Гульнара Сабирьянова
Сценарий мероприятия «Край мой родной-Башкортостан!»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей:
- социально-коммуникативное развитие - (нравственное и патриотическое воспитание);
- познавательная область - (приобщение к социально-культурным ценностям);
- речевое развитие - ( развитие речи: формирование словаря, грамматического строя речи, связной речи.);
- художественно-эстетическое развитие – (приобщение к искусству (к музыке, музыкальная деятельность (слушание, пение, музыкально-ритмические движения.);
- физическое развитие – (физическая культура – (подвижные игры.).
Цель:
- воспитание у детей патриотизма;
Публикация «Сценарий мероприятия „Край мой родной-Башкортостан!“» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» февраль 2015
- приобщение к культуре Башкортостана через легенды, игры, напевы, танцы башкирского народа, знакомство с музыкальными инструментами;
- развивать двигательную активность через игры.
Задачи:
Образовательные :
- расширять представления детей о Башкирии, как о родном крае, как о том месте, где он родился и живет и закреплять умение ценить культуру башкирского народа;
- познакомить детей с творчеством Мустая Карима;
- продолжать знакомить детей с устным народным творчеством башкирского народа (с легендами);
- продолжать знакомить детей с башкирскими народными играми;
- продолжать знакомить детей с башкирскими народными музыкальными инструментами, историей их создания и умения слышать и понимать красоту звучания народных мелодий.
Развивающие:
- развивать память, сообразительность, находчивость;
- развивать навыки речевого общения и умение делать выводы;
- обогащать словарный запас и расширить кругозор;
- развивать двигательную активность.
Воспитательные:
- воспитывать патриотические чувства, любовь к национальной культуре;
- формировать интерес к познанию родного края и к ее культуре;
- формировать чувства толерантности.
Предварительная работа:
- проведение НОД: «Наша Родина – Башкортостан!», «Символика Башкирии: гимн, герб, флаг», «Наш город», «Башкирский поэт – Мустай Карим»;
- рассматривание фотографий, иллюстраций о музыкальных инструментах, чтение легенд, стихов и рассказов о родном крае, башкирских сказок;
- прослушивание башкирских мелодий, исполненных на народных инструментах;
- проведение праздника: «Край мой родной, Башкортостан!»;
- экскурсии в библиотеку, музей, по достопримечательностям родного города;
Словарная работа: культура, традиции, поэт, портрет, легенда, кубыз, думбыра, курай, кубызист, думбырист, кураист, озон кой, кыска кой.
Индивидуальная работа:
- с Аидой и Данилом продолжать работать над дикцией: совершенствовать отчетливого произнесения слов и словосочетаний в рассказывании легенд;
- с Анжелой, Ильей К. и Самирой над выразительным чтением стихотворения «Родина»;
- с подгруппой детей над совершенствованием диалогической речи: умение участвовать в беседе, выражать свою точку зрения, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их;
- с Алиной, Амалией, Раилем и Тимуром над развитие навыков пения с инструментальным сопровождением;
- с подгруппой детей над формированием умения двигаться по кругу и в хороводах, ритмично выполнять движения, простейшие перестроения;
- с подгруппой детей над закреплением правил народных игр и умением выполнять действия взятой на себя роли, согласовывая слова с игровыми действиями.
Демонстрационный материал: презентации: «Природа Башкортостана», «К 100-летию Мустая Карима», «Легенда о семи девушках», «Музыкальные инструменты Башкир», сборник башкирских народных легенд и сказок, народные музыкальные инструменты (кубыз, думбыра, курай, головные уборы для девочек и мальчиков, маски: волк, козлята, платок.
Оборудование: мультимидийный проектор, указка.
Методы и приемы:
Словесные: беседа, вопросы, исправления, дополнения, оценка ответов, объяснение, загадки, художественное слово.
Игровые: народные п/и : «Курай», «Наза эбей».
Наглядные: презентации: «Природа Башкортостана», «К 100-летию Мустая Карима», «Легенда о семи девушках», «Музыкальные инструменты Башкир», народные музыкальные инструменты (кубыз, думбыра, курай).
Инновационный метод: презентации.
Ход образовательной деятельности:
Дети под музыку входят в зал и становятся полукругом.
- Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем.
- Ребята, сегодня у нас необычное, праздничное мероприятие. Мы поговорим о культуре нашего края, вспомним, что мы о нем знаем.
- В какой республике мы с вами живем?
- Столица республики Башкортостан?
- Кто такой Салават Юлаев?
- Как называется наш город?
- Каждый из нас Башкортостан называет своей Родиной. Но свою родную республику надо уметь любить, какой бы национальности ты не был.
Песня: «Башкортостан – Родина моя!»
- Ребята, давайте внимательно посмотрим на этот портрет. Это знаменитый поэт Башкортостана – Мустай Карим. В этом году наша республика празднует 100-летие со дня его рождения. И чтобы поближе познакомиться послушаем его стихотворение.
Стихотворение : «Родина» М. Карим.
Мы рассказать хотим о том,
как мы живем в краю родном.
Мой край, родной Башкортостан,
ты лучше всех далеких стран.
В такой чудесной стороне живу,
и счастлив я вполне.
Ты славен лесом, криком птиц.
Кумысом славных кобылиц.
Горы, реки и поля-все это Родина моя!
Вот двор, где есть друзья.
Вот школа, дом, семья.
Вот рой пчелы, вкус меда,
и добрая душа народа.
Здесь вырос мой отец и дед,
и я здесь буду жить, учиться!
Чтобы тебе, мой край родной,
так скоро пригодиться.
Башкортостан - надежда наша.
Как я люблю тебя!
В твой день рождения желаю:
цвети Республика моя!
- Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с легендами башкирского народа. Послушайте легенду о семи девушках.
«В одном селении жили семь сестер красавиц. И были они самыми красивыми и желанными невестами. Никто не мог отличить одну красавицу от другой, так они были похожи и лицом, и станом, и характером.
Однажды красавиц похитил злой хан, желая взять их в жены. Но они ему отказали и решились бежать из плена.
Хан догнал убежавших девушек у подножья горы, у самого обрыва. И тогда башкирские красавицы сбросились со скалы погибли, сохранив свою честь и достоинство.»
- Сейчас наши девочки исполнят танец посвященный этой легенде.
Танец: «Семь девушек.»
- Танцы башкирского народа передавались из поколения в поколение. Без них не обходился ни один праздник, потому, что башкиры, ребята, очень музыкальный народ. Они отличные танцоры, певцы и музыканты.
Башкирия,
Моя земля и небо,
Моя любовь,
Мой соловьиный край!
Мне жаль того,
Кто здесь ни разу не был.
Мне жаль того, кому не пел курай.
- Про курай написано много стихов, песен, сказок и легенд. Послушайте, ребята, легенду о курае.
«Однажды джигит бродивший в лесу услышал дивную мелодию. Это был голос сухого курая, под дуновением ветра издавал мелодию. Тогда джигит срезал его стебель и стал дуть в него. Так он научился играть на курае знакомые мелодии и сочинять новые напевы.»
- Ребята, теперь вы знаете, как появился курай. И с тех пор башкирский народ играет на нём свои задушевные мелодии.
- У башкир очень много народных игр, в которые играли дети раньше и играют теперь.
Игра: «Курай.»
- А сейчас мы узнаем на каких музыкальных народных инструментах еще играли башкирские музыканты.
Презентация: «Музыкальные инструменты Башкир»
1. Лицом повёрнут к твоему лицу,
Дёрнешь его за язычёк –
Назад он прыгнет. (Кубыз.)
(Показ музыкального инструмента).
- Дети, это самый древний башкирский народный музыкальный инструмент – кубыз. Это металлическая дуга с язычком посередине. Когда на нём играют, звучит мелодия. Послушайте игру на кубызе, её вам исполнит наш гость.
(Игра на кубызе).
- На каком музыкальном инструменте играл музыкант? (Кубыз).
- Как называют музыканта игравшего на кубызе? (Кубызист).
2. Только тронешь – запоёт,
Людям радость принесёт.
У неё звенит струна,
Голосом поёт она. (Домра)
(Показ музыкального инструмента).
- На этом инструменте играют и женщины и мужчины. Он сделан из дерева имеет грушевидную форму. Послушайте звучание инструмента.
(Игра на домре).
- На каком музыкальном инструменте играл музыкант? (Думбыра)
- Как называют музыканта игравшего на домре? (Думбырист)
3. Дитя во поле растёт,
Принесёшь домой, поёт.
Я на нем пять дырок сделал,
Начал дуть да подувать. (Курай)
(Показ музыкального инструмента).
- Он похож на дудочку. Изготавливают его из стебля сухого растения, который называется – курай. Вырезается из стебля тонкая трубка, на ней проделывают пять отверстий и инструмент готов.
(Звучит мелодия курая – озон кой).
- Ребята, на каком музыкальном инструменте сейчас играли? (На курае)
- Как называют музыканта игравшего на курае? (Кураист)
- Какое у вас теперь настроение (Грустное) А грустное оно потому, что мелодия протяжная, долгая, а называется она озон кой.
- Курай гордость башкирского народа. На нем очень любят играть башкиры. А как красиво и мелодично он звучит. Давайте еще послушаем звучание курая.
(Звучит мелодия курая – кыска кой).
- Какое у вас теперь настроение (Веселое) А веселое оно потому, что мелодия быстрая, веселая, а называется она кыска кой.
- А теперь послушаем как все эти инструменты звучат вместе.
Ансамбль башкирских народных инструментов.
Игра: «Наза эбей.»
- Народные игры создавались веками, поэтому мы не должны их забывать, т. о. сохраняя традиции башкирского народа.
Как мы нарядны и красивы,
Как весело – посмотри,
Давайте вместе мы попляшем,
Взялись за руки, раз, два, три.
Звучит башкирская мелодия
И не устоишь на месте.
«Парный башкирский танец.»
Великую землю, любимую землю.
Где мы родились и живём.
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой.
Мы Родиной нашей зовём.
Мы дети Родины, своей большой страны.
Мы всех счастливей, всех сильней,
Покуда вместе мы!
Песня : «Башкортостан – ильгенам»
- Вам понравился наш праздник?
- Как зовут знаменитого башкирского поэта, написавшего стихотворение «Родина», которому в этом году исполняется 100лет?
- С какими легендами башкирского народа вы сегодня познакомились?
- С какими башкирскими народными музыкальными инструментами вы сегодня познакомились? (Кубыз, думбыра, курай)
- Как называется мелодия протяжная, долгая? (Озон кой)
- Как называется мелодия быстрая, веселая? (Кыска кой)
- В какие башкирские народные игры вы играли?
- Ребята, раз мы родились живём в Башкирии, мы должны знать свою культуру, свой язык, свои обычаи и традиции. Пусть всегда будет мир и дружба в этом удивительном краю. Здесь хватит места для всех на родов.
- А теперь, ребята, поблагодарим наших гостей за то, что они нашли время прийти к нам и дали возможность услышать живое звучание башкирских народных инструментов.