МААМ-картинки

«Модернизация региональной системы образования» «Развитие профессиональных компетенций работников образования»

Елена Просенкова
«Модернизация региональной системы образования» «Развитие профессиональных компетенций работников образования»
▼ Скачать + Заказать документы

«Модернизация региональной системы образования»

«Развитие профессиональных компетенций работников образования»

Практико-ориентированный проект

Проектирование процесса

формирования у детей 6-7 лет представлений

о природе родного края в процессе экскурсий

Выполнили:

Просенкова Елена Александровна

СОДЕРЖАНИЕ

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА 3

ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ 4

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ 5

Публикация «„Модернизация региональной системы образования“ „Развитие профессиональных компетенций работников образования“» размещена в разделах

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ 6

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 12

ЛИТЕРАТУРА 13

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Основы патриотического воспитания личности закладываются в период дошкольного детства. В ФГТ к структуре ООП ДО одной из задач ОО «Социализация» является формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств.

В. А. Сухомлинский убедительно доказывал, что детство – это каждодневное открытие мира и нужно сделать так, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием Отечества. Он считал, что в окружающем мире надо знакомить детей с каждым предметом и «открывать его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги».

Родная природа является не только естественной средой для каждого человека, с момента рождения, но и первым средством воспитания. Мир природы таит в себе большие возможности для развития различных компетентностей детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие природы. Размышляя о природе, ребёнок обогащает не только свои знания, но и чувства. Ознакомление с природой родного края является эффективным средством духовно-нравственного воспитания. Ориентация на формирование представлений у детей о малой Родине позволяет преодолеть формализм в образовании, актуализировать индивидуальные интересы ребёнка, его личный опыт, воспитывать любовь к Отчизне и бережное отношение к окружающей среде.

Воспитание знаний и любви к природе своего края мы рассматриваем, как часть общей культуры личности, которая формируется в конкретных условиях (данного региона) в результате целенаправленного взаимодействия взрослых (педагоги, семья) и детей в реальном природном окружении, в интересной для детей деятельности по позитивному преобразованию и охране окружающей среды.

ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ

Цель проектируемого процесса – сформировать у детей 6 – 7 лет представления о природе родного края посредством экскурсий.

Задачи проектируемого процесса

1.1 Вызвать у дошкольников интерес к природе родного края.

1.2 Сформировать у детей 6 – 7 лет представления о природе родного края.

1.3 Сформировать у детей 6 – 7 лет умения применять представления о природе родного края в практической деятельности.

1.4 Способствовать воспитанию бережного отношения к природе родного края.

2.1. Способствовать формированию осознанного отношения родителей

к проблеме патриотического воспитания дошкольников.

2.2. Привлечь родителей к организации экскурсий в разные экосистемы (лес, пруд, луг, Жигулевский заповедник.

3.1. Обогатить предметно-развивающую среду группы дидактическими материалами.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

Диагностические методы: беседы, диагностические задания, решение проблемных ситуаций, анализ продуктов детской деятельности, анкетирование.

Когнитивный критерий.

Показатели:

- представления о флоре родного края;

- представления фауне родного края;

- преставления о разнообразии ландшафтов родного края;

- представления о Красной книге Самарской области.

Эмоциональный критерий:

Показатели:

- наличие интереса к природе Самарского края;

- наличие эмоционально-положительного отношения к природе родного края;

- наличие желания изучать природу родного края.

Деятельностный критерий:

Показатели:

- умение применять сформированные представления о природе родного края в практической деятельности;

- умение бережно относиться к природе родного края;

- умение составлять Красную книгу Самарского края, гербарий, экологические сказки.

I этап

Эмоционально-мотивационный

Цель: вызвать у детей 6-7 лет интерес к природе родного края.

Задачи:

1. Вызвать у детей интерес к природе Самарского края.

2. Вызвать у детей эмоционально-положительное отношение к природе родного края.

3. Вызвать у детей желание изучать природу родного края.

4. Способствовать формированию осознанного отношения родителей к проблеме патриотического воспитания дошкольников.

