Ирина Стряпихина
Консультация «Многоликий гнев, или Как справляться с негативными эмоциями»
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование умения экологично проживать негативные эмоциональные состояния, как одно из составляющих развития эмоционального интеллекта»
Публикация «Консультация „Многоликий гнев, или Как справляться с негативными эмоциями“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
В современном, динамично- меняющемся мире вопрос владения своим эмоциональным состоянием встает наиболее актуально. Важно уметь взаимодействовать с таким негативным эмоциональным состоянием, как гнев. Почему, именно с гневом, спросите вы. Отвечу, что именно гнев труден для определения (от легкого раздражения и досады, до бешенства, неистовства и ярости, это понятие несет отрицательную окраску, из-за сложившегося стереотипа в нашей культуре, что злиться плохо и неправильно и мы пытаемся избежать этого чувства нередко в ущерб собственному благополучию и здоровью.
Хочется отметить, что гнев и ощущение своего «Я» шагают рука об руку. Гнев-это выражение собственной значимости, которая снижается при попытке сдержать свои чувства. Если чувства ребенка не находят поддержки, то он чувствует себя отвергнутым (формируется Я-плохой, со мной что- то не так). Он начинает сдерживать и ограничивать процесс собственного роста, блокирует чувства, держит мышцы в постоянном напряжении, не допускает проявления эмоций и скрывает свои мысли.
Начинает использовать защитные формы поведения. (например причиняет себе то, что хотел бы сделать другому, вызывают у себя боль в животе, становятся замкнутыми, царапают себя-энергия напряжения идет внутрь; щипанья, толканья, драки, жалобы, энурез- энергия идет во вне. Проекция ярости на других- кошмарные сны, излишняя активность или рассеянность, уход в себя, становятся одиноким, тихими, холодными или излишне любезными и послушными)
Все эти проявления являются борьбой организма за равновесие, вырабатывается стиль поведения ребенка, который при подкреплении переходит во взрослую жизнь.
Все наши чувства связаны с физиологическими изменениями, которые выражаются в мышечных, телесных функциях. И если мы не выразим гнев прямо, то он выразит себя другим путем, чаще вредным для нас.
Гнев - это обычное нормальное чувство. Каждый может разгневаться – и я, и вы.
Весь вопрос в том, что мы делаем с этим чувством, можем ли мы его принять, как мы его выражаем.
- Скажите, уважаемые родители, как вы проявляете свой гнев? (вопрос родителям)
- Что вы чувствуете, когда не смогли его скрыть, подавить и проявили ярко, при других? (стыд….вину)
Упр. «Когда фитиль короче»
«У каждого бывают дни, когда мы особенно ранимы и чувствительны. Какие ситуации в жизни делают нас более податливыми на провокации и укорачивают наш фитиль терпения. Когда мы хуже всего воспринимаем критику и остро реагируем? (Рисуем на листе бумаги «бомбочку» с длинным фитилем и крестиком.) Прошу отметить на фитиле крестиком ситуации, укорачивающие ваш фитиль терпения. Это: недостаток сна, печальное событие, ссора, голод, испуг, усталость, болезнь, жажда…. допишите свои ситуации.» Участники озвучивают варианты.
Упр. «Мои глушители»- это способы совладания с гневом и его контроля :
-вдох- выдох-три и более раз на счет 4
- обратный счет
-небольшой шаг назад
- сказать себе и постараться себя услышать «Это того не стоит», «Я выше этого»
Практически проробатываем.
По каким причинам возникает гнев?
-ощущение непереносимой беспомощности
- нарушение психологических границ
- нарушение физических границ
Пошаговый алгоритм, как помочь другому человеку в гневе :
1. Проговорить эмоции человека «Я вижу, ты злишься», «Это нормально- злиться», «Я понимаю- ты расстроен/ ты злишься» - говоря о чувстве мы принимаем и понимаем, здесь мы не обнуляем состояние другого и не загоняем негативное чувство вглубь.
2. Помочь экологично пережить эмоцию, она как правило длится он нескольких секунд до 12 минут., здесь важно быть рядом с человеком, просто помочь прожить эту эмоцию, не пытаясь вести переговоры. (пауза) То есть показываем ребенку новые, более эффективные способы выражения своего гнева, безопасного и неразрушительного.
3. Как правильно человеку, ребенку в этом состоянии хочется что- то сделать. Что можно?
- дать физический выход эмоции : побить специальную подушку, боксерскую грушу, попрыгать, потопать, покричать, помять бумагу, «стаканчики для крика для детей»
- дать теплый напиток
-помочь восстановить дыхание
Учим, что гнев на людях и животных вымещать НЕЛЬЗЯ!
4. Установить визуальный и тактильный контакт с человеком (обнять, если возможно, смотреть в глаза)
5. Дать выговориться (выяснить причину гнева без оценки ситуации)
6. Дать поддержку, ресурс «Я помогу тебе справиться», «Я верю, у тебя получится»
7. Дать альтернативное решение конфликтной ситуации:
- если причина гнева- непереносимая беспомощность, то предложить помощь (что я могу для тебя сделать? Чем я могу тебе помочь)
-если причина-нарушение личных границ, то необходимо обозначить свои личные и физические границы (сказать, мне не нравится, когда ты делаешь так, то- то, это злит меня, вызывает негодование….)
8. Договориться. Проговорить «Мы с тобой договорились», уважая личность другого.
Вывод: Учим ребенка понимать, что такое гнев и распознавать его
1.«Я зол»,
2. «Злиться- это нормально»,
3.«Выбор способа выражения гнева»
Подведение итогов : - с чем вы уходите, что нового вы открыли для себя? Как себя чувствуете?