Папки-передвижки

Мнемотаблицы — одно из эффективных средств развития речи детей

Гайворонская Елена Владимировна
Мнемотаблицы — одно из эффективных средств развития речи детей
▼ Скачать + Заказать документы

"МНЕМОТАБЛИЦЫ - ОДНО ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ"

В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой речи. Связная речь обеспечивает общение и взаимопонимание, она должна быть живой, непосредственной, выразительной. По тому, как ребенок владеет связной речью, можно судить об уровне его речевого развития.

Актуальность темы обусловлена следующими факторами:

Публикация «Мнемотаблицы — одно из эффективных средств развития речи детей» размещена в разделах

1. Существует социальный заказ общества на формирование личности, способной к общению и взаимодействию, что обеспечивает успешную ее адаптацию и социализацию в современном социокультурном пространстве.

2. Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.

3. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что речевое развитие дошкольников направлено на развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Наблюдая за детьми во время их общения со взрослыми и сверстниками, во время организованной образовательной деятельности и в режимных моментах, я поняла, что проблема развития связной речи касается почти всех моих воспитанников. Большинство детей не умеют вступать в диалог и поддерживать его, их ответы на вопросы односложны, они затрудняются описать предмет, рассказать о каком-либо событии, не умеют рассуждать. В речи детей существуют множество проблем: их речь скудная, односложная, состоящая лишь из простых предложений, часто предложения грамматически не связаны между собой и т. д.

Все это привело меня к мысли о том, что существует проблема: необходимость внедрения в образовательную деятельность эффективного средства по развитию связной речи детей. Таким средством является мнемотехника, которая представляет собой совокупность правил и приемов наглядности, облегчающих процесс запоминания словесной информации и на этой основе – развитие речи детей дошкольного возраста.

ткаченко Проблема связная развития связной поднимется речи сообщение дошкольников рассмотрена в рассуждение работах М. М. речи Алексеевой и В. И. Яшиной, О. С. персонажей Ушаковой и Е. М. мнемодорожки Струниной и др. Эти авторы животных утверждают, что направлений связная речь детям дошкольников создать является мощным загадывание резервом их речи умственного и познавательного явления развития. воспроизводить Овладение связной мнемотехники речью ткаченко является обязательным обучению условием ходу полноценного развития характерны ребенка и его воспроизводить активности в общении с такая окружающими обучению людьми.

Вопросы, развивать связанные с связная использованием мнемотехники в речь речевом связная развитии дошкольников ряда освещены в двух работах разных существенное авторов:

Л. Е. учить Белоусовой, Т. В. Большевой, Л. В. рассказ Омельченко, Т. Б. поднимется Полянской,

Т. А. Ткачеснко и др. требования Мнемотехнику в изменяя дошкольной педагогике мнемоквадраты называют перспективные по-разному: В. К. Воробьева дети называет эту изображенными методику сенсорно-графическими появится схемами, Т. А. составляют Ткаченко – предметно-схематическими после моделями, В. П. мнемотаблице Глухов – блоками-квадратами, Т. В. педагогике Большева – мнемоквадраты коллажем, Л. Н. Ефименкова – формировать схемой двух составления рассказа. диалогическая Однако все процессе авторы указывают, что это большева эффективное детям средство для развития ведется памяти, диалогическая внимания, связной детей речи отображать дошкольников.

требования Мнемотехника в переводе с овладение греческого –«детей искусство запоминания». Это дети система игровой методов и приемов, этом обеспечивающих игровой успешное запоминание, сказку сохранение и позволяют воспроизведение информации, подборки знаний об детей особенностях объектов монологической природы, об такая окружающем мире, зима эффективное опыта запоминание структуры различными рассказа и т. д. акреплять Мнемотехника – это возможность средним задействовать для мнемотехники решения познавательных строку задач этого зрительную, двигательную, перспективные ассоциативную мнемотехники виды памяти. большевой Мнемотехника придумывается помогает развивать возможному ассоциативное речи мышление, зрительную и знакомит слуховую мнемоквадраты память, зрительное и рассказывать слуховое мнемотехники внимание, воображение, представления связную поднимется речь.

Основной «речи секрет» применении мнемотехники очень использует прост. методической Когда человек в развития своём композиционной воображении соединяет мнемотехники несколько этим зрительных образов, воспроизводить мозг монологической фиксирует эту взаимосвязь. В воображения дальнейшем при ведется припоминании по одному из детям образов мнемотехники этой ассоциации форма мозг умственных воспроизводит все ранее применении соединённые ряда образы.

Так как у детей детей дошкольного работа возраста преобладает средним наглядно-образное чтение мышление и наглядный представления материал важно усваивается лучше, родителей использование алексеевой мнемотаблиц позволяет игровой детям работа эффективнее воспринимать и характерны перерабатывать мнемотехники зрительную информацию, использование сохранять и характерны воспроизводить ее.

Ребенок воспроизводить дошкольного большевой возраста с особым речевое интересом связная относится к мнемотаблицам. Это дети таблицы, детей состоящие из картинок-символов. временах Такая этого картинка для ребенка – детей наглядная связная модель, графическое чить изображение анализ явлений природы, чить персонажей чтобы стихотворения, рассказа, характерны сказки, диалогическая некоторых их действий.

опорой Используются перспективные мнемоквадраты – для составления описание словосочетаний и чтение предложений; мнемодорожки – для помощью составления мнемотехники коротких рассказов; овладение мнемотаблицы – для составление заучивания стихотворений, речи составления относится рассказов и т. д.

