Светлана Турлаева
НОД по формированию знаний о мордовской культуре «Моя малая Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Развитие ценностного отношения к мордовской культуре, мордовского национального костюма, мордовским сказкам, развитие эмоционально – эстетической сферы ребенка.
Задачи:
Образовательная: дать детям представление, что такое Родина, родной край. Познакомить с картой и символикой РФ, Республики Мордовия, формировать представление о малой Родине, уточнить и расширить знания о городе Саранск; знакомство с мордовским национальном костюмом, закрепление мордовских сказок.
Публикация «НОД по формированию знаний о мордовской культуре „Моя малая Родина“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Мордовия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Развивающая:развивать связную речь, активизировать словарь по теме.
Воспитательная: воспитывать чувство любви и уважения к своей малой родине, её природе, обычаям, традициям.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» «Социализация» «Чтение художественной литературы» «Художественное творчество»
Материалы и оборудование: иллюстрации столицы России, города Саранска, достопримечательности республики и природы родного края, запись гимна Мордовии и гимна РФ.
Предварительная работа: Разучивание стихотворений о родном крае. Проведение экскурсий в музей детского сада, библиотеку села Ельники, на природу. Знакомство с мордовской народной вышивкой. Знакомство с литературой о Мордовии.
Содержание непосредственно образовательной деятельности детей.
1. Вводная беседа и постановка учебной задачи.
Звучит песня: «С чего начинается Родина?»
- О чем поется в песне? (о Родине)
- Сегодня мы с вами поговорим о Родине.
2. Основная часть.
Беседа о Родине
- Скажите, что такое Родина?
(Родина – это страна, в которой мы родились и живем. Это леса, поля, реки. Это наша республика Мордовия. Это наша столица Мордовии — Саранск, наш Ельниковский район, наше село Ельники. Это место, где живут близкие люди: мама, папа, дедушка, бабушка. Это место,где стоит наш детский сад.
Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю. Это самое дорогое, что есть у человека. Это земля, где трудились наши предки) .
- Да, каждый из вас правильно ответил на мой вопрос.
– А сейчас послушайте стихотворение о Родине :
«Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном!»
- Родина – это страна в которой мы живем.
- Как она называется? (Россия)
- Расскажите, что вы знаете о России? (ответы детей)
- Россия – это большая страна. В ней много городов, рек, лесов. А главный город нашей страны? (Москва)
- Москва – столица нашей Родины. Мы гордимся нашей страной.
Россия- ты великая держава!
Твои просторы бесконечно велики,
На все века ты увенчала славой,
И нет другого у тебя пути!
- В России много городов. Ребята, скажите, а какой город столица Мордовии?
(город Саранск)
(показываю карту Мордовии и г. Саранска)
- Посмотрите – это карта Мордовии. Как вы думаете, наша республика большая или маленькая? (ответы детей)
- Наша республика большая и живут в Мордовии разные народы. Какие народы живут у нас в республике? (русские, татары, мордва) Все они живут в мире и согласии.
Ребё нок:
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем
И березы у дороги
По которой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом,
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
Физминутка:
Здравствуй, мир. (руки наверх)
Это – я! (на грудь)
А вокруг страна моя! (раскинуть)
Солнце в небесах горит (наверх)
И земля у ног – лежит! (наклон)
Там – леса! (замок вправо)
А там – поля! (замок влево)
Здесь – друзья (поворот головы)
И здесь друзья. (вправо и влево)
Здравствуй, дом – ты самый лучший (раскинуть с наклоном вниз)
Здравствуй, край родной могучий! (раскинуть с наклоном вверх)
Здравствуй же, страна моя! (раскинуть)
Здравствуй, мир!
Встречай меня!
1. Государственные символы России.
- Ребята, а вы знаете, что у каждой страны есть свои символы? Какие? (герб, флаг, гимн)
- Посмотрите – это герб России.
Что изображено на нем? (ответы детей)
Государственный герб Российской Федерации выполнен в виде красного четырехугольного геральдического щита. Нижние его углы закруглены, а по краям он заострен. На щите изображен золотой двуглавый орел с распущенными и поднятыми вверх крыльями. Он увенчан тремя коронами, соединенными лентами. В левой лапе орел держит скипетр, а в правой — державу. На его груди изображен малый красный щит, в котором на серебряном коне и в синем плаще расположен серебряный всадник. Он поражает копьем из серебра черного дракона, который опрокинут навзничь. Цветовая гамма золотого двуглавого орла на красном фоне присутствует в гербе еще с XV-XVII веков. Что означает герб с изображением орла? Эта птица — самая величественная среди всех остальных. С глубокой древности она являлась царским символом власти. Орлов изображали на памятниках времен Петра Первого. Также три короны, изображенные над головами орла, относятся к этой эпохе. Сейчас они символизируют суверенитет Российской Федерации и всех ее субъектов. Скипетр и держава в его лапах олицетворяют единое государство и его власть. Всадник, поражающий копьем дракона, является древним символом защиты Отечества, борьбы света с тьмой и добра со злом.
- Второй символ РФ – это флаг. Государственный флаг – это лицо страны, символ независимости.
- Какие цвета вы видите? (белый, синий, красный) .
- А, что обозначают эти цвета? (ответы детей)
Белый цвет – символ чистоты, чести и мира;
Синий цвет – небо.
Красный цвет – цвет солнца, энергия, сила, жизнь.
- Третий символ – это гимн.
- Может, кто-то из вас знает, что такое гимн? (ответы детей)
Прослушивание гимна России.
- Гимн – это торжественная песня. Как вы думаете, в каких случаях он исполняется?
Дети: – Он исполняется в особо торжественных случаях, во время подъема государственного флага, во время национальных праздников, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране.
