Светлана Заноздрина
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Мое право на имя»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжать знакомить детей с документами в которых закреплены права взрослых и детей с Конституцией РФ, Конвенцией о правах ребенка, довести до сознания, что каждый человек имеет право на имя.
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе „Мое право на имя“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Старшая группа
- Я и мое имя, имена
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
Социально – коммуникативное развитие: развивать у дошкольников правовое сознание, воспитывать уважение к правам и обязанностям каждого человека, укрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважение к мнению другого человека, развивать чувство коллективизма. Воспитывать дружелюбие.
Познавательно – речевое развитие: активизировать мыслительную деятельность детей, развивать память, логическое мышление и творческое воображение, учить образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами, совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
Художественно – эстетическое развитие: закреплять умение выполнять поделку, развивать эмоциональную отзывчивость, творческую самостоятельность, эстетический вкус.
Оборудование: картинки с изображением прав детей, разрезные картинки со сказочными героями, плакат на котором изображена ваза, цветочки с загаданными сказочными героями, шаблон фигуры человека, цветные карандаши.
Ход занятия
Психолог: Ребята давайте встанем в круг и возьмем за руки друг друга.
Мы стали рука в руке,
Вместе мы большая сила
Можем маленькими быть (дети приседают)
Можем мы большими быть (поднимают руки вверх)
Но никто один не будет.
Психолог: И действительно вы никогда не бывает одни. Вокруг вас всегда близкие люди – ваши родители, ваша семья. Когда они рядом вы чувствуете себя защещёнными.
Педагог – психолог читает стихотворение:
Знают взрослые и дети,
Да и вам узнать пора,
Что у всех на белом свете
Есть законные права.
И не важно, где живёшь ты,
Кто богаче, кто бедней,
И какого цвета кожа -
Право ты имеешь то же,
Что и каждый из людей.
Психолог: - Ребята, в нашей группе в разных местах спрятано что-то очень ценное. Давайте займёмся поиском.
Вместе с детьми находим картинки. Прошу объяснить, что на них нарисовано. Затем все найденные картинки выставляю на стенд.
Психолог: - На этих картинках нарисовано самое важное, ценное, необходимое ребёнку для счастливой жизни с момента рождения. Это права ребёнка. Право – это то, без чего человек не может жить достойно. Права не нужно покупать, зарабатывать, они принадлежат вам просто потому, что вы люди. Давайте вспомним и назовем какие права есть у вас у детей, а картинки нам в этом помогут (дети называют права).
Психолог: Все правила для взрослых записаны в книге, которая называется Конституцией Российской Федерации. Это – основной закон нашей страны. В этой книге записаны права и обязанности граждан: права на труд, отдых, образование, охрану здоровья; запрещение детского труда и др.
- Ребята скажите как называется документ где записаны все права детей?
- Правильно «Конвенция о правах ребенка»
- И сегодня мы поговорим об одном из ваших прав. Я загадаю загадку, а вы догадайтесь, что это за права.
Нас не было – оно было,
Нас не будет – оно будет,
Никто ни у кого его не видел,
А у всех оно есть.
И у мамы есть, и у папы есть,
У дочки есть, у внучки есть,
Чтобы его узнать,
Надо вслух назвать. (Имя.)
Психолог: Имя играет большую роль в жизни людей. Без имени нельзя обойтись. Человек может лишиться всех богатств (дома, но нельзя лишиться имени).
- Как вы думаете, а зачем люди придумали имена?
Дети: Чтобы можно было позвать кого - нибудь (обратиться, чтоб знать мальчик это или девочка, отличать одного человека от другого и т. д.
Психолог: Правильно имя нам очень необходимо, без имени трудно познакомиться, общаться друг с другом, понять о ком говорят.
- А как бы вы обращались друг к другу, если бы не было имён?
(Эй ты. Эй мальчик, эй девочка)
- Но это оскорбительно, обидно, невежливо. Никогда не отзывайтесь, если кто- то вас позовёт таким образом. Но вот иногда вы хотите обратиться к кому-то, а имени не знаете. Как поступить в этом случае?
- Ребята, хотите я открою вам одну важную тайну: каждый человек любит, чтобы к нему обращались по имени нежно, ласково, красиво. Это приносит радость. Человек сразу расцветает. А давайте подарим радость своему соседу, назовём его ласково и нежно.
Игра «Клубочек». (Встают в круг. Называем ласковые имена друга)
- Посмотрите, какая паутина ласковых имён у нас получилась. Да ребята, у вас у всех есть право на имя, чтобы не нарушать это право необходимо соблюдать правила.
• Не дразниться;
• Не придумывать клички;
• Обращаться друг к другу вежливо, ласково;
• К взрослым обращаться по имени, отчеству;
• Если вы всё-таки нарушили правило, то обязательно надо что сделать?
- Извиниться и попросить прощения.