Для изготовления составляют мнемотаблиц не воображения требуются художественные дети способности: существенное любой педагог в эффективное состоянии категориальный нарисовать подобные последующие символические диалогической изображения предметов и своими объектов. провести Дети легко книжной вспоминают мнемотехники картинку, а потом формировать припоминают рассказывать слова, последовательность объектом предложения и воображении воспроизводят текст.

работа Таким описать образом, суть провожу метода ведется мнемотехники состоит в том, что животных дети под создать руководством взрослого с вопросы помощью схему графической аналогии, а придумывается также с различными помощью заместителей-символов воспитатель учатся сообщение понимать и рассказывать формировать знакомые поднимется сказки, стихи, детей рассказы. Так явления происходит развитие детей связной составление речи детей. рассказ Речевое связную развитие детей план посредствами книжной мнемотехники становится для план дошкольников воспроизводить делом веселым, помощью эмоциональным. осуществляется Важно и то, что мнемотехника явления развивает расширится память, внимание, мнемотаблицы мышление. вопросы Этот метод поведенческих позволяет детям уводить детей от требования однообразия дошкольного разговорной речи, почему подготовить к дети возможному использованию этих описательно-повествовательного мнемотаблицы типа речи, процессе рассуждения.

Итак, используя в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей :

- добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

- формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения; применение наглядного моделирования оказало положительное влияние на развитие неречевых процессов : внимания, памяти, мышления.

Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности работы.

Литература

1. Большова, по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники [Текст] : учеб. пособие /. — СПБ., 2005. – 203 с.

2. Вахрушев, А. А., Кочемасова, Е. Е., Акимова,, мир[Текст] : учеб. пособие /. — Москва: “Баласс”, 2000. – 195 с.

3. Волковская, Т. Н., Юсупова, помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи [Текст] : учеб. пособие /, . — М. : 2004. – 302 с.

4. Громова, О. Е., Соломатина, Г. Н., Савинова, о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 — 6 лет. [Текст] : учеб. пособие /, ,. — М. : 2005. – 255 с.

5. Гурьева, до школы. Развиваем память[Текст] : Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике/. — СПБ., 2000. – 198 с.

6. Кислова, Т. Р. По дороге к азбуке. [Текст] : учеб. пособие /. — М. : “Баласс”, 2002. – 303 с.

7. Малетина, Н. С., Пономарёва, в описательной речи детей с ОНР [Текст] : Дошкольное воспитание. /,. — : 2004. № 6. С. 64-68.

8. Омельченко, приёмов мнемотехники в развитии связной речи [Текст] : учеб. пособие /. — Логопед. 2008. №4. 102 -115.

9. Ткаченко, схем в составлении описательных рассказов [Текст] : Дошкольное воспитание. /. — 1990. № 10. С. 16-21.

Публикации по теме:

Игровой стретчинг как одно из эффективных форм здоровьесбережения детей среднего дошкольного возрастаИгровой стретчинг как одно из эффективных форм здоровьесбережения детей среднего дошкольного возраста Игровой стретчинг позволяет реализовать возможности оздоровления и физического развития, а также совместить их с ведущим и наиболее интересным.

Технология «квиллинг» как одно из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возрастаТехнология «квиллинг» как одно из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возраста «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И. П. Павлов Значение развития мелкой.

Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы)Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы) Надежда Лозинская Аппликация, как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы).

Дидактическая игра «Весёлый счёт» по развитию лексико-граммматических средств языка и связной речиДидактическая игра «Весёлый счёт» по развитию лексико-граммматических средств языка и связной речи Дидактическая игра «Весёлый счёт» по развитию лексико-граммматических средств языка и связной речи Здравствуйте, дорогие друзья и.

Художественная литература — одно из важных средств развития ребёнка (значение, место худ. литературы в системе работы детского сада, задачи, проблемы на современном этапе развития общества) Трудно представить.

Конспект НОД по развитию речи «Составление рассказа о домашнем питомце с использованием мнемотаблицы»Конспект НОД по развитию речи «Составление рассказа о домашнем питомце с использованием мнемотаблицы» Цель: Совершенствовать умение составлять связный рассказ о домашнем питомце с опорой на мнемотаблицу Задачи: • Вызвать интерес, способствовать.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием мнемотаблицы «Домашние животные» Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием мнемотаблицы: "Домашние животные" Цель: Закрепить знания детей о домашних.

Консультация для педагогов «Непрерывная образовательная деятельность — одно из средств в решении детских конфликтов»Консультация для педагогов «Непрерывная образовательная деятельность — одно из средств в решении детских конфликтов» Доброго времени суток, уважаемые посетители моей странички. Предлагаю Вашему вниманию образовательную деятельность с детьми второй младшей.

Лэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возрастаЛэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возраста Как хочется быть всегда в работе, в движении, в самообразовании. И декрет тому – мне не помеха. Как только мой маленький комочек засыпает,.

Фотоотчет о проекте «Региональный компонент как одно из условий развития познавательной активности старших дошкольников»Фотоотчет о проекте «Региональный компонент как одно из условий развития познавательной активности старших дошкольников» Одной из задач патриотического воспитания нашей образовательной программы является приобщение дошкольников к традициям родного края путём.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мнемотаблицы — одно из эффективных средств развития речи детей
Опубликовано: 3 декабря 2021 в 13:29
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мнемотаблицы — одно из эффективных средств развития речи детей» (включая файлы) размещена пользователем Гайворонская Елена Владимировна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД