Елена Просенкова
«Модернизация региональной системы образования» «Развитие профессиональных компетенций работников образования»
▼ Скачать + Заказать документы
«Модернизация региональной системы образования»
«Развитие профессиональных компетенций работников образования»
Практико-ориентированный проект
Проектирование процесса
формирования у детей 6-7 лет представлений
о природе родного края в процессе экскурсий
Выполнили:
Просенкова Елена Александровна
СОДЕРЖАНИЕ
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА 3
ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ 4
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ 5
Публикация «„Модернизация региональной системы образования“ „Развитие профессиональных компетенций работников образования“» размещена в разделах
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ 6
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 12
ЛИТЕРАТУРА 13
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Основы патриотического воспитания личности закладываются в период дошкольного детства. В ФГТ к структуре ООП ДО одной из задач ОО «Социализация» является формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств.
В. А. Сухомлинский убедительно доказывал, что детство – это каждодневное открытие мира и нужно сделать так, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием Отечества. Он считал, что в окружающем мире надо знакомить детей с каждым предметом и «открывать его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги».
Родная природа является не только естественной средой для каждого человека, с момента рождения, но и первым средством воспитания. Мир природы таит в себе большие возможности для развития различных компетентностей детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие природы. Размышляя о природе, ребёнок обогащает не только свои знания, но и чувства. Ознакомление с природой родного края является эффективным средством духовно-нравственного воспитания. Ориентация на формирование представлений у детей о малой Родине позволяет преодолеть формализм в образовании, актуализировать индивидуальные интересы ребёнка, его личный опыт, воспитывать любовь к Отчизне и бережное отношение к окружающей среде.
Воспитание знаний и любви к природе своего края мы рассматриваем, как часть общей культуры личности, которая формируется в конкретных условиях (данного региона) в результате целенаправленного взаимодействия взрослых (педагоги, семья) и детей в реальном природном окружении, в интересной для детей деятельности по позитивному преобразованию и охране окружающей среды.
ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ
Цель проектируемого процесса – сформировать у детей 6 – 7 лет представления о природе родного края посредством экскурсий.
Задачи проектируемого процесса
1.1 Вызвать у дошкольников интерес к природе родного края.
1.2 Сформировать у детей 6 – 7 лет представления о природе родного края.
1.3 Сформировать у детей 6 – 7 лет умения применять представления о природе родного края в практической деятельности.
1.4 Способствовать воспитанию бережного отношения к природе родного края.
2.1. Способствовать формированию осознанного отношения родителей
к проблеме патриотического воспитания дошкольников.
2.2. Привлечь родителей к организации экскурсий в разные экосистемы (лес, пруд, луг, Жигулевский заповедник.
3.1. Обогатить предметно-развивающую среду группы дидактическими материалами.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ
Диагностические методы: беседы, диагностические задания, решение проблемных ситуаций, анализ продуктов детской деятельности, анкетирование.
Когнитивный критерий.
Показатели:
- представления о флоре родного края;
- представления фауне родного края;
- преставления о разнообразии ландшафтов родного края;
- представления о Красной книге Самарской области.
Эмоциональный критерий:
Показатели:
- наличие интереса к природе Самарского края;
- наличие эмоционально-положительного отношения к природе родного края;
- наличие желания изучать природу родного края.
Деятельностный критерий:
Показатели:
- умение применять сформированные представления о природе родного края в практической деятельности;
- умение бережно относиться к природе родного края;
- умение составлять Красную книгу Самарского края, гербарий, экологические сказки.
I этап
Эмоционально-мотивационный
Цель: вызвать у детей 6-7 лет интерес к природе родного края.
Задачи:
1. Вызвать у детей интерес к природе Самарского края.
2. Вызвать у детей эмоционально-положительное отношение к природе родного края.
3. Вызвать у детей желание изучать природу родного края.
4. Способствовать формированию осознанного отношения родителей к проблеме патриотического воспитания дошкольников.
Способы и формы работы
Деятельность педагогов и детей Результат
Педагог Дети Результат-продукт Результат-эффект
- рассматривание иллюстраций, открыток с изображением животных, растений, лекарственных растений Самарского края;
- беседа с детьми о природе Самарского края («Доброе отношение к природе», «Животный мир Самарского края», «О чем говорит Красная книга», «Правила поведения в природе», «Природная кладовая Жигулей», «Издалека долго течет река Волга», с);
- оформление фотоальбома «Природа родного края» и «Красной книги Жигулей»;
- чтение художественной литературы (произведения Г. Скребицкого, Н. Сладкова, В. Бианки);
- проведение с дидактических игр «Необыкновенный обед», «Чьи это следы», «Кому и для чего нужны хвосты», «Кто здесь живет», «Назови и отметь растения Жигулёвского заповедника», «Что можно и нужны делать для сохранения леса».
- организует рассматривание иллюстраций, открыток с изображением животных, растений, лекарственных растений Самарского края;
- осуществляет беседу с детьми о природе Самарского края («Доброе отношение к природе», «Животный мир Самарского края», «О чем говорит Красная книга», «Правила поведения в природе», «Природная кладовая Жигулей», «Издалека долго течет река Волга», «Кто главный – человек или природа?»);
- организует оформление фотоальбома «Природа родного края» и «Красной книги Жигулей»;
- разрабатывает дидактические игры «Необыкновенный обед», «Чьи это следы», «Кому и для чего нужны хвосты», «Кто здесь живет», «Назови и отметь растения Жигулёвского заповедника», «Что можно и нужны делать для сохранения леса» ;
- осуществляет чтение художественной литературы Г. Скребицкого, Н. Сладкова, В. Бианки;
- организует экскурсии в разные экосистемы (лес, пруд, луг, река Волга, Жигулевский заповедник.
- рассматривают иллюстрации, открытки с изображением животных, растений, лекарственных растений Самарского края;
- участвуют в беседе о природе Самарского края («Доброе отношение к природе», «Животный мир Самарского края», «О чем говорит Красная книга», «Правила поведения в природе», «Природная кладовая Жигулей», «Издалека долго течет река Волга», «Кто главный – человек или природа?»);
- принимают участие в оформлении фотоальбома «Природа родного края» и «Красной книги Жигулей»;
- играют в дидактические игры «Необыкновенный обед», «Чьи это следы», «Кому и для чего нужны хвосты», «Кто здесь живет», «Назови и отметь растения Жигулёвского заповедника», «Что можно и нужны делать для сохранения леса».
- слушают художественную литературу Г. Скребицкого, Н. Сладкова, В. Бианки
- посещает экскурсии в разные экосистемы (лес, пруд, луг, река Волга, Жигулевский заповедник.
иллюстрации, открытки с изображением животных, растений, лекарственных растений Самарского края;
- конспекты бесед о природе Самарского края («Доброе отношение к природе», «Животный мир Самарского края», «О чем говорит Красная книга», «Правила поведения в природе», «Природная кладовая Жигулей», «Издалека долго течет река Волга», «Кто главный – человек или природа?») ;
- фотоальбом «Природа родного края» и «Красная книга Жигулей»;
- наличие художественной литературы Г. Скребицкого, Н. Сладкова, В. Бианки;
- наличие дидактических игр «Необыкновенный обед», «Чьи это следы», «Кому и для чего нужны хвосты», «Кто здесь живет», «Назови и отметь растения Жигулёвского заповедника», «Что можно и нужны делать для сохранения леса».
- интерес у детей к природе родного края;
- желание детей изучать природу родного края;
- наличие у детей эмоционально-положительного отношения к природе родного края;
- вызвать интерес у родителей к проблеме патриотического воспитания дошкольников.
II этап
Когнитивный
Цель: формировать у детей 6 – 7 лет представления о природе родного края посредством экскурсий.
Задачи:
1. Сформировать представления у детей о фауне родного края.
2. Сформировать представления у детей о флоре родного края.
3. Сформировать преставления у детей о разнообразии ландшафтов родного края.
4. Сформировать представления у детей о Красной книге Самарской области.
5. Привлечь родителей к организации экскурсий в разные экосистемы (лес, пруд, луг, Жигулевский заповедник.
Способы и формы работы
Деятельность педагогов и детей Результат
Педагог Дети Результат-продукт Результат-эффект
- экскурсии в разные экосистемы (лес, пруд, луг, река Волга, Жигулевский заповедник;
- экскурсия-пленер «Подари Волге ее портрет»;
- экскурсии-исследования «Удивительное – рядом», «Кладовая Самарской Луки»;
- акции-green-peace «Зелёные фильтры», «Советы экологов»;
- целевая прогулка «Чем богат наш край»;
- посещение краеведческого музея по теме «Красная книга Самарской области». - организует экскурсии в разные экосистемы (лес, пруд, луг, река Волга, Жигулевский заповедник;
- организует экскурсию-пленер «Подари Волге ее портрет»;
- организует экскурсии-исследования «Удивительное – рядом», «Кладовая Самарской Луки»;
- организует акции-green-peace «Зелёные фильтры», «Советы экологов»;
- организует целевую прогулку «Чем богат наш край»;
- организует посещение краеведческого музея («Красная книга Самарской области»).
- посещают экскурсии в разные экосистемы (лес, пруд, луг, река Волга, Жигулевский заповедник;
- рисуют на экскурсии-пленере «Подари Волге ее портрет»;
- исследуют флору и фауну родного края в ходе экскурсий «Удивительное - рядом», «Кладовая Самарской Луки»;
- участвуют в акциях-green-peace «Зелёные фильтры», «Советы экологов»;
- участвуют в целевой прогулке «Чем богат наш край»;
- посещают краеведческий музей («Красная книга Самарской области», рисуют представителей Красной книги.
- конспекты
экскурсий в разные экосистемы (лес, пруд, луг, река Волга, Жигулевский заповедник;
- выставка рисунков детей «Подари Волге ее портрет»;
- гербарий «Кладовая Самарской Луки»;
- конспект экскурсии «Удивительное - рядом», «Кладовая Самарской Луки»;
- конспекты акций-green-peace «Зелёные фильтры», «Советы экологов»;
- конспект целевой прогулки «Чем богат наш край»;
- выставка рисунков «Их нужно беречь».
- представления у детей о фауне родного края;
- представления у детей о флоре родного края;
- преставления у детей о разнообразии ландшафтов родного края;
- представления у детей о Красной книге Самарской области.
III этап
Деятельностный
Цель: создать условия для применения детьми 6-7 лет представлений о природе родного края в практической деятельности.
Задачи:
1. Формировать умение применять представления о природе родного края в практической деятельности.
2. Воспитывать бережное отношение к природе родного края.
3. Формировать умение составлять Красную книгу Самарского края, гербарий, экологические сказки.
Способы и формы работы
Деятельность педагогов и детей Результат
Педагог Дети Результат-продукт Результат-эффект
- создание музейных экспозиций в группе;
- игровая ситуация «Маленький экскурсовод», «Мы в музее»;
- природоохранительные игры «Маленький эколог», «Экологическая азбука»;
- дидактические игры «Кого куда поселим», «Что растет в Жигулях», лото «Цветы нашего края»;
- сюжетное рисование «Люби и знай свой край родной»;
- составление Красной книги Самарского края;
- составление гербария;
- составление экологической сказки.
- выставка рисунков «Фантазии природы» - организует музейную экспозиций в группе;
- организует игровую ситуацию «Маленький экскурсовод», «Мы в музее»;
- организует природоохранительные игры «Маленький эколог», «Экологическая азбука»;
- организует дидактические игры «Кого куда поселим», «Что растет в Жигулях», лото «Цветы нашего края»;
- организует сюжетное рисование «Люби и знай свой край родной»;
- организует составление Красной книги Самарского края;
- организует составление гербария;
- организует составление экологической сказки.
- организует выставку «Фантазии природы» - принимают участие в создании музейной экспозиции в группе;
- принимают участие в игровой ситуации «Маленький экскурсовод», «Мы в музее»;
- принимают участие в природоохранительных играх «Маленький эколог», «Экологическая азбука»;
- играют в дидактические игры «Кого куда поселим», «Что растет в Жигулях», лото «Цветы нашего края»;
- рисуют на тему: «Люби и знай свой край родной»;
- составляют Красной книгу Самарского края;
- составляют гербарий;
- составляют экологические сказки.
- выполняют поделки из природного материала «Фантазии природы» - музейная экспозиция в группе;
- наличие атрибутов для создания игровой ситуации «Маленький экскурсовод», «Мы в музее»;
- наличие природоохранительной игры «Маленький эколог», «Экологическая азбука»;
- наличие дидактических игр «Кого куда поселим», «Что растет в Жигулях», лото «Цветы нашего края»;
- выставка рисунков «Люби и знай свой край родной»;
- Красная книга Самарского края;
- выставка гербариев;
- библиотека экологических сказок.
- выставка поделок из природного материала «Фантазии природы» - умение применять сформированные представления о природе родного края в практической деятельности.
- умение бережно относиться к природе родного края.
- умение составлять Красную книгу Самарского края, гербарий, экологические сказки.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1. Кадровые условия:
-воспитатели;
-родители;
-заместитель заведующего по ВМР;
-экскурсовод.
2. Финансово-экономические ресурсы:
-средства для оплаты транспорта;
-средства для оплаты услуг экскурсовода;
-средства для покупки канцтоваров.
3. Материально-технические ресурсы:
-автобус для экскурсий;
-компьютер и проектор;
-иллюстрации, открытки с изображением животных, растений, лекарственных растений Самарского края;
-канцелярские товары для рисования: бумага, краски, клей, ластики, картон, фломастеры, карандаши, пластилин;
- фотоальбомы;
- атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
4. Правовые ресурсы:
-экспертиза проекта,
-согласие родителей на выездные формы работы с детьми,
-разрешение руководителя ДС на проведение выездных форм работы с детьми,
-согласование с ГИБДД сопровождения экскурсионного автобуса.
5. Организационно-методические ресурсы:
-конспекты экскурсий в разные экосистемы (лес, пруд, луг, река Волга);
в Жигулевский заповедник;
- конспект экскурсии-пленера «Подари Волге ее портрет»;
- конспект экскурсии-исследования «Удивительное – рядом», «Кладовая Самарской Луки»;
-конспект - акции-green-peace «Зелёные фильтры», «Советы экологов»;
-конспект целевой прогулки «Чем богат наш край».
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранникова, Э. Э. Экскурсии и целевые прогулки / Э. Э. Баранникова. –Тольятти, 1998.
2. Виноградова, Н. Ф. Дети, взрослые и мир вокруг / Н. Ф. Виноградова, Т. А. Куликова. – М., 1993.
3. Дыбина, О. В. Люби и знай свой отчий край / О. В. Дыбина [и др. ] / под ред. О. В. Дыбиной. – Тольятти : Изд-во ТФСамГПУ, 2001.
4. Загайнова, О. Ю. Волжская земля – родина моя : методическое пособие для дошкольников 4 – 7 лет / О. Ю. Загайнова [и др. ] / под ред. Э. Э. Баранниковой. – Тольятти, 2007.
5. Куликова, Т. А. Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста / Т. А. Куликова. – М., 1985.