Теперь назовите столицу нашей республики, столицу Мордовии?
Дети: Саранск.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрите (указать на карту) прекрасна мордовская земля! Здесь сменяют друг друга дремучие леса, звонкие березовые рощи, чистые сосновые боры, необъятная ширь ярко – голубого неба с белыми облаками – лебедями, зеленый ковер лугов. Синь небес отражается в реках Мокши и Суры.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним стихи о родном крае, о Мордовии, которые учили на предыдущих занятиях.
В России средь березовых просторов,
Полянка есть – Мордовия моя.
Она – как песня матери,
С которой за горы уходил и за моря.
Мордовия моя – леса и пашни,
Цветов и птиц привольная страна,
Ужели стороны родимой краше
На свете есть другая сторона.
Мордовия моя – моря пшеницы,
Волшебных зерен золотой улов,
Суры бурливой синие зарницы,
Дорог широких беспокойный зов.
Мой край родной – мордовская земля,
Тебе слагаю песни я свои.
Люблю твои раздольные поля,
Суры и Мокши чистые струи.
Люблю твоих нарядов простоту,
Твои обряды, звучный твой язык,
Твоих сказаний смелую мечту,
Который с детства я внимать привык.
Здравствуй, утренняя зорька!
Здравствуй мой, мордовский край.
Ах, клубничная сторонка,
Я люблю тебя, ты знай!
Побегу босая утром
В Мокше – речке окунусь,
Обниму глазами небо,
На храм божий помолюсь.
Озорная звонким смехом
На траву прилягу я,
Чтобы слышать птичьи песни,
Чтоб послушать соловья.
Воспитатель: На территории Мордовии дружной семьей живут и трудятся люди разных национальностей: русские, мордва : мокша и эрзя, татары и другие народы.
Послушайте, как они говорят о родной земле
- Шачема крайнязе!- признаются в любви к нему мокшане.
- Тиринь енксонок! – ласково и нежно называют эрзяне.
- Родная, родная, родная земля, как клятву верности произносят
русские.
- Туган племне ойрэну! – с любовью говорят о нем проживающие
здесь татары.
Воспитатель: Теперь послушайте, ребята, как прекрасен и певуч мордовский язык.
- Пяк пара кяленьке роднойсь,
Сон ялганконьди седихть панжи,
Сон шуди, кода мазы жойфсь,
Сон оцю садса марлюкс панжи.
- С чем сравню тебя мордовский,
Мой родной язык певучий!
Может, с юною березкой
Или с яблоней цветущей?
Схож ты с соловьиной трелью,
С песней жаворонка в поле,
Пахнешь ты землей апреля,
Льешься речкой в водополье.
Воспитатель: Ребята! Среди просторов нашей большой страны есть край, родная земля, где ты родился, вырос, это город, в котором ты живешь.
Воспитатель: А сейчас мы с вами немного отдохнем
Динамическая пауза
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы с вами сегодня очень много говорили о нашем родном крае. Давайте немного поиграем, и узнаем, как вы знаете свой родной мордовский край.
Д/и «Кто живет в наших лесах?»
Дети на столе создают картину леса и дополняют её по мере высказывания детей.
Воспитатель: Лес - это сообщество разных растений и животных. Ребята, что растет в наших лесах?
-Кто в нем живет?
-В лесу все нужны друг другу. Как, вы думаете, кому нужны деревья? Зачем?
-А чем питаются животные? Кто на кого нападает?
-А что еще есть в наших лесах, кроме зверей и птиц?
-Какие ягоды растут в наших лесах? Грибы?
-А все ли грибы можно собирать?
-Какие редкие животные нашего края в целях их сохранения занесены в красную книгу? (зубр, летучая мышь, выхухоль, черный аист, беркут)
-Какие растения занесены в Красную книгу? (ландыши, лилия, рогульник)
Воспитатель: Давайте улыбнемся, как хорошо вокруг!
Природа наш хороший, наш добрый, верный друг.
Для нас лесной кузнечик споет среди травы,
А ветер нам сыграет на клавишах листвы.
Итог занятия.
Молодцы! На этом наше занятие закончилось, спасибо.