Психолог: Ребята предлагаю поиграть еще в одну очень интересную игру называется «Назови имя главного героя» (проводитьсяигра)
Дидактическая игра «Назови имя главного героя» (составить из частей картинку, а после того как составите назвать имя героя) .
Психолог обращается к детям, ребята на этих сказочных героев, которых вы собрали. У каждого из них свои черты характера, манеры. поведение. У них разные имена.
- Ребята, как имя вашего героя? Подумайте, почему их так назвали?
Почему Айболита назвали Айболит и т. д.
Дети: Айболит - лечит тех, кто болеет.
Снегурочка-девочка из снега.
Дюймовочка - маленькая девочка, с дюйм.
Незнайка- мальчик, который ничего не знает.
Красная шапочка- девочка, которая постоянно носила красную шапочку.
Психолог: Имя может многое сказать о человеке, о его особенностях.
Стихотворение «Имя» читает Сережа.
Имя
Имя нам даёт отраду,
Дарит счастье и удачу.
Потому узнать бы надо,
Что же наше имя значит?
Психолог: Все имена имеют своё значение. А вы знаете, что означает ваше имя?
Дети: Моё имя означает (психолог выслушивает ответы детей и если ребёнок не знает, что означает его имя, говорит его значение) .
Данил - библейск. происх. судья (божий суд)
Екатерина - греческ. пр. чистая (непороч.)
Матвей – божий человек, дарован. Богом (еврейск. корн.)
Анастасия – с др. греческ. (воскресшая или вновь возрождённая)
Артём – др. греч. безупречный, обладает большим здоровьем.
Елизавета – в перев. с евр. яз. почитающая бога, верующая.
Дмитрий – др. греч. принадл. Богине земли.
Денис – др. греч. (любознательный, общительный)
Виктория – латин. происх. (Победительница, победа)
Вот такие интересные имена у вас ребята.
Каждое имя по своему красиво. Но, запомните не имя красит человека, а человек имя. Вы вырастите, будете делать добрые дела и прославите своё имя.
Психолог: Сейчас мы с вами будем создавать букет имен сказочных героев и для этого я хочу предложить вам небольшую литературную викторину.
Литературная викторина. «Букет имен девочек и мальчиков из сказок и стихотворений».
На подносе лежат цветы на которых загаданы литературные герои, дети берут по цветку, педагог зачитывает загадку, того героя которого отгадали наклеиваю на плакат с вазой, в результате должен получиться букет из имен сказочных героев.
Загадки.
«Имена девочек из сказок и стихотворений»
1. Мала росточком, родилась в цветочке. (Дюймовочка)
2. В речке тонет мяч. Чей раздался плачь? (Таня)
3. Скорей бы приблизился вечер
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал.
Никто во дворце не узнает,
Откуда я, как я зовусь,
И лишь только полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь. (Золушка)
4. Пусть тяжёло вперёд идти.
Но Кая я должна спасти. (Герда)
5. Сидит в корзине девочка у мишки за спиной,
Он, сам того не ведая, несёт её домой. (Маша)
«Имена мальчиков из сказок»
1. Мальчик, которого увезла в свой дворец Снежная королева. (Кай)
2. Братец Алёнушки, превратившийся в козлёночка. (Иванушка)
3. Деревянный человечек. (Буратино)
4. Вместе с Карлсоном он прыгал с крыш. (Малыш)
5. Его гном превратил в маленького человечка. (Нильс)
6. Мальчик-луковичка. (Чипполлино)
7. Жители Цветочного Города, побывавший на Луне. (Незнайка)
8. Имя толстяка, живущего на крыше и летающего выше всех. (Карлсон)
Психолог: На ваших столах лежат листы бумаги и карандаши, я сейчас вам раздам шаблоны с изображением человечка, а вам нужно этот шаблон обвести, дорисовать глаза, нос, рот, уши, волосы, одежду, обувь, все то, что есть у человека. Когда ваш человечек будет готов, вы дадите ему имя.
(Дети выполняют задание, сидя за столами).
- Давайте посмотрим, что же у вас получилось, очень хорошие человечки.
- Вы создали нового человечка и дали ему имя. Это имя у него никто не имеет права отнять. А теперь давайте приклеим наших человечков на земной шар. Они будут здесь жить в мире и дружбе.
Итог занятия.
Психолог: Наше занятие заканчивается. Скажите, о чем вы сегодня узнали? О каком праве вы узнали? Как называется основной документ, где записаны ваши права? (Каждый ребёнок имеет право на собственное имя. Узнали о происхождении, значении имён, отчеств.)
- Какие правила нужно соблюдать, чтобы не нарушать право других детей на имя?
Много разных законов, ребята, защищают вашу жизнь и дают вам право на счастливое и радостное детство. И надо помнить о правах каждого ребёнка и, конечно, их не нарушать.