Пантюхова Ирина
«Мое имя». Конспект занятия в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитательные задачи:
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Образовательные задачи:
• Совершенствование лексического строя речи. Обогащение, активизация и расширение словаря по теме «Имя» – знакомство с происхождением имен; уточнение значения слов «Отчество», «Тезка».
• Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
• Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами; образование полных имен, отчества.
Развивающие задачи:
Публикация «„Мое имя“, Конспект занятия в средней группе» размещена в разделах
• Развитие связной речи. Активизация диалогической речи (беседа об именах); стимулирование собственных высказываний детей – вопросы, ответы, реплики.
• Совершенствование общей и мелкой моторики: координация речи с движением.
Интеграция образовательных областей:
• Коммуникация, познание,
• социализация,
• чтение художественной литературы,
• физическая культура.
Оборудование:
Компьютер, проектор, диск с презентацией, крупные цветы из картона по количеству детей, предметные картинки, фотографии детей, большой лист бумаги (полянка, диск с записью классической музыки.
Формы организации совместной специально-организованной деятельности
Воспитатель: - На Земле живет много людей – миллиарды. Все люди похожи, но каждый человек неповторим.
- Как вы думаете, чем люди отличаются друг от друга?
Ответы детей
Воспитатель: - Да, вы правы - Люди отличаются друг от друга ростом, цветом кожи, волос и глаз, полом, формой носа и рта, характером, походкой….
И еще у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других.
Чтобы узнать, о чем я говорю, отгадайте загадку:
И у мамы есть,
И у папы есть,
И у дочки есть,
И у внучки есть.
Чтобы его узнать,
Надо вслух назвать. (Имя).
- Да, у каждого человека есть имя, и оно играет огромную роль в его жизни. По имени, как правило, определяется его пол – мальчик это или девочка, мужчина или женщина
(дети приводят примеры).
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о наших именах. Представьте на миг, что исчезли все имена, остались мальчики и девочки, бабушки и дедушки, а имен ни у кого нет. Мы даже не сможем ни к кому обратиться, позвать, не сможем общаться друг с другом. Вот видите, как необходимо человеку имя. Есть даже в Конституции статья, в которой записано: «Каждый человек имеет право на имя». Когда вы родились, вам всем дали имя и выписали первый в вашей жизни документ – «Свидетельство о рождении»
Показ документа
Воспитатель: – В этом документе пишут ваше имя, отчество, фамилия.
А вам нравятся ваши имена? - Хотели бы вы, чтобы вас звали по-другому? Как? Почему?
Воспитатель: - Имя для человека играет огромное значение. В народе говорили: «С именем – Иван, без имени - болван». Все имена что-то означают, например, Марина – морская.
- Хотите узнать, что обозначают Ваши имена?
Саша (Александр) – мужественный, защитник.
Леша (Алексей) – помощник, защитник.
Максим – величайший.
Дарья – побеждающая.
Екатерина – чистая.
Мария – высокая, превознесенная.
Ольга – святая.
Кристина - христианка, посвященная Христу.
Катя – чистая, непорочная.
Света – светлая, чистая.
Маша-святая, высокая.
Юлия - кудрявая, пушистая, нежная.
Варя – иноземка, скромна, покладиста, трудолюбива.
Семен – услышавший, надежный.
Артем – здоровый, рабочий
Виктор – победитель
Кирилл – повелитель
Диана – богиня
Софья – мудрость
Дмитрий – земледелец
Данил – божий судья
Воспитатель: - Ребята, имена растут вместе с нами. Сегодня ты маленький, и имя у тебя маленькое: Сашенька, Кристиночка, Машенька…а когда пойдешь в школу, твое имя станет полным: Александр, Кристина, Мария…
А давайте поиграем в игру «Назови ласково по имени»
Игра «Назови ласково по имени»
Раз, два, три, четыре, пять-
Начинаем мы играть.
Кто тебя сейчас похвалит,
Ласковое имя подарит
Дети называют выбранного ребенка ласково по имени- Сонечка,
Сашенька и т. д., а тот должен догадаться кто это сказал
Пальчиковая гимнастика «Наша группа».
В нашей группе все друзья. (Дети сжимают пальцы в кулачки.)
Самый младший - это я. (Разжимают кулачки, начиная с мизинца.)
Это Женя, это Саша. (Действуют одновременно обеими руками.)
Это Лиза, это Даша.
Воспитатель: - К взрослому человеку принято обращаться по имени отчеству. Этим мы проявляем к нему уважение. Когда вы станете взрослыми, к вам тоже будут обращаться по имени отчеству. В русской культуре отчество дается по имени отца.
- Сережа, как зовут твоего папу? (Коля).
Значит, твое отчество Николаевич – Сергей Николаевич.
- Давайте вместе узнаем и назовем ваше отчество.
Игра «Назови свое отчество»
(Дети называют свое имя и отчество).
Воспитатель: -А теперь попробуйте угадать о ком я говорю – о взрослом человеке или о ребенке.
• Иван Александрович очень любит играть в шахматы
• Полине очень нравится ходить в гости
Воспитатель: - На свете очень много разных имен, но встречаются люди, у которых имена одинаковые, вот и в нашей группе есть дети с одинаковыми именами. Вспомним их и перечислим.
Людей с одинаковыми именами называют «тезками».
Посмотрите, какие имена носили ваши тезки - известные люди России
(показ презентации - поэты, музыканты, писатели,
политические деятели, спортсмены и т. л.)
Физминутка.
Раз, 2,3,4,5,
Отправляемся гулять. (Дети ходят врассыпную)
По извилистым дорожкам (Идут змейкой за ведущим)
Мы пройдем совсем немножко.
Вправо, влево посмотрели (Повороты головы вправо, влево)
И на корточки присели. (Присесть на корточки)
Встали дружно, потянулись (Стоя на носочках, потянуться,
руки вверх).
И, как кошечки, прогнулись. (Выпрямить спину)
А теперь прыжки на месте (Прыжки на месте)
И похлопаем все вместе. (Хлопки в ладоши)
Воспитатель: Вот мы и пришли на Полянку имен. Но на ней нет цветов! Но мы же волшебники! Украсим нашу полянку! За работу, ребята!
«Поляна имен» (коллективная работа).
Для каждого ребенка заготовлен бумажный цветок с несколькими лепестками. Он выбирает тот, который ему нравится. В центре (сердцевине цветка) ребенок приклеивает свою фотографию (или пишет свое имя).
С помощью взрослого на лепестках записываются ласкательные имена, которыми называют ребенка в семье, среди друзей, в детском саду.
Если ребенок затрудняется в подборе слов, можно предложить те ласкательные имена, которые он хотел бы услышать от своих близких.
Затем все цветы наклеивают на один большой лист – «полянку».
Во время работы включается аудиозапись.
Итог.
Рассматриваются результаты коллективной работы.
- Дети называют ласкательные имена, кто их так называет.
- Называют ласкательные имена, которые хотели бы услышать.
- Закрепляются понятия «тезка», «отчество».