Боловина Надежда
Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста в соответствии с ФОП ДО
▼ Скачать + Заказать документы
«ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С ФОП ДО»
Перед тем, как приступить к анализу актуальности формирования навыков безопасного поведения дошкольников, обратимся к статистическим выкладкам. К сожалению, ознакомившись с материалами МЧС и специализированных служб, были выявлены неутешительные показатели.
Например, директор Департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС РФ Ринат Еникеев отмечает, что практически ежедневно мы сталкиваемся с соответствующими оперативными событиями: с пожарами, на которых гибнут дети. В это же глава МЧС Александр Куренков обращает внимание на еще один важный фактор риска: зачастую на момент возгорания дети были предоставлены сами себе. Так, МЧС России сообщает о росте детской смертности при пожарах: с начала 2024 года в России погибло 115 детей, при этом 50% из них остались дома без присмотра взрослых. Одна из серьезнейших проблем любого города и области – дорожно-транспортный травматизм. В 2022 году в России было зафиксировано 15 854 дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП) с участием несовершеннолетних детей в возрасте до 16 лет. В каждой второй аварии пострадали дети-пешеходы.
С первых лет жизни любознательность ребёнка, его активность в вопросах познания окружающего мира, поощряемая взрослыми, порой становится весьма небезопасной для него. Работа по воспитанию безопасного поведения детей должна носить системный характер. Это непрерывный процесс, начинающийся с раннего возраста, продолжающийся в системе дошкольного и школьного образования.
Актуальность проблемы связана еще и с тем, что у детей отсутствует свойственная взрослым защитная психологическая реакция на опасность. Организацию деятельности по воспитанию навыков безопасного поведения у детей нужно начинать с выявления уровня их знаний и интересов, степени сформированности практических умений и навыков.
Формирование основ безопасного поведения в быту и социуме не случайно является одним из компонентов содержания социально-коммуникативного развития дошкольников, определенного ФГОС ДО (п. 2.6). В соответствии с ФОП ДО ребенок 6-7 лет владеет представлениями о безопасном поведении, соблюдает правила безопасного поведения в разных видах деятельности, демонстрирует умения правильно и безопасно пользоваться под присмотром взрослого бытовыми предметами и приборами, безопасного общения с незнакомыми животными, владеет основными правилами безопасного поведения на улице (п. 15.3.3 ФОП ДО).
Анализ нормативно-правовой базы позволяет сформулировать цель работы по воспитанию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста – дать каждому ребёнку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, сформировать у детей навыки осознанного безопасного поведения.
Эту цель можно реализовать путём решения следующих задач:
- формировать у дошкольников представления об опасных и вредных факторах;
- воспитывать навыки адекватного поведения в различных жизненных ситуациях;
- развивать потребность и желание приобретать новые знания о правилах безопасного поведения;
- учить детей пользоваться полученными знаниями на практике;
- использовать различные средства и формы работы по воспитанию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста.
Определяя основное содержание работы по воспитанию безопасного поведения детей, необходимо использовать различные формы и методы организации обучения с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономической ситуации.
При этом основным ориентиром должен стать учёт жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтений. Для того чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, можно использовать беседы, дискуссии. Это позволит избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни.
В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, взрослые смогут выделить те направления, по которым необходимо провести специальное обучение и выбрать адекватную методику (занятие, игра, чтение, беседа, мультфильм).
Принципы организации работы по формированию безопасного поведения:
- системность;
- интеграция;
- преемственность между дошкольной организацией и семьей;
- доступность содержания;
- возрастная адресованность.
Обучение детей дошкольного возраста неразрывно связано с воспитанием. В профилактической работе можно использовать следующие средства воспитания:
. Воспитание словом (беседа, рассказ, разъяснение, пример).
2. Воспитание делом (деятельностью) (приучение, упражнение).
3. Воспитание ситуацией (создание воспитывающих ситуаций, поощрение, наказание, требование, педагогическая оценка).
4. Воспитание игрой.
5. Воспитание общением.
Воспитание навыков безопасного поведения дошкольников нужно осуществлять на основе желания ребёнка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия.
Опыт безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста формируется успешно, если:
- содержание знаний и умений безопасного поведения сгруппировано по видам опасностей и осваивается в заданной последовательности;
- обеспечивается поэтапное освоение доступных детям знаний и умений безопасного поведения;
- в воспитательно-образовательной деятельности используется ситуативно-имитационное моделирование как метод закрепления знаний о правилах безопасного поведения и формирования соответствующих умений в ведущем виде детской деятельности;
- педагоги и родители осознают необходимость целенаправленной деятельности в данном направлении и осуществляют её в тесном сотрудничестве.
Проведя анализ психолого-педагогической и научной литературы, приведу трактовку понятия «безопасный образ жизни» М. Л. Звездиной, которая отмечает, что безопасный образ жизни человека представляет собой совокупность реализуемых им на практике ценностных ориентаций, представлений, морально-нравственных установок, личностных качеств, определяющих безопасный стиль поведения.
На основе данного определения можно выделить структуру безопасного образа жизни (по К. Ю. Белой):
- ценностно-мотивационный;
- деятельностный;
- когнитивный;
- рефлексивный;
- креативный.
Остановлюсь кратко на каждом из компонентов.
