Людмила Владимировна Полякова
Консультация «Мой замаскированный помощник — логопедическая кукла»
▼ Скачать + Заказать документы
«Мой замаскированный помощник - логопедическая кукла»
Как, используя доступные и интересные приемы, обучать детей с ОВЗ, одновременно оказывая им специальную педагогическую и психологическую помощь? Коррекционные педагоги ежедневно решают эту непростую задачу.
Мне работу логопеда в двух словах не описать.
И поэтому решила все стихами рассказать!
Много в работе нашей хлопот, и огромный фронт забот,
Обучаю я, играя, лишь куклой умело управляя!
Корректирую работу я с ребенком каждым.
Публикация «Консультация „Мой замаскированный помощник — логопедическая кукла“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2023
Звуки, слоги, и слова - это очень важно!
Воспитатели в работе очень помогают.
С куклой и после сна тоже поиграют.
На дом кукла задает выучить загадку,
Или выполнить заданье по своей тетрадке.
Делиться опытом? Возможно! На педсовете, семинаре.
Раскрыть секреты мне несложно, чтоб педагоги больше знали
Много вопросов у родителей есть, ответ на них - не нотация.
Помочь, объяснить, проблему учесть -
Для чего нам нужна консультация.
На родительских собраньях можем мы привлечь вниманье.
С проблемой речи поможем, в ответ - услышим пожелания.
Много игр, пособий, кукол мы используем с детьми.
Чтобы скорее получить результаты мы могли.
Куклы
Учат
Коммуникации,
Любви,
Открытости,
Творчеству,
Естественности,
Радости общения,
Активности,
Пониманию,
Импровизации,
Яркости!
Как вы уже могли догадаться в моей педагогической деятельности присутствует некий замаскированный помощник - логопедическая кукла, которой дети придумали имя Лёля. Это полезная модель логопедической куклы, которую может многофункционально использовать в своей работе каждый коррекционный педагог для реализации комплексного подхода к проведению коррекционно-развивающей работы. У моей куклы-помощницы есть зубы и подвижный язык, который может менять положение и форму с помощью рук. Лёля способна двигать телом, выполнять артикуляционные движения и «говорить».
Если отрабатываем скороговорку или пословицу, стихотворение или диалог, то обязательно с куклой, ведь «наша помощница учит правильно говорить». Хорошо усвоенный в игре звук ребенок легко будет автоматизировать, поэтому вместе с Лёлей играем в игры, придуманные детьми. Рассматриваем картинку или читаем – кукла обязательно спрашивает, что нарисовано, или что означает слово. Разыгрываем знакомую сказку "в лицах" с интонацией, учим стишки, поем песенки по таблице слогов, проводим массаж лица, тела, кукольную веселую гимнастику – только с персонажем.
Кукла может меняться местами с ребенком, когда он берет инициативу в свои руки и подключает фантазию. Реб нок, сам «оживляя» куклу, уже ощущает ответственность за е действия и слова; учится находить адекватное выражение своим эмоциям и чувствам; у него развивается произвольное внимание и способность к концентрации. Такие «кукольные» занятия способствуют развитию творческих и речевых способностей детей.
Итак, кукла может стать как участником тематического ролевого диалога, так и просто добрым помощником в проведении занятий. При этом она хвалит, помогает, жалеет, поддерживает, предлагает, провоцирует, исправляет, критикует, делает ошибки, шутит, смеется, удивляется, учится вместе с ребенком. Дети общаются с куклой «на равных».
Использование функциональной игрушки в виде логопедической куклы помогает соотнести освоенный звук с определенными движениями языка и зафиксировать его как в зрительном, так и моторном звене, ускоряет темпы подготовки речедвигательного аппарата детей с нарушениями речи к постановке звуков, облегчает сам процесс постановки и автоматизации язычных звуков.
Лёля способствует также воспитанию артистизма. Дети с ОВЗ часто стесняются, отказываются рассказывать стихотворение или петь песню самостоятельно, а совместно с функциональной игрушкой с удовольствием делают это, при этом стараются следить за звуковым качеством своей речи, ее просодической составляющей.
Логопедическая кукла замечательный помощник не только для ребенка, нуждающегося в помощи логопеда, но и для их родителей, которые стараются помочь своему чаду овладеть правильной артикуляцией. Куклу можно дать родителям на выходные домой и рекомендации к ее использованию. Такой, казалось бы, простой и очевидный способ является нужным и полезным, особенно на первом этапе обучения, когда ребенок только начинает адаптироваться к условиям компенсирующей группы, овладевать новыми знаниями и умениями, приобретать и закреплять звукопроизносительные навыки.
Подводя итог, анализируя «кукольный» опыт работы, можно поставить вопрос: нужна ли логопеду куклотерапия? Да!
Кукла незаменима и решает многие коррекционные задачи:
- помогает в снятии психоэмоционального напряжения;
- корригирует некоторые личностные особенности (снижение агрессии, ослабление негативных эмоций);
- активизирует познавательные процессы: внимание, память, образное мышление, воображение;
-формирует навыки практического владения выразительными средствами речи, улучшает словарь;
- совершенствует моторику рук; координацию движений;
- развивает уверенность в себе, коммуникабельность ребенка;
- позволяет проявлять инициативу, способствует выработке чувства взаимопомощи.
Воспитатели также отмечают положительный результат - речь становится более интонированной, дети - активней и эмоциональней в общении друг с другом. Даже самый молчаливый ребенок не остается равнодушным и по-новому раскрывается. Метод куклотерапии универсален в том плане, что с его помощью решаются любые проблемы детей, можно говорить как о здоровьесберегающей технологии. В игровой форме сложные логопедические упражнения становятся увлекательным занятием – применение кукол усиливает наглядность, повышает осознанность воспринимаемого материала, снижает утомляемость.
Таким образом, куклотерапия является средством для достижения максимально возможных успехов в Речевом плане, объединяя интересы ребенка и коррекционные задачи логопеда. Даже на родительских собраниях используем кукол и показываем наш арсенал логопедических секретов, наглядно демонстрируя речевые проблемы детей.