Способы и формы работы

Деятельность педагогов и детей Результат

Педагог Дети Результат-продукт Результат-эффект

- рассматривание иллюстраций, открыток с изображением животных, растений, лекарственных растений Самарского края;

- беседа с детьми о природе Самарского края («Доброе отношение к природе», «Животный мир Самарского края», «О чем говорит Красная книга», «Правила поведения в природе», «Природная кладовая Жигулей», «Издалека долго течет река Волга», с);

- оформление фотоальбома «Природа родного края» и «Красной книги Жигулей»;

- чтение художественной литературы (произведения Г. Скребицкого, Н. Сладкова, В. Бианки);

- проведение с дидактических игр «Необыкновенный обед», «Чьи это следы», «Кому и для чего нужны хвосты», «Кто здесь живет», «Назови и отметь растения Жигулёвского заповедника», «Что можно и нужны делать для сохранения леса».

- организует рассматривание иллюстраций, открыток с изображением животных, растений, лекарственных растений Самарского края;

- осуществляет беседу с детьми о природе Самарского края («Доброе отношение к природе», «Животный мир Самарского края», «О чем говорит Красная книга», «Правила поведения в природе», «Природная кладовая Жигулей», «Издалека долго течет река Волга», «Кто главный – человек или природа?»);

- организует оформление фотоальбома «Природа родного края» и «Красной книги Жигулей»;

- разрабатывает дидактические игры «Необыкновенный обед», «Чьи это следы», «Кому и для чего нужны хвосты», «Кто здесь живет», «Назови и отметь растения Жигулёвского заповедника», «Что можно и нужны делать для сохранения леса» ;

- осуществляет чтение художественной литературы Г. Скребицкого, Н. Сладкова, В. Бианки;

- организует экскурсии в разные экосистемы (лес, пруд, луг, река Волга, Жигулевский заповедник.

- рассматривают иллюстрации, открытки с изображением животных, растений, лекарственных растений Самарского края;

- участвуют в беседе о природе Самарского края («Доброе отношение к природе», «Животный мир Самарского края», «О чем говорит Красная книга», «Правила поведения в природе», «Природная кладовая Жигулей», «Издалека долго течет река Волга», «Кто главный – человек или природа?»);

- принимают участие в оформлении фотоальбома «Природа родного края» и «Красной книги Жигулей»;

- играют в дидактические игры «Необыкновенный обед», «Чьи это следы», «Кому и для чего нужны хвосты», «Кто здесь живет», «Назови и отметь растения Жигулёвского заповедника», «Что можно и нужны делать для сохранения леса».

- слушают художественную литературу Г. Скребицкого, Н. Сладкова, В. Бианки

- посещает экскурсии в разные экосистемы (лес, пруд, луг, река Волга, Жигулевский заповедник.

иллюстрации, открытки с изображением животных, растений, лекарственных растений Самарского края;

- конспекты бесед о природе Самарского края («Доброе отношение к природе», «Животный мир Самарского края», «О чем говорит Красная книга», «Правила поведения в природе», «Природная кладовая Жигулей», «Издалека долго течет река Волга», «Кто главный – человек или природа?») ;

- фотоальбом «Природа родного края» и «Красная книга Жигулей»;

- наличие художественной литературы Г. Скребицкого, Н. Сладкова, В. Бианки;

- наличие дидактических игр «Необыкновенный обед», «Чьи это следы», «Кому и для чего нужны хвосты», «Кто здесь живет», «Назови и отметь растения Жигулёвского заповедника», «Что можно и нужны делать для сохранения леса».

- интерес у детей к природе родного края;

- желание детей изучать природу родного края;

- наличие у детей эмоционально-положительного отношения к природе родного края;

- вызвать интерес у родителей к проблеме патриотического воспитания дошкольников.

II этап

Когнитивный

Цель: формировать у детей 6 – 7 лет представления о природе родного края посредством экскурсий.

Задачи:

1. Сформировать представления у детей о фауне родного края.

2. Сформировать представления у детей о флоре родного края.

