Мария Мустайкина
Мордовский фольклор в развитие речи у детей дошкольного возраста как неотъемлемая часть театрализации
▼ Скачать + Заказать документы
«…САМЫМ ВЫСОКИМ ВИДОМ ИСКУССТВА,
САМЫМ ТАЛАНТЛИВЫМ, САМЫМ ГЕНИАЛЬНЫМ
ЯВЛЯЕТСЯ НАРОДНОЕ ИСКУССТВО, ТО ЕСТЬ ТО,
ЧТО НАРОДОМ СОХРАНЕНО, ЧТО ЗАПЕЧАТЛЕНО
НАРОДОМ, ЧТО НАРОД ПРОНЕС ЧЕРЕЗ СТОЛЕТИЯ…
В НАРОДЕ НЕ МОЖЕТ СОХРАНИТЬСЯ ТО
ИСКУССТВО, КОТОРОЕ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ЦЕННОСТИ».
М. И. КАЛИНИН.
Театр – это волшебный мир! Он дает уроки красоты, морали и
нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие
духовного мира детей.
Б. М. Теплов.
Публикация «Мордовский фольклор в развитие речи у детей дошкольного возраста как неотъемлемая часть театрализации» размещена в разделах
- Мордовия
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Театрализация в обрядовых действах мордвы, в художественном творчестве занимает одно из наиболее заметных мест. Возникновение народной драмы относится к тем временам, когда пока еще неосознанно, но уже ощутимо преображение и маскировка как театральные элементы стали применяться в магических, семейно – бытовых. В группе магических обрядовых действ интерес вызывают преимущественно те, что находятся в тесной взаимосвязи с эстетическими принципами народа. Позже драматизированная игра стала выступать как осознанное средство усиления и воспитания. Воспитание добротой, утверждение неразрывной связи человека с природой, сопричастность его к судьбе семьи, рода, села – такова в основном идейная направленность народно – театрального творчества. С драматургически выстроенными и логически завершенными эпизодами можно встретиться во время разыгрывания традиционной мордовской свадьбы.
Гибкая и всегда актуальная по своей природе, народная драма немало делает в развитии личности, помогает наглядно представить духовную культуру и традиции народа.
Театрализованная деятельность в детском саду- это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, речь, умение видеть необычные моменты в обыденном.
-Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.
-Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.
Значение театральной деятельности в дошкольном учреждении очень велика
В детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять, всем видам детского театра, потому что они помогают:
- сформировать правильную модель поведения в современном мире;
- повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценностям;
- совершенствовать речь ребенка, активизировать словарь, совершенствовать звуковую культуру речи, ее интонационный строй; улучшают диалогическая речь, ее грамматический строй;
-познакомить ребенка с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый интерес;
- дает элементарные представления о видах театра;
- совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению;
- творчески относиться к любому делу, умение общаться со сверстниками и взрослыми, развитию сценического творчества, музыкальных и артистических способностей детей;
- развивает навыки публичного выступления и творческого содружества.
Потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребёнка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.
Народные игры, содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью. В процессе игр – забав, считает Т. Тарасова, не только развивается речь, но и мелкая моторика.
Воспитывать у дошкольников любовь и уважение к национальной культуре через;
- фольклорно – игровые занятия;
- дидактические игры и упражнения;
- рассматривание иллюстраций, книжек – малышек, раскладушек;
- игры – драматизации;
- досуги и праздники;
- подвижные народные игры (с пением, речевым сопровождением);
- хороводы.
Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач в детском саду является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение, особенно в первые дни жизни ребёнка в детском саду. Особую значимость приобретает и народный фольклор в период привыкания к новой обстановке, когда ребёнок ещё не может общаться с другими детьми и взрослыми. Тогда на помощь приходит выразительно рассказанная потешка, которая поможет установить контакт с ребёнком.
Фольклорно – игровые занятия проводить не в традиционных формах, а как яркое общение с малышами. Зная уровень развития своих детей, произведения предлагать адекватно их речевым возможностям.
На фольклорно – игровых занятиях использовать приём действенного соучастия детей, привлекать к поисковой деятельности, самостоятельности, развитию фантазии.
Народные песенки, потешки, частушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который помогает увеличить запас слов у малышей. Используя этот материал на речевых занятиях, развивается звучность, ритмичность, напевность. Занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить; что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
С помощью разучивания поговорок и пословиц формируются умения лаконично, выразительно выражать свои чувства, интонационно окрашивать свою речь.
Интерес к культуре народа, доминантой которой является язык, делает актуальной проблему его сохранения. Это относится и к республике Мордовия.