Татьяна Дементьева
Конспект занятия по знакомству с родным краем — Республикой Башкортостан в средней группе «В гости к нам пришла Айгуль»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: приобщение к культуре коренного населения Республики в которой мы живём, а именно башкир через фольклор :сказку, игру, песню.
Цель:добиться эмоционального восприятия, желания принять активное участие в игре и в пении.
Словарная работа:колыбель, колыбельная, юрта (тирмэ, хаумыхыгыз (здравствуйте).
Материал:кукла Айгуль в национальной башкирской одежде, колыбель, 4 платка для игры "Юрта", диск с башкирской музыкой для игры.
Публикация «Конспект занятия по знакомству с родным краем — Республикой Башкортостан в средней группе „В гости к нам пришла Айгуль“» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
Предварительная работа:чтение башкирской сказки "Ленивый сын", колыбельной Ю. Гарея "Колыбельная".
Ход занятия:
В группу входит воспитатель в башкирской национальной одежде с куклой Айгуль которая также в национальной одежде.
-Здравствуйте, ребята! Я сегодня пришла не одна, со мной пришла девочка,её зовут Айгуль.
Посмотрите какая красивая на нас одежда! Это национальная одежда народа башкир, которые живут в нашей Республике.
-А кто вспомнил как называется наша Республика?
-Правильно, Республика Башкортостан! Давайте повторим все вместе Башкортостан!
-Айгуль хочет поздороваться с вами на башкирском языке.
-Хаумыхыгыз, ребята (за куклу говорит воспитатель).
-Давайте мы тоже поздороваемся с Айгуль по-башкирски, вначале все вместе говорим
-Хаумыхыгыз! А сейчас все по очереди, она будет к вам подходить и здороваться, а вы с ней.
- Хаумыхыгыз! Меня зовут Айгуль, а тебя? (кукла протягивает обе руки чтоб дети поздоровались тоже двумя руками, дети здороваются и называют своё имя).
-Молодцы все поздоровались с Айгуль. Вы заметили какое у неё красивое имя? Если его перевести получится лунный цветок!
-А ещё вы обратили внимание, что Айгуль с вами поздоровалась не одной рукой, а двумя?
-А хотите узнать почему?
-Слушайте! Давно-давно жила башкирская семья : мама, папа и их сын. Жили они очень бедно, но были счастливыми, потому что учились у природы: умели слышать, как растёт трава, о чём журчит вода. Говорили мало, тихо и неторопливо. Были гостеприимными и принимали всех, как близкого человека. Люди им были благодарны.
Прошли годы. Сын вырос и решил посмотреть мир. прощаясь с родителями он спросил:
-А как меня поймут чужие люди, ведь они не знают башкирского языка! А я не знаю их язык.
Тогда отец взял одну руку сына, а мать взяла другую.
-Тебе поможет наша любовь, сынок,- сказали они.
-Когда ты протянешь вперёд обе руки, то они увидят, что ты пришёл с добром, а оно понятно и без слов!
С тем и отпустили сына в дорогу.
-Понравилась вам сказка? Хороший обычай, верно!
А сейчас Айгуль хочет поиграть с вами в игру, которая называется "Юрта", а по-башкирски она называется "Тирмэ".
- Давайте повторим все вместе: тирмэ!
Дети играют в игру "Юрта".
На 4 стульях лежат 4 больших платка, дети распределяются поровну возле всех 4 стульев, водят хоровод со словами:
Мы весёлые ребята
Собралися все в кружок.
Поиграем и попляшем,
И помчимся на лужок!
Разбегаются после слов в разные стороны под музыку (включаем перед игрой диск с башкирской мелодией). Когда музыка замолкает, бегут к своим стульям и поднимают платок над головой как шатёр. Выигрывает тот, кто первый поднимет платок. (Играем 2 раза)
-Поиграли, устали, и Айгуль устала. Глазки у неё закрываются, давайте положим её спать в колыбель, покачаем и колыбельную споём.
Ю. Гарей "Колыбельная".
Спи, моя хорошая,
Баю-баю-бай!
Куколка любимая,
Глазки закрывай.
Я тебя раздену,
Застелю кровать,
Завтра встанем вместе,
Будем вновь играть. (можно предложить покачать ребёнку)
-Айгуль уснула. Давайте оставим её погостить в нашей группе.
-Пусть Айгуль спит в своей колыбели, а мы вспомним, что нового мы узнали.
-Правильно, что башкиры здороваются двумя руками. (если на занятие пришли гости, то для закрепления здороваемся с ними по-башкирски, а они с нами; если нет, то вспоминаем, как поздоровалась Айгуль когда пришла в гости).
-А в какую игру играли? Да в "Юрту". Вспомним, как она называется по-башкирски. Тирмэ. Скажем все вместе: тирмэ!
-Ребята, понравилось вам занятие? А сами себя понравились? Мы молодцы? Конечно, молодцы! Давайте погладим себя по голове. (гладим по голове для релакса, прощаемся с гостями и приглашаем ещё в гости, если таковые присутствовали).
Это открытое занятие проводилось на башкирской неделе, как знакомство с родным краем, с его культурой, через доступную для детей форму т. е. фольклор: игру, сказку, визуальное лицезрение национальной одежды без его названия (это другое отдельное занятие для детей старшего возраста т. к. много сложных в произношении названий).
В нашей Республике Башкортостан проживает много разных национальностей и в годовой план включаются несколько недель посвящённых одной, отдельно взятой национальности. Буду рада если кто-нибудь воспользуется моим занятием для знакомства с башкирской культурой т. к. найти конспекты готовые к использованию не так легко. Всем успехов в творчестве! И с прошедшим праздником!