Чабалина Анастасия Николаевна
Конспект интегрированного музыкального занятия в подготовительной группе «Мир военной музыки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия : создать условия для нравственно-патриотического воспитания детей музыкальными средствами.
Задачи
Образовательные:
• Познакомить детей с песнями военных лет
• Различать и знать названия и виды духовых и ударных музыкальных инструментов.
• Развивать чувство ритма
Публикация «Конспект интегрированного музыкального занятия в подготовительной группе „Мир военной музыки“» размещена в разделах
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
Формировать умение анализировать музыкальные произведения и самостоятельно высказываться о характере музыки;
• Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребёнка;
• Активизировать словарь детей
Развивающие:
• Обогатить знания детей о военной музыке, которая вела людей за собой и вдохновляла их на подвиги
• Развивать у обучающихся творческие способности, коммуникативные навыки, умение работать в группе
• Развивать координацию движений рук и ног в процессе ходьбы, ритмический слух, ловкость и точность движений.
• умение менять движения в соответствии с характером музыки;
• способность понимать переданное в музыкальном произведении настроение;
• формирование культуры слушателя, расширение музыкального кругозора и фантазии;
Воспитательные:
• Пробуждать патриотические чувства, любовь к Родине,
• Активизировать интерес к истории Отечества;
• Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребёнка.
.
Интеграция образовательных областей:
• художественно-эстетическое развитие;
• познавательное развитие;
• социально-коммуникативное развитие.
Оборудование: Ноутбук, мультимедийный проэктор, музыкальная колонка, дидактический материал к игре, 12 листов А4, карандаши, мелки.
Ход занятия:
Дети под марш входят в зал, встают полукругом.
Музыкальный руководитель приветствует детей.
Музыкальный руководитель. Здравствуйте ре-бя-та!
Дети: «Здрав-ствуй-те!».
Музыкальный руководитель : Вы знаете, ребята, скоро наша страна будет отмечать праздник "День защитника Отечества". Как Вы думаете, в этот день мы кого будем поздравлять? (ответы детей)
Музыкальный руководитель : Правильно! А вы знаете, что очень много музыкальных произведений появилось в честь Российской Армии.
Скажите, а кто сочиняет музыкальные произведения?
Дети. Композитор
Музыкальный руководитель : Верно! Все музыкальные произведения принадлежат разным жанрам. Какие жанры вы знаете?
Дети: Песня, танец, марш.
Музыкальный руководитель : Сейчас, я предлагаю вам немного поиграть. Сейчас прозвучат 2 музыкальных произведения. Если вы услышите чёткую, ритмичную музыку вы будете шагать, а если услышите медленную, плавную, то стоя на месте, покачивайте руками в такт музыки.
Звучат «Марш Радецкого» И. Штрауса и
«Вальс цветов» П. И. Чайковского.
Музыкальный руководитель : Ребята под плавную музыку вы выполняли плавные движения руками, а если бы вы под неё шагали, вам было бы удобно? (ответы детей). А под какую музыку вам удобно шагать : под плавную или ритмичную?
Дети: Под ритмичную.
Музыкальный руководитель : Действительно, шагать нам удобно под чёткую, ритмичную музыку. А как называется такая музыка?
Дети: Такая музыка называется марш.
Музыкальный руководитель : Сегодня вы узнаете много интересного об этом жанре.
(предлагает детям сесть на стульчики)
Музыкальный руководитель : (Беседа сопровождается показом слайдов)
Происхождение марша относится к далёкому, далёкому прошлому. Уже в Древней Греции различные процессии сопровождались музыкой. Затем марш как жанр сформировался на основе походной песни, пение которой сопровождалось игрой на барабанах. Вскоре, для исполнения маршевой музыки, были созданы целые оркестры из деревянных и медных инструментов. Ребята, кто мне скажет, что такое оркестр?
Дети: Оркестром называется большие ансамбли музыкантов, вместе исполняющие музыкальные произведения.
Музыкальный руководитель : Скажите, какие оркестры исполняют марши?
Дети: Марши исполняют духовые оркестры.
Музыкальный руководитель : Да, действительно,
марши специально пишут для духового оркестра, они могут исполняться на ходу, во время движения. Какие инструменты входят в состав духового оркестра?
Дети называют различные инструменты, входящие в состав духового оркестра.
Музыкальный руководитель : Предлагаю поиграть в игру: «Собери оркестр». Вам нужно собрать картинки -пазлы и угадать какие изображены музыкальные инструменты.
азделимся на четыре команды.
Проводится музыкально - дидактическая игра
«Собери оркестр».
Музыкальный руководитель : Молодцы, ребята, быстро справились с заданием. Теперь, давайте назовём эти инструменты.