2. Государственные символы Республики Мордовия.
-Но вот и у нашей республики Мордовия есть свои герб, флаг и гимн. Давайте прослушаем гимн Мордовии. (слушаем гимн Мордовии)
-Флаг республики Мордовия представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из расположенных горизонтально в последовательности сверху вниз трех полос маренового (темно-красного, белого и темно-синего цветов.
Верхняя и нижняя полосы по размеру одинаковы. Ширина каждой из них составляет 1\4 ширины флага. Отношение ширины флага к его длине – 1: 2.
В середине белой полосы располагается восьмиконечная розетка – солярный знак маренового цвета, - символ солнца, тепла, доброты.
Итак, флаг РМ означает: жить в духовной чистоте, добре, открытости, свободно развиваться на своей плодородной земле.
-Автор герба – Чикринев Николай Дмитриевич – избрал французскую форму щита : почти квадрат с сердцевидным заострением внизу. На щите повторяются цвета флага РМ: в центре его на белой полосе помещен щиток с изображением древнего герба города Саранска: в серебряном поле лисица и три стрелы, расположенные вертикально сверху вниз.
Щит обрамляется шейной гривной: старинным украшением древней мордвы золотого цвета, что символизирует:
- древнее происхождение этносов - мокши и эрзи, проживающих на
нашей территории;
- красоту природы, духовную красоту народа;
- достаток, богатство.
На гривне изображены семь орнаментов, означающих семь городов - административных, промышленных, культурных центров республики. Все это обрамляется золотыми колосьями пшеницы, перевитыми лентой цветов флага Мордовии. Колосья в современной геральдике означают экономическую мощь государства, занятия земледелием, национальное единство. Завершается герб солярным знаком в виде восьмиконечной звезды, изображающей солнце. Идея герба: жить мудро, в дружбе и согласии, сохранять и умножать национальные традиции, содействовать экономическому процветанию, стабильно развиваться под ясным мирным солнцем на своей плодородной земле.
- Ребята, Россия – это наша большая Родина. У каждого человека, и у каждого из вас есть малая Родина.
Может, кто-то из вас знает, что такое малая Родина?
- Малая Родина – уголок, где мы родились, то место, где мы живем, где находится наш дом, где живутблизкие и дорогие нам люди.
Ребенок:
Малая Родина – островок земли,
Под окном смородина, вишни расцвели,
Яблоня кудрявая, а под ней скамья –
Ласковая, малая Родина моя!
3. Игра «Наш город Саранск какой?»
- Сейчас мы поиграем в игру, где каждый из вас должен рассказать, какой наш город? Я вам задаю вопрос: наш город какой?
– Наш город… (красивый, чистый, зеленый, современный, любимый, удивительный, цветущий, великолепный, гостеприимный, многонациональный, прекрасный, замечательный) .
- Вы любите наш город? (ответы детей)
- За что вы любите его? (Я люблю Саранск за то, что в нем есть… (школы, скверы, парки, сады)
Вспомним какие достопримечательности имеет город Саранск.
4. Мордовский национальный костюм.
Мы живем в Мордовии и гордимся тем, что у нас есть свои обычаи, традиции и, конечно, свой национальный костюм. Народный костюм мордвы бывает эрзянский и мокшанский.
Мужской костюм отличается простотой. Он состоит из рубахи и пояса. В старину пояс служил украшением. К нему подвешивали оружие и другие предметы. Чем больше мужчина совершал военных подвигов, тем богаче становился его пояс.
Женский костюм состоял из рубахи, разнообразных деталей и украшений. Женскую рубаху носили с украшением пулай. На голову надевали панго – это женский головной убор. На уши надевали серьги из гусиного пуха с бусиной или монетой. В старину мордва обували лапти, а в праздники сапоги.
5.«Мордовские народные сказки».
«Любите сказки! И будет жизнь тогда полна тепла и сказки». Направо пойдем – мордовские сказки услышим, налево пойдем – татарские, прямо – русские. Так как мы сегодня говорим о культуре мордовского народа, то и отправимся направо. Дети, отгадайте загадку о герое из мордовской сказки :
-Он рожден у бабки с дедом,
Из прекрасного яйца.
Да чего же хорош, малютка!
Знаете, как звать мальца? ( Ответ: Куйгорож)
Мы с вами сказку «Куйгорож» читали, смотрели мультфильм. Вспомните, дети, чем закончилась сказка?
Ответы детей.
Воспитатель – Да, ребята, бабушка с дедушкой остались без дома, без крыши над головой. Какую помощь мы можем предложить бабушке и дедушке?
Ответы детей
Рефлексия.
- Вот и подошло к концу путешествие по нашей Родине. Сегодня вы узнали о Родине много нового. Правда?
- А именно: ваша семья, ваш дом находится в республике Мордовия.
- А Мордовия – в России.
- Молодцы, Девочки и мальчики!
Самое прекрасное на свете - Родина. У каждого человека есть свой маленький уголок – город, деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина, а из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая, великая Родина. Родина начинается на пороге родного дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна, как мама.
Ты моя Родина, край наш, Мордовия!
В жизни опора, любовь и судьба.
Мокша и эрзя, русские братья.
Мы, твои дети, славим тебя!
Литература.
Близкий сердцу край, Т. С. Багрова, Саранск: типография «Красный Октябрь», 2002г. ;
Здравствуй, Мордовия! : рассказы о родном крае для маленьких читателей; Н. М. Арсентьев, Т. С. Багрова, К. И. Шапкарин. - Саранск: типография «Красный Октябрь», 2005 г. ;
Мы в Мордовии живем - примерный региональный модуль программы дошкольного образования.
Фото: флаги, гербы, мордовский костюм. https://www.google.ru/.