Вера Невская
Консультация «Кукла-говорилка — дидактический помощник в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги, хочу предложить Вашему вниманию интересный, на мой взгляд, способ создания и использования кукол-говорилок как дидактических помощников не только в познавательной сфере, но и в свободной деятельности детей, и чаще всего, в игре.
Слайд 2
В новом стандарте дошкольного образования многие разделы посвящены условиям формирования самостоятельной деятельности детей, и прежде всего, в игре. А любая игра немыслима без игрушки.
Слайд 3
Публикация «Консультация „Кукла-говорилка — дидактический помощник в детском саду“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» декабрь 2020
Одной из любимейших игрушек всех детей была и остается кукла.
Кукла занимает особое место в жизни ребенка. Она больше всего отвечает потребностям его познавательной деятельности: она учит, воспитывает, развивает, дарит положительные эмоции. Работая с куклой, говоря за нее, ребенок по-иному относится к своей собственной речи, дает выход потаенным эмоциям.
Игровая кукла – это часть культурного наследия России. Куклы были непременным атрибутом повседневного быта наших бабушек и дедушек. Кукол, сделанных своими руками, бережно хранили, передавали из поколения в поколение.
Разнообразие ролей, приписываемых кукле, бесконечно. Кукла воплощает в себе важную функцию товарища, друга, а в старшем возрасте - символа детства. Постоянство ребенка по отношению к самой близкой и родной кукле, состарившейся, потерявшей привлекательность, является одной из самых лучших характеристик детской души.
Слайд 4
Сегодня я хочу представить вашему вниманию куклу-говорилку, как простое, доступное, мобильное и очень легкое в использовании дидактическое пособие. Знакомьтесь:
Боня и Лелечка.
Эти куклы-говорилки, я называю их еще куклами-помощниками, представляют собой некую варежку, одеваемую на руку. Особенность этих кукол в том, что они имеют «говорящую» часть, а именно раскрывающийся рот. Их голова сшита таким образом, что кукловод (будь то педагог или ребенок, вставляя в нее кисть руки, просовывает большой палец в нижнюю челюсть куклы, а остальные четыре пальца – в верхнюю челюсть. Движения кисти руки позволяют открывать и закрывать рот, изображать различную мимику персонажа.
Строение языка кукол, выполненного в виде мешочка из эластичного красного бархата, позволяет демонстрировать различные артикуляционные движения.
Туловище кукол выполнено из яркого мягкого флиса. К туловищу пришиты ручки на проволочном каркасе. Это позволяет кукле не только имитировать движения рук, взмахи, а также при необходимости «держать» в руках различные предметы.
Словом, кукла-говорилка способна двигать телом и руками, имитировать различные эмоции, мимику и «говорить». Она компактна, легка в использовании и уходе.
Ярко-красный цвет «языка», различные фактуры материалов улучшают зрительное и тактильное восприятие, привлекают внимание ребят к ней.
Пособие предназначено для использования в совместной деятельности с детьми в возрасте от 3 до 7 лет.
Слайд 5
Варианты применения кукол-говорилок широки и разнообразны: организация дидактических, развивающих, сюжетно-ролевых игр; совместная деятельность детей и взрослых, индивидуальная работа, свободная деятельность, сюрпризные моменты.
Создавать радостное настроение у детей, положительную мотивацию, поддерживать интерес к происходящим вокруг образовательным событиям, развивать потребность в общении и совместных делах, строить диалог, учить говорить и слушать товарища, развивать и обогащать речь, воображение, побуждать к фантазированию и импровизации – вот далеко не полный перечень задач, который опытный педагог сможет расширить до немыслимых пределов. Но самая главная задача куклы – дарить радостные эмоции, вызывать в детях такие качества, как доброжелательность и открытость. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения, с игрушкой легче разговаривать, «рукой учат голову».
Слайд 6
Кукла участвует в самых различных ролях. Педагог может придумывать кукле особые черты характера, которые будут соответствовать его целям.
- Кукла, управляемая педагогом;
- Кукла, управляемая ребенком;
- Педагог общается с куклой, а дети слушают и наблюдают.
- Ребенок общается с куклой, остальные слушают.
- Педагогом совместно с детьми разыгрываются сценки с участием нескольких кукол.
Слайд 7
Как вариант, кукла может стать кАк участником тематического ролевого диалога, тАк и просто добрым помощником в проведении занятий. При этом она хвалит, помогает, жалеет, поддерживает, предлагает, провоцирует, исправляет, критикует, делает ошибки, шутит, смеется, удивляется, учится вместе с ребенком. Дети общаются с куклой «на равных».
Слайд 8,9
Вот некоторые варианты дидактических игр, где используются куклы-говорилки.