Первая команда: Валторна-это медные духовые инструменты.
Вторая команда: Флейта -это деревянные духовые инструменты.
Третья команда: Барабан, музыкальные тарелки - это ударные инструменты.
Музыкальный руководитель : Марш всегда отличался чётким ритмом. Широкое распространение марш получил в армии, он является основным жанром военной музыки. Марш – душа солдата, он призван вселять в воинов бодрость, поднимать их боевой дух. Когда маршируют солдаты, они шагают все вместе, в ногу, чеканя шаг.
Музыкальный руководитель : Давайте мы будем дружно маршировать под музыку. А командиром у нас будет (имя ребенка) он будет идти впереди с барабаном. А вы должны маршировать за ним. Носочки тянем, колени поднимаем, руками работаем четко.
Дети маршируют под музыку марш «День Победы»
муз. Тухманова.
Музыкальный руководитель : Ребята, вы выполнили перестроение под звуки какого марша?
Дети: «День Победы"» муз. Тухманова.
Музыкальный руководитель : Какой он по характеру?
Дети: Смелый, торжественный, энергичный.
Музыкальный руководитель : (Показ слайдов). Этот марш можно отнести к парадному маршу.
Среди русских походных маршей наибольшую известность получил марш «Прощание славянки». Он был создан в 1912году трубачом духового оркестра В. И. Агапкиным, который впоследствии, стал военным дирижёром. Этот марш был посвящён женщинам, провожавших своих родных и близких на фронт. Особенность этого марша в том, что у него есть две темы. Первая - мягкая, задушевная, исполняется в высоком регистре. Вторая- стремительная, настойчивая, призывная.
Слушание «Прощание славянки»
Музыкальный руководитель : Скажите пожалуйста, к какому жанру относится это произведение? (ответы детей)
- Какая эта музыка по характеру?
Дети: Тяжелая, торжественная, маршевая.
Музыкальный руководитель : Как вы считаете, какое настроение передавала эта песня солдатам?
Дети: (Мужественное, храброе).
Музыкальный руководитель. Ребята, как вы думаете какие музыкальные инструменты помогают исполнять военный марш?
Обычно военный оркестр бывает 3 видов: малый, средний и большой. В малом оркестре играют 20 музыкантов, в то время как в среднем- 30, а в большом уже 42 и более.
(Слайд) Из деревянных духовых инструментов в состав оркестра входят флейты, все виды кларнетов, саксофоны и фаготы.
(Слайд) Также особый колорит оркестра создают такие медные духовые инструменты, как трубы, тубы, валторны, тромбоны, альты.
(Слайд)Ни один военный духовой оркестр не сможет обойтись без таких ударных инструментов, как малый и большой барабаны, литавры, тарелки, треугольники, бубен и тамбурин.
Военным оркестром, как и любым другим, управляет дирижер. Хочется обратить внимание на то, что местоположение дирижера по отношению к оркестрантам может быть различным. Например, если вступление происходит в парке, то дирижер занимает традиционное место- лицом к оркестру и спиной к зрителям.
(Слайд)Но если оркестр выступает на параде, то дирижер идет впереди оркестрантов и держит в руках атрибут, который необходим для каждого военного дирижера- тамбуршток. (Слайд) Дирижер, который управляет музыкантами на параде, именуется тамбурмажором.
Видео-презентация военного оркестра Российской Армии
А теперь ребята, мне бы очень хотелось, чтобы вы сейчас нарисовали свой военный оркестр.
Дети садятся за столы и рисуют музыкальные инструменты.
Музыкальный руководитель. Какие же вы все молодцы, ребята! Музыкальные инструменты получились на славу!
Дети вешают свои работы на мольберт
Музыкальный руководитель : Разновидностью марша являются маршевые песни - это песни о солдатах, о военных, о мире. Военные песни всегда нравятся людям. Наверно потому, что в них воспевается сила, мужество и преданность солдат родине. (Слайд) Песни-марши пели в тяжёлые военные годы, поют и мирное время. Они звучат в дни праздников, сопровождают различные события в жизни людей. А вы ребята, знаете военные песни? Какие? (ответы детей)
Сейчас я предлагаю спеть вашу любимую военную песню
"Солдатушки - бравы ребятушки"
Дети исполняют песню «Солдатушки - бравы ребятушки»
муз. и сл. Ю. Зацарного.
Музыкальный руководитель :Ну вот и все, ребята, наше с вами занятие подходит к концу. Скажите, вам оно понравилось? Что запомнилось больше всего? (ответы детей)
Мне было очень приятно с вами общаться, с такими умными, талантливыми и музыкальными ребятами. Но наше увлекательное путешествие подошло к концу, и нам пора прощаться. До свидания, ребята.
Под звуки марша дети выходят из зала.