Дабылова Гульнара
Эссе «Мой профессиональный секрет, как педагога-психолога»
▼ Скачать + Заказать документы
«Мой профессиональный секрет как педагога-психолога»
«Душа, наверное, самое тайное в человеке.
И именно она делает нас высшими существами»
В научной литературе по психологическим дисциплинам большое внимание уделяется методическим вопросам содержания профессиональной деятельности практического психолога образования. Моя профессия – педагог-психолог. С уверенностью могу сказать, что я счастливый человек. Считаю, что только любимое дело помогает чувствовать себя счастливым. Для этого очень важно выбрать правильный профессиональный путь, чтобы реализоваться в своей профессии как личность.
Публикация «Эссе „Мой профессиональный секрет, как педагога-психолога“» размещена в разделах
Известный советский, российский педагог и психолог, исследователь и новатор в области педагогической психологии Амонашвили Ш. А. писал: «Человек может жить своей профессией только тогда, когда он стремится познать через неё самого себя, и именно таким путем он может принести наибольшую пользу обществу». Профессия педагог-психолог, как ни одна другая, дает возможность глубоко познать самого себя, других людей, а соответственно принести и пользу обществу. Однако не менее важным является влияние личности педагога-психолога на процесс реализации ключевых целей образования – становление и развитие личности обучающихся.
Одно из базовых качеств, необходимых педагогу-психологу – это любовь к людям, интерес к ним ради них самих и желание помочь им в процессе личностного развития. Это порождает доброжелательность, внимательность, чуткость, проявление эмпатии, готовность вкладывать энергию для изменения ситуации. Также это приводит к умению привлекать к себе людей: если общение с людьми доставляет психологу радость, и он желает им добра, он сам «автоматически начинает притягивать к себе людей».
Но большая часть практической работы – психологическое консультирование, тренинговые занятия, осуществление психологической поддержки предполагает процесс взаимодействия, который включает в себя взаимопонимание, взаимовлияние и совместную деятельность.
Важнейшим компонентом профессиональной квалификации педагога-психолога является коммуникативная компетентность, предполагающая «готовность к осознанному успешному осуществлению коммуникативной деятельности (общения) в единстве трех ее сторон (коммуникация, интеракция, перцепция) в измененных условиях».
Коммуникативная компетентность педагога-психолога проявляется в :
умении выявлять, правильно интерпретировать, понимать мотивы, поступки, личностные особенности окружающих;
умении находить оптимальные стратегии и тактики общения, оказывать влияние на людей;
саморегуляции, умении осознанно управлять своим поведением.
Профессиональная деятельность педагога-психолога во многом определяется его собственным уровнем самосознания, ценностными ориентациями, этическими принципами. Известно, что профессиональная этика практического психолога включает соблюдение конфиденциальности, принципа «не навреди», применение научных методов, правил делового общения и др. Однако все же эмоциональный и профессиональный вклад психолога опирается, в отличие от многих других профессий, в большей степени на внутренний самоконтроль и внутреннюю мотивацию, которая может снижаться под влиянием усталости, личных трудностей, изменений условий работы.
Доверие детей, взрослых - лучшее доказательство того, что я на верном пути. Ведь когда знаешь о том, что ты можешь быть полезен тем, кто пришел с грустью, а уходит с позитивом это самое лучшее, что можно пережить. Нередко психолог лишь «регулировщик», который так нужен, чтобы человек посмотрел на проблему со стороны и сам увидел выход.
Но люди, пусть это учащиеся, их родителя или коллеги, открываются лишь тогда, когда увидят, что тебе можно доверять. Поэтому необходимо быть, а не казаться тем, кто ты есть. Побуждать к позитиву и развитию, а самому оставаться на заднем плане.
Известный английского писатель, драматург и критик Оскар Уайльд писал: «На древнегреческом портале античного мира было начертано: познай самого себя. На портале современного мира будет начертано: будь самим собой.» А выдающий французский писатель Стендаль говорил: «Быть самим собой – единственное, пожалуй, средство иметь успех.»
Безусловное позитивное отношение к человеку, сердечность, принятие, забота и поддержка позволяют вселить в ребёнка уверенность в свои силы, что в свою очередь повышает самоуважение, стремление к успеху. Чтобы тебе доверяли, нужно доверять другим. И самый главный секрет – оставаться человеком в любой ситуации.