3. Сформировать преставления у детей о разнообразии ландшафтов родного края.

4. Сформировать представления у детей о Красной книге Самарской области.

5. Привлечь родителей к организации экскурсий в разные экосистемы (лес, пруд, луг, Жигулевский заповедник.

Способы и формы работы

Деятельность педагогов и детей Результат

Педагог Дети Результат-продукт Результат-эффект

- экскурсии в разные экосистемы (лес, пруд, луг, река Волга, Жигулевский заповедник;

- экскурсия-пленер «Подари Волге ее портрет»;

- экскурсии-исследования «Удивительное – рядом», «Кладовая Самарской Луки»;

- акции-green-peace «Зелёные фильтры», «Советы экологов»;

- целевая прогулка «Чем богат наш край»;

- посещение краеведческого музея по теме «Красная книга Самарской области». - организует экскурсии в разные экосистемы (лес, пруд, луг, река Волга, Жигулевский заповедник;

- организует экскурсию-пленер «Подари Волге ее портрет»;

- организует экскурсии-исследования «Удивительное – рядом», «Кладовая Самарской Луки»;

- организует акции-green-peace «Зелёные фильтры», «Советы экологов»;

- организует целевую прогулку «Чем богат наш край»;

- организует посещение краеведческого музея («Красная книга Самарской области»).

- посещают экскурсии в разные экосистемы (лес, пруд, луг, река Волга, Жигулевский заповедник;

- рисуют на экскурсии-пленере «Подари Волге ее портрет»;

- исследуют флору и фауну родного края в ходе экскурсий «Удивительное - рядом», «Кладовая Самарской Луки»;

- участвуют в акциях-green-peace «Зелёные фильтры», «Советы экологов»;

- участвуют в целевой прогулке «Чем богат наш край»;

- посещают краеведческий музей («Красная книга Самарской области», рисуют представителей Красной книги.

- конспекты

экскурсий в разные экосистемы (лес, пруд, луг, река Волга, Жигулевский заповедник;

- выставка рисунков детей «Подари Волге ее портрет»;

- гербарий «Кладовая Самарской Луки»;

- конспект экскурсии «Удивительное - рядом», «Кладовая Самарской Луки»;

- конспекты акций-green-peace «Зелёные фильтры», «Советы экологов»;

- конспект целевой прогулки «Чем богат наш край»;

- выставка рисунков «Их нужно беречь».

- представления у детей о фауне родного края;

- представления у детей о флоре родного края;

- преставления у детей о разнообразии ландшафтов родного края;

- представления у детей о Красной книге Самарской области.

III этап

Деятельностный

Цель: создать условия для применения детьми 6-7 лет представлений о природе родного края в практической деятельности.

Задачи:

1. Формировать умение применять представления о природе родного края в практической деятельности.

2. Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

3. Формировать умение составлять Красную книгу Самарского края, гербарий, экологические сказки.

Способы и формы работы

Деятельность педагогов и детей Результат

Педагог Дети Результат-продукт Результат-эффект

- создание музейных экспозиций в группе;

- игровая ситуация «Маленький экскурсовод», «Мы в музее»;

- природоохранительные игры «Маленький эколог», «Экологическая азбука»;

- дидактические игры «Кого куда поселим», «Что растет в Жигулях», лото «Цветы нашего края»;

- сюжетное рисование «Люби и знай свой край родной»;

- составление Красной книги Самарского края;

- составление гербария;

- составление экологической сказки.

- выставка рисунков «Фантазии природы» - организует музейную экспозиций в группе;

- организует игровую ситуацию «Маленький экскурсовод», «Мы в музее»;

- организует природоохранительные игры «Маленький эколог», «Экологическая азбука»;

- организует дидактические игры «Кого куда поселим», «Что растет в Жигулях», лото «Цветы нашего края»;

- организует сюжетное рисование «Люби и знай свой край родной»;

- организует составление Красной книги Самарского края;

- организует составление гербария;

- организует составление экологической сказки.