Д/и «Соотнеси картинку и слова»
Цель игры: обучение звуко-буквенному анализу и синтезу слов.
На наборном полотне предметные картинки, внизу слоговое поле. Воспитатель предлагает детям помочь Леле соотнести картинки со словами и вставить недостающие буквы. Далее следует работа над звуками, которые обозначают найденные буквы: их произношение, характеристика; работа с картинками, составление простых предложений.
Д/и «Муха»
Цель игры: закрепление правильного произношения звука Ж (или З).
Педагог предлагает ребенку «полетать» вместе с мухой, перелетая от Лели к Боне и обратно, а пока она летает, поет песенку: Ж-Ж-Ж или З-З-З (в зависимости от целей игры).
Д/и «Маленькая хозяйка»
Цель игры: закрепление обобщающего понятия «одежда»; уточнение, активизация и обогащение словаря по теме; согласование существительных с числительными; практическое употребление порядковых числительных; развитие мелких движений пальцев рук.
Педагог предлагает ребенку посушить на веревке предметы одежды, заодно уточняются названия одежды и ее частей, смысл устаревшего слова «заплатка». В игре формируется понятие «пара» (пара варежек, пара носков). Взрослый и ребенок вместе проговаривают последовательность ухода за одеждой (стирка-сушка-глажка-складывание на полку/вешание в шкаф) и пр.
Слайд 10
Приведу пример сюжетно-ролевой игры с переходом на последующие дни. Итак, история о том, как Боня заболел.
Эта история случилась в самом начале зимы, когда на улице падал первый снег. Боня отправился на прогулку. Не так давно Боня вместе с ребятами учился считать и теперь с большим удовольствием считал снежинки: он открывал рот и ловил их ртом: «Ам – раз снежинка, ам – два снежинка»… Так он насчитал целый миллион и еще семь снежинок. В конечном итоге, математика не пошла Боне на пользу - у него заболело горло и ему пришлось отправиться к доктору. О том, как Боня боялся идти к врачу и почему, это совершенно другая история…
Слайд 11
Но вот Боня оказался в больнице. Доктор внимательно послушала Боню…. попросила открыть рот, показать язык…
Слайд 12
- Бонечка, скажи «Ааааа!», - попросила доктор Ева. Она покачала головой и поставила диагноз: у Бони настоящая ангина.
Слайд 13
И теперь ему придется принимать горькую микстуру и даже получать уколы. «И ты обязательно поправишься, Бонечка, но смотри, больше никогда не ешь снег!»
Слайд 14
«Как, и даже самые-самые красивые снежинки?» - расстроился Боня.
«И даже самые красивые снежинки!»
Конечно же, все закончилось хорошо, Боня выздоровел, и уже на следующий день отправился в гости к Леле, у которой был день Рождения. Те, кому интересно, как прошел День Рождения Лелечки, лучшей подружки Бони, могут посмотреть здесь:
Это короткий ролик по развитию речи дошкольников через использование метода работы с куклой в условиях сюжетно-ролевой игры. Эта игра помогает ребенку преодолеть внутренний психологический барьер - заговорить. В условиях игры ребенок имеет возможность учить своих друзей и учиться самому. У детей появляется возможность сказать или сделать то, что им самим сделать неловко, и выразить чувства, которые могут так и остаться невыраженными в обычной обстановке. Кукла выступает как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Одевая на руку куклу, ребенок «передает» ей с радостью свои лучшие чувства, забывая о проблемах и страхах, открывая в себе скрытые резервы. С помощью кукол-говорилок мы вместе с детьми разыгрываем историю в ролях, что позволяет решить важные коррекционные задачи: преодоление стеснительности, стимулирование желания говорить и делиться впечатлениями.
Слайд 16
Очень жаль, что все чаще в детский сад приходят дети, чье развитие не вписывается в установленные возрастные нормы. Развитие таких детей, чаще всего, идет в индивидуальном направлении, и не все дети имеют возможность делать «как надо», делать «как все». Опытный воспитатель может превратить куклу-говорилку в уникальное средство в момент налаживания эмоционально-личностного контакта и дружеского отклика у детей, имеющих отклонения в развитии, а также детей с синдромом гиперактивности и дефицита внимания. В этом случае возможен момент притяжения, маленький человек сможет почувствовать себя предметом заинтересованности других, внимания и доброжелательного отношение к себе. У детей появляется мотивация присутствовать на занятиях, участвовать в интересных заданиях с использованием любимых кукол.
Уважаемые коллеги! Я благодарна Вам за проявленный интерес к моему материалу. Хочу надеяться, что он был не только интересен, но и станет полезным подспорьем в Вашей работе.
В преддверии Новогоднего праздника хочу пожелать Вам радости и добра, творческого горения, радости полета мысли, новых задумок и фантастических затей!