Зинаида Дорохова
Музейная педагогика как средство формирования патриотического начала у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
как средство формирования патриотического начала у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к культурному наследию родного края» (Моя педагогическая находка)
Дорохова З. В., воспитатель МКДОУ Д/С «Теремок»
Публикация «Музейная педагогика как средство формирования патриотического начала у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
1 слайд - Когда передо мной встал вопрос о том, какую тему для самообразования выбрать и на что сделать основной упор в воспитании дошкольников, я пришла к выводу: что нужно обязательно прививать любовь к своей малой Родине, развивать интерес к изучению истории родного края. Другими словами: акцентировать образовательную деятельность на формирование социальных, нравственных, патриотических чувств у детей.
В современном мире дети, имея общие представления о стране, гимне и гербе, не имеют достаточных знаний о родном крае. Они могут назвать президента, столицу, а населенные пункты своего района, уважаемых жителей, живущих с нами в одном поселке, они не знают.
Начиная более углублённо работать в своём направлении, я столкнулась с подобной проблемой, наши воспитанники действительно мало знают о своём селе, о его историческом прошлом, о предках, которые прославили наш край.
Тогда я задумалась, как заинтересовать детей, как вызвать у них чувство сопричастности к настоящему своей малой Родины, как вырастить патриотов?
2 слайд - Исходя из этого, я определила цель своей работы:
Формирование патриотического начала у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к культурному наследию родного края посредством музейной педагогики.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
- познакомить детей с историей села;
- развивать познавательные способности;
- формировать проектно-исследовательские компетенции;
-воспитывать у детей бережное отношение к достопримечательностям, культуре, природе родного края;
- воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в селе, сопричастности к этому.
3 слайд - Актуальность данной темы на современном этапе очевидна, поскольку в условиях внедрения ФГОС и ФОП дошкольного образования одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения на сегодняшний день является нравственно-патриотическое воспитание детей.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свой город, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города, поселка, деревни. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. А как известно любовь к большому надо прививать с малого.
Патриотическое воспитание ребёнка – это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств, выражающихся в сформированности чувства любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре родной страны.
4 слайд - Неоценимую помощь в нравственно-патриотическом воспитании оказывает музейная педагогика. Именно музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка, она помогает заложить нравственные основы, учит правилам общения, развивает творческий потенциал ребёнка.
5 слайд - Основные этапы моей работы.
I этап – организационно-подготовительный:
- выявление проблемы, постановка целей и задач;
-подбор программно – методического обеспечения для реализации поставленных задач;
- определение уровня развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников;
- формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы.
6 слайд - Анализируя программно-методическое обеспечение, для дальнейшей работы я подобрала литературу по данной теме:
- «Музей и дети» Л. В. Пантелеевой. Программа представляет систему работы по музейной педагогике, которая включает подготовку дошкольников к предстоящему посещению музея, последующую работу с детьми в дошкольном учреждении.
- «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Князевой О. Л. Программа помогает определить ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры.
- «Непреходящие ценности малой Родины» Е. В. Пчелинцевой. Программа содержит систему развивающих занятий по нравственному и эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста, ее основные положения, план и рекомендации по проведению различных видов деятельности ориентированы на познание истории и культуры Ивановского края.
- «Красна изба. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом
в музее детского сада» Тихоновой М. В. и Смирновой Н. С., книга, в которой представлены рекомендации по организации музея народного быта в дошкольном учреждении; примерное планирование самостоятельных и совместных с педагогом занятий детей, организуемых в музее; конспекты занятий; описание игр. Тексты фольклорных произведений.
- «Знакомство детей с русским народным творчеством» Т. А. Будариной, О. Н. Корепановой и пр. Книга содержит аконспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников.
7 слайд - Я составила план работы по формированию у детей знаний об истории своей малой Родины, о жизни знаменитых предков, воспитанию у них чувства прекрасного, творческой активности средствами музейной педагогики.
Музей вносит достойную лепту в воспитание патриотизма и помогает воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи и Родины.
8 слайд – Для того, чтобы достичь высоких результатов в нравственно - патриотическом воспитании наших детей, невозможно строить образовательную деятельность без взаимодействия с семьями воспитанников, тем более что такое требование к дошкольному образованию предъявляет и ФГОС. Я стремлюсь к тому, чтобы родители стали нашими сотрудниками, поэтому стараюсь максимально вовлечь родителей в образовательный процесс через проектную деятельность.
9 слайд - Для выявления уровня родительской компетентности в вопросах патриотического воспитания и потребности в приобщении детей к культурному наследию родного села было организовано и проведено родительское собрание в музее «Русская изба». Общение с родителями показало, что, живя в нашем селе, мало кто из них был в музее, не все знают историю села. По окончании родительского собрания провели опрос родителей на тему: надо ли знакомить детей с историей малой Родины? Результат превзошёл все ожидания, родители единогласно сказали, «ДА».
10 слайд - II этап - практический:
Эффективность всей работы в музее зависит от удачного расположения и привлекательности экспонатов, от возможности рассказчика-экскурсовода заинтересовать посетителей-слушателей.
Наши родители, да и другие жители села активно включились в творческий процесс и оказали помощь в создании на базе нашего детского сада музея «Русская изба». Совместно с родителями дети подбирали экспонаты, изготавливали их своими руками, что способствовало стимулированию познавательной активности детей, сблизило родителей и детей, сделав их настоящими партнерами.
11 слайд - Экспонаты в музее доступны непосредственному восприятию детей. У детей формируется способность любоваться, наслаждаться экспонатами.
12 слайд - Срок экспозиции не ограничивается одним днем, и дети могут самостоятельно познакомиться с понравившимися экспонатами и пригласить детей из других групп, а также провести экскурсию.
13 слайд - Значимость музея достаточно высока, так как здесь дети не только рассматривают экспонаты, знакомятся с подлинными предметами и вещами, но и сами рассказывают истории, задают вопросы, размышляют, беседуют, играют в дидактические игры, используют в своей деятельности различные лэпбуки.
14 слайд - Благодаря совместной работе с родителями над проектом «Воспитание патриотизма у дошкольников средствами музейной педагогики» в нашей группе появился патриотический уголок. В этом уголке мы собрали разнообразный демонстрационный материал, художественную литературу, дидактические игры, фото - материал о нашей стране России, о своей малой Родине – Шилыково.
15 слайд - В рамках этого проекта реализовали проект «Мое село родное», в рамках которого посетили достопримечательности и значимые места нашего поселка: библиотеку, дом культуры, храм иконы Божией Матери «Неувядаемый цвет», обелиск воинам, павшим во время Великой Отечественной войны, школу и прочие места.
16 слайд - Ребята отметили, что на некоторых домах села есть мемориальные доски, провели исследовательскую работу, кому они посвящены и что это за люди, чем знамениты в селе
17 слайд - (к примеру в нашем селе жили и живут люди, которым присвоено звание «Почетный гражданин Лежневского района», это бывший директор Шилыковской школы Болдырев Евгений Иыванович и Герой социалистического труда, депутат Верховного Совета птичница Харламова Ангелина Петровна,
18 слайд - знаменит наш край мастерами, допустим Потапов Яков Юрьевич, жил и работал в селе, был резчиком по дереву, его персональная выставка оформлена у нас в музее детского сада.
19 слайд - Также в нашем селе проживает всем, наверное, уже знакомый поэт Андрей Балакирев, который выпустил уже несколько сборников своих произведений и неоднократно проводил свои творческие вечера и в селе, и в районе, и даже в области.
20 слайд - Дети вместе со мной и родителями проделали кропотливую работу и собрали альбом с фотографиями достопримечательностей нашего села, составили рассказы об истории этих мест, составили план – схему нашего села, на которой мы с детьми проложили маршруты от дома воспитанников до детского сада и ещё много интересного материала, который доступен для изучения детьми.
Наши дети вместе родителями с большим удовольствием принимают активное участие в ежегодной акции «Преданья старины глубокой», посвящённой дням российской культуры. Работа дошкольников в музее нацелена не только на получение воспитанниками обширных знаний об истории малой Родины, но и на включение детей в собственный исследовательский поиск.
Во время знакомства с историей села воспитанники детского сада учатся анализировать, синтезировать, классифицировать информацию, используя возможности всех доступных источников.
21 слайд - В музее созданы новые экспозиции, посвященные истории детского сада, вместе с родителями собрали информацию и оформили альбом «Село моё родное» и «Книгу замечательных людей».
Так началась моя работа по формированию патриотического начала у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к культурному наследию родного края посредством музейной педагогики.
Все методы и формы работы, которые были использованы для взаимодействия с детьми и родителями я учла при составлении тематического планирования, которое способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своём родном крае, о людях села в которой они живут.
22 слайд - Инновационность моего подхода к патриотическому воспитанию дошкольников заключается в том, что я использую новые, современные технологии:
• ИКТ - технологии, разнообразные игры с использованием проектора и экрана (владение данными технологиями является одним из требований профессионального стандарта «Педагог»);
• Квест - игры (эффективная инновационная технология, позволяющая комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи, направленная на активизацию познавательных и мыслительных процессов, способствует развитию умения работать в команде, взаимодействовать со сверстниками, принимать самостоятельные решения). Развитие инициативности и самостоятельности детей является одним из основных требований ФГОС и ФОП ДО, поэтому использование инновационной технологии «Квест - игра» в дошкольном образовании является требованием времени.
• Проектная деятельность - это комплексная совместная работа педагогов, детей и их родителей, в процессе которой ребята развивают познавательные способности и творческое мышление, повышают свою самооценку, учатся искать информацию и использовать эти знания в самостоятельной деятельности.
23 слайд - III этап - заключительный:
- анализ достижения целей и полученных результатов;
- обобщение и распространение опыта работы;
- планирование работы на будущее.
24 слайд - С большой радостью, хочется отметить, что планомерная, систематическая работа по патриотическому воспитанию детей даёт положительный результат.
У детей наблюдается живой интерес к своей малой Родине (знают название своего села, называют адрес, к её истории (называют и узнают достопримечательности села, проявляют интерес к посещению музея, демонстрируют знание правил поведения в помещении музея и умение придерживаться их, а также повысился уровень развития речи детей. Наблюдения показали, что дети с большим удовольствием делятся впечатлениями о их отношении к окружающему в рисунках, аппликациях, поделках.
А главное мои дети и их родители понимают, что от того как они будут вести себя в окружающем их мире сегодня, зависит то, что будет окружать их завтра.
На сегодняшний день мы обладаем колоссальным объёмом материала, собранным совместными усилиями, который помогает нам идти к общей цели: вырастить из наших детей настоящих патриотов своей страны. И в наших планах на будущее на основании этого материала и имеющегося опыта работы в данном направлении разработать свою программу по изучению истории своей малой Родины.
Для закрепления и расширения уже полученных знаний, требуется проведение дальнейшей работы с детьми в этом направлении, а также включения новых форм работы с родителями, поиска новых социальных партнёров.
25 слайд - Подводя итоги, я могу с уверенностью сказать, что мой опыт работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, через изучение культурного наследия родного края посредством музейной педагогики, соответствует требованиям ФГОС И ФОП ДО. В нём используются современные образовательные технологии, он востребован обществом, а главное – он даёт положительный результат, поэтому может быть использован педагогами других дошкольных образовательных учреждений.
Список литературы
1. Барутчева Е. «Хочешь пойдем с тобой в музей». - ж. «Дошкольное воспитание»№5, 2006.
2. Винниченко В. «Ребенок в пространстве музея». – ж. «Дошкольное воспитание» № 5, 2009.
3. Герасимова З. «Духовно – нравственное воспитание детей через приобщение их к истории родного края». - ж. «Дошкольное воспитание» № 12, 2001.
4. Добрынина Н. «Первый в жизни музей». - ж. «Дошкольное воспитание» № 6, 2010.
5. Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» : Программно-методическое пособие. – СПб. : Детство – Пресс, 2017г.
6. Пчелинцева Е. В. «Непреходящие ценности «Малой Родины», АУ ИРО Ивановской области, Иваново, 2010г.
7. Пантелеева Л. В. «Музей и дети», Изд. дом «Карапуз», Москва 2000г.
8. Кондрыкинская Л. А. «С чего начинается Родина?», «Сфера» Москва 2003г.
9. Леонова Н. Н., Неточаева Н. В. «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников» издательство «Учитель», Волгоград 2012г.
10. «Красна изба. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада» Тихонова М. В. и Смирнова Н. С., СПб. : Детство – Пресс, 2017г
11. «Знакомство детей с русским народным творчеством» Т. А. Бударина, О. Н. Корепанова - СПб. : Детство – Пресс, 2001.