- организует выставку «Фантазии природы» - принимают участие в создании музейной экспозиции в группе;

- принимают участие в игровой ситуации «Маленький экскурсовод», «Мы в музее»;

- принимают участие в природоохранительных играх «Маленький эколог», «Экологическая азбука»;

- играют в дидактические игры «Кого куда поселим», «Что растет в Жигулях», лото «Цветы нашего края»;

- рисуют на тему: «Люби и знай свой край родной»;

- составляют Красной книгу Самарского края;

- составляют гербарий;

- составляют экологические сказки.

- выполняют поделки из природного материала «Фантазии природы» - музейная экспозиция в группе;

- наличие атрибутов для создания игровой ситуации «Маленький экскурсовод», «Мы в музее»;

- наличие природоохранительной игры «Маленький эколог», «Экологическая азбука»;

- наличие дидактических игр «Кого куда поселим», «Что растет в Жигулях», лото «Цветы нашего края»;

- выставка рисунков «Люби и знай свой край родной»;

- Красная книга Самарского края;

- выставка гербариев;

- библиотека экологических сказок.

- выставка поделок из природного материала «Фантазии природы» - умение применять сформированные представления о природе родного края в практической деятельности.

- умение бережно относиться к природе родного края.

- умение составлять Красную книгу Самарского края, гербарий, экологические сказки.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1. Кадровые условия:

-воспитатели;

-родители;

-заместитель заведующего по ВМР;

-экскурсовод.

2. Финансово-экономические ресурсы:

-средства для оплаты транспорта;

-средства для оплаты услуг экскурсовода;

-средства для покупки канцтоваров.

3. Материально-технические ресурсы:

-автобус для экскурсий;

-компьютер и проектор;

-иллюстрации, открытки с изображением животных, растений, лекарственных растений Самарского края;

-канцелярские товары для рисования: бумага, краски, клей, ластики, картон, фломастеры, карандаши, пластилин;

- фотоальбомы;

- атрибуты для сюжетно-ролевых игр.

4. Правовые ресурсы:

-экспертиза проекта,

-согласие родителей на выездные формы работы с детьми,

-разрешение руководителя ДС на проведение выездных форм работы с детьми,

-согласование с ГИБДД сопровождения экскурсионного автобуса.

5. Организационно-методические ресурсы:

-конспекты экскурсий в разные экосистемы (лес, пруд, луг, река Волга);

в Жигулевский заповедник;

- конспект экскурсии-пленера «Подари Волге ее портрет»;

- конспект экскурсии-исследования «Удивительное – рядом», «Кладовая Самарской Луки»;

-конспект - акции-green-peace «Зелёные фильтры», «Советы экологов»;

-конспект целевой прогулки «Чем богат наш край».

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранникова, Э. Э. Экскурсии и целевые прогулки / Э. Э. Баранникова. –Тольятти, 1998.

2. Виноградова, Н. Ф. Дети, взрослые и мир вокруг / Н. Ф. Виноградова, Т. А. Куликова. – М., 1993.

3. Дыбина, О. В. Люби и знай свой отчий край / О. В. Дыбина [и др. ] / под ред. О. В. Дыбиной. – Тольятти : Изд-во ТФСамГПУ, 2001.

4. Загайнова, О. Ю. Волжская земля – родина моя : методическое пособие для дошкольников 4 – 7 лет / О. Ю. Загайнова [и др. ] / под ред. Э. Э. Баранниковой. – Тольятти, 2007.

5. Куликова, Т. А. Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста / Т. А. Куликова. – М., 1985.

Публикации по теме:

«Проектный метод как инновация в методической работе ДОУ» Введение Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, ориентирует.

Проекты в детском саду 6 Проекты в блогах коллег Блог Альбины Хасаншиной Проект " Золотая осень" Вид проекта: исследовательски-творческий. Цель проекта: создать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Модернизация региональной системы образования» «Развитие профессиональных компетенций работников образования»
Опубликовано: 18 февраля 2013 в 20:09
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Модернизация региональной системы образования» «Развитие профессиональных компетенций работников образования»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Просенкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД