Татьяна Круть
План работы по самообразованию «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
План работы по самообразованию
в 2020 – 2021 учебном году
на тему
«Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»
МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 218»
Старший воспитатель: Круть Т. В.
Актуальность выбранной темы
Публикация «План работы по самообразованию „Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
Актуальность изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования. Речь - это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности – определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция речи. Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.
В речи детей существуют множество проблем: недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение; бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ; бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. Я считаю что, если в работе по обучению детей связной речи использовать приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас, ребенок научится связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.
Цель: Развитие связной речи детей с помощью приемов мнемотехники,.
Задачи:
• Повышение уровня речевой активности детей.
• Развитие связной монологической речи, обогащение словарного запаса детей.
• Формирование умения составлять рассказы по лексическим темам с помощью схем описаний.
• Развитие у детей умений с помощью мнемотаблиц рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи, скороговорки, отгадывать и загадывать загадки с помощью мнемотаблиц.
• Развитие у детей активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделение существенных признаков.
• Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти.
Педагоги:
- Повышение профессиональной компетенции в развитии речи детей
дошкольного возраста.
- Получение педагогами представления о мнемотехнике.
- Внедрение в образовательный процесс методику работы с
мнемотаблицами для развития речи детей - дошкольников.
Этапы работы Содержание работы Сроки Форма работы
Диагностический - анализ затруднений
- постановка проблемы
-изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта. Сентябрь Проведение диагностики
Анкетирование педагогов
Разработка плана по теме самообразования
Прогностический -определение цели задачи работы над темой
-разработка системы мер, направленных на решение проблемы
-прогнозирование результатов. Сентябрь - октябрь Планирование деятельности с детьми, родителями, педагогами
Изготовление лэпбук на тему мнемотехники.
Практический -внедрение передового практического опыта; системы мер, направленных на решение проблемы.
-формирование методического комплекса.
-отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов.
- корректировка работы. Ноябрь - апрель Семинар – практикум для педагогов ДОУ по мнемотехнике. Представление лэпбука.
Изготовление мнемотаблиц педагогами.
Обобщающий -подведение итогов
- оформление результатов работы по теме.
-представление материала. Май Анализ проведенной работы.
Проведение диагностики
Внедренческий -использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.
-распространение опыта. Май Представление опыта для педагогов: размещение материала на сайте.