Анай-Хаак Солдуп
Мой музыкальный островок
▼ Скачать + Заказать документы
«Музыка – это откровение более высокое, чем мудрость и философия»
Она поднимает человека, укрепляет его достоинство, веру в свои внутренние силы и свое большое призвание. Маленьких детей музыка вызывает эмоциональный отклик, стремление к действию, хотя эти переживание еще слабы и не совсем осознаны. Ранние музыкальные впечатления запоминаются порой на всю жизнь. Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии. Насколько успешен будет процесс воспитания, зависит от умения, творческого потенциала педагога, от того, какие формы работы он использует, какие способы и средства при этом являются преобладающими, какие методы и приемы он считает наиболее эффективными и приемлемыми, какова его концепция. Наша концепция: хорошо воспитать – больше играть.
Публикация «Мой музыкальный островок» размещена в разделах
В своей практике я постоянно использую разнообразные игровые приемы, которые стимулируют интерес детей к музыкальной деятельности, будят воображение, активизируют творческие проявления, побуждают к сопереживанию. Перечислим некоторые из них.
«Умная шкатулочка». Шкатулке лежат записки с названиями танцевальных движений: поскоки, боковой галоп, хлопки, плавные движения руками, прыжки и т. д.
Дети выполняют движения по подсказке этих записок – их они по очереди достают из шкатулки.
«Забавные зверушки» Зверушки «прыгают» прямо в руки хорошо поющим детям или садятся им на плечо – они тоже любят, когда песня звучит чисто и выразительно.
«Кубики-помощники». Дети «чертят» схему той или иной песни с помощью кубиков: вступление – желтым кубиком, запев – красным, припев – синим, проигрыш – зеленым, заключение – фиолетовым. Работа проводится небольшими подгруппами. У детей тренируется память, развиваются смекалка, умение работать в коллективе.
Творческие игровые приемы можно сочетать с дидактическими упражнениями, например: дети на колокольчике изображают, как легко и быстро бегает мышка. На бубне показывают, как медленно и тяжело едет медведь, придумывая при этом свой ритм – кто интереснее.
Дети очень любят такие игровые задания, и это не может радовать: только в живой, творческой игре развивается личность каждого ребенка.
И здесь на помощь педагогу могут прийти красочно оформленные пособия, благодаря которым у детей возникает интерес к музыке, быстрее развиваются музыкально-сенсорные способности. Музыкальные задания, выполняемые с помощью красочных пособий, значительно активизируют умственную деятельность ребенка, стимулируют его самостоятельную музыкальную деятельность, которая приобретает творческий характер.
«Веселые ладошки»
Цель: Учить детей определять характер музыки ( что делают ладошки: спят, гуляют или пляшут) выполнять движения ладошками в соответствии с музыкой. Доставлять детям радость от игры. Развивать коммуникативные навыки, моторику рук.
Ход игры: Обращать внимание детей на ладони, просить показать их. Спросить, «что умеют делать ладошки». Ответы детей.
Предлагать детям послушать сказку про веселые ладошки. Показывать детям пособие «Веселые ладошки» помогать детям надеть их.
«Жили-были веселые ладошки. Однажды встали они рано утром и отправились гулять. Каждому встречному веселые ладошки кивали головкой и говорили: «Привет!» (под музыку марш шагать по залу и ладошками приветствовать друг друга). Ладошки были рады встрече с друзьями и от радости пускались в пляс. (Звучит музыкальная плясовая мелодия, ладошки пляшут). Танцевали, танцевали веселые ладошки и устали, легли отдохнуть и уснули. (Звучит колыбельная мелодия, дети плавно качают ладонями перед собой). Ну и вот проснулись ладошки и опять начали танцевать и плясать. (звучит веселая плясовая мелодия)
Закрепление: что мы делали с ладошками? Какие мелодии звучали?
«Музыкальный зонтик»
Цель: Учить детей чувствовать и воспроизводить метрический пульс речи и музыки. Развивать слуховое внимание, чувство ритма, навыки элементарного музицирования в оркестре, воспитывать интерес к игре на музыкальных инструментах.
Материал: Детские музыкальные инструменты : бубен, барабан, ложки, дудочка, колокольчик, маракас, гармошка, погремушка. Зонтик, на грани которого приклеены изображения этих инструментов из бумаги.
Ход: Дети стоят в кругу, под веселую ритмичную музыку ведущий вращает зонтик, сопровождая свои действия словами (вместе с детьми) :
«Зонтик медленно вращаем,
Ручкой глазки закрываем
Зонтик будем выбирать
На чем тебе сейчас играть»
Под окончании звучания музыки дети открывают глаза, и каждый ребенок берет тот инструмент, изображение которого видит перед собой. Затем все вместе играют в «оркестр». По желанию детей игру можно повторить несколько раз, чтобы дети получили возможность поиграть на разных инструментах.
Использование информационных технологий занимает сегодня все больше места в воспитательном процессе. В целях обобщения и уточнения знаний о характерных особенностях традиционной русской песни мной была сделана игра-презентация «Что я знаю о русской песне»
Цель: Обобщить знания дошкольников о русском фольклоре: пословицах, поговорках, народной песне.
Игра – презентация проходит в форме викторины и используется для проверки знаний, полученных детьми на занятиях. К каждому вопросу даётся три варианта ответов, один из которых – правильный. Как вариант можно предложить детям командную игру. Команды формируются по желанию детей, с помощью жеребьёвки или считалки. За каждый правильный ответ или правильно выполненное задание вручается жетон. Победу в викторине обеспечивает на большее количество набранных жетонов. Вопросы и задания викторины:
1. Отгадайте загадку:
Не играет фортепьяно,
Нет ни скрипки, ни баяна.
Потому что песню пела
Наша группа… (анданте, аллегро, а капелла)
2. Название этого музыкального инструмента произошло от слова «жалость». (Сопелка, жалейка, рожок)
3. Назовите музыкальный инструмент, который у каждого человека всегда с собой. (Балалайка, баян, голос)
4. Что в праздник Троицы девушки с пением украшали ветками березы? (Крышу, крыльцо, колодец)
5. Как называется русский танец в кругу? (яблочко, барыня, хоровод)
6. Продолжите стихотворение:
День рожденья отмечай
Песней русской… («каравай», «запевай», «поздравляй»)
7. Какую песню пела мама своему ребенку перед сном? (потешку, закличку, колыбельную)
8. Закончите стихотворение:
Собирается народ,
Он и пляшет. И поет
Песни бодрые, живые.
Эти песни… (плясовые, заводные, озорные)
9. Назовите музыкальный инструмент, которым владел Садко. (бубен, рожок, гусли)
Игра : «Заря-заряница
Один из участников держит шест с прикрепленными на колеса атласными лентами, водящий стоит вне круга, остальные держатся за ленту, идут по кругу и запевают:
Заря-заряница
Красная девица
По полю ходила
Ключи обронила
Ключи золотые
Ленты голубые
Раз, два – не воронь
А беги, как огонь!
С последней словами водящий дотрагивается до кого-нибудь из игроков. Тот бросает ленту, и они вдвоем бегут в разные стороны, обегая круг. Тот кто первым схватит оставленную ленту, побеждает, а другой становиться водящим. Игра повторяется 2-3 раза. Использование на занятиях таких игр заинтересовывает детей, активизирует их и вызывает желание принять участие в том или ином виде деятельности
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников «Теремок» с. Арыг-Узюнский муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва»
Музыкальный руководитель : Солдуп А. А.
30.08.2014г