Ценностно-мотивационный компонент составляют ценности и мотивы безопасного поведения, потребность соблюдать основы безопасного поведения, служить наглядным примером безопасного поведения для окружающих.
Когнитивный компонент формируется за счет знаний о человеке, об окружающей среде (природной, микро- и макросоциальной) и представлений о факторах риска, профилактике заболеваний и культуре безопасного образа жизни. К. Ю. Белая считает: «Этот компонент характеризуется степенью владения и умением оперировать основными понятиями, категориями в области культуры безопасного образа жизни».
Деятельностный компонент оценивается по реализации элементов здоровьесберегающего и безопасного поведения на практике. Содержание деятельностного компонента составляют умения и навыки в области безопасного образа жизни.
Рефлексивный компонент характеризуется, по мнению К. Ю. Белой, «способностью оценивать себя как субъекта безопасности жизнедеятельности, владением методами самооценки, самоконтроля и самокоррекции образа жизни».
Креативный компонент – способность к активной, творческой деятельности в сфере безопасного образа жизни, к составлению и реализации собственных программ сохранения и укрепления здоровья.
Л. В. Моисеева и М. В. Погодаева описывают модель безопасного поведения, которая включает в себя:
- идентификацию опасности;
- принятие когнитивной ориентации;
- реактивность в определенной ситуации.
Для понимания особенностей формирования навыков безопасного поведения у дошкольников необходимо обратиться к понятиям «навык», «навык безопасного поведения».
К. Ю. Белая утверждает, что навык представляет собой упроченное, автоматизированное, доведенное до совершенства выполнение действия.
Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников подчиняется ряду закономерностей:
- целенаправленность формирования предполагает необходимость сосредоточения усилий на формировании определенного конкретного навыка в рамках одной образовательной ситуации;
- внутренняя мотивация обеспечивается пониманием необходимости этого навыка в обеспечении безопасности;
- внешняя инструкция выполнения действия с описанием условий успешности и ошибок реализации;
- понимание ориентировочной основы действия (почему нужно делать именно так, а не иначе);
- правильное распределение упражнений во времени – для закрепления навыка необходимо повторять действие многократно в течение нескольких дней (в зависимости от сложности);
- включение тренируемого навыка в значимую деятельность – при этом научение протекает эффективнее, а закрепление идет успешнее;
- влияние ранее усвоенных знаний и навыков, которые лежат в основе тренируемого умения, могут облегчать формирование навыка.
Формирование навыков безопасного поведения проходит три основных стадии:
- наблюдение – дошкольник внимательно отслеживает элементы выполнения действия;
- имитация – дошкольник пробует повторить наблюдаемое действие;
- идентификация – дошкольник полностью присваивает себе модель поведения или действия.
Таким образом, в настоящее время вопросам безопасного поведения подрастающего поколения уделяется много внимания. В ФГОС ДО одной из важных задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Кроме этого, с 1 сентября 2023 года в соответствии с Приказом Министерства Просвещения РФ от 25.11.2022 №1028 «Об Утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования» дошкольные образовательные учреждения начали работать по новой федеральной образовательной программе дошкольного образования (ФОП ДО).
К планируемым результатам к концу дошкольного возраста относится, во-первых, осознанное соблюдение правил поведения в природе, знания способов охраны природы, демонстрация заботливого отношения к ней. Во-вторых, расширение активного пространства в быту, в котором адаптируется ребенок на разных возрастных этапах, неизбежно приводит к появлению множества опасностей. Все их предотвратить невозможно, но в силах воспитателя научить детей распознавать и предвидеть потенциальные угрозы жизни и здоровью и, по возможности, научиться избегать их. В-третьих, известные психологические особенности дошкольников, как их любознательность, доверчивость, внушаемость обуславливают его поведение в социуме и делают ребенка уязвимым. Поэтому ребенок должен вступать в общение с незнакомыми людьми исключительно в присутствии и с согласия родителей; понимать, что недопустимо брать подарки от незнакомых людей, открывать им дверь и т. д.
Акцентирую внимание, что всему вышеперечисленному воспитатель обучает дошкольников в неразрывной связи с родителями. Необходимо помочь дошкольникам в усвоении алгоритма действий: распознать опасность, избежать ее, ликвидировать последствия.
Спасибо за внимание!
Список литературы:
Белая, К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей / К. Ю. Белая. – М. : Мозаика-синтез, 2014. – 64 с.
Болдырева, Н. Г. Формирование навыков безопасного поведения дошкольников посредством моделирования игровых ситуаций / Н. Г. Болдырева, В. И. Чеснокова // Молодой ученый. – 2016. – № 22. – С. 238-240.
Звездина, М. Л. Разнообразие научных подходов к формированию здорового образа жизни обучающихся / М. Л. Звездина // Научный диалог. – 2013. – № 8 (20): Педагогика. – С. 8-23.
Моисеева, Л. В. Инновационная модель образования дошкольников в области безопасности / Л. В. Моисеева, М. В. Погодаева // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 2. – С. 119-123.
Погодаева, М. В. Становление культуры безопасности дошкольника в процессе организованной игровой и познавательно-исследовательской деятельности / М. В. Погодаева // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. – 2016. – № 3. – С. 103-109.
Федеральная образовательная программа дошкольного образования: приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. / гл. ред. Т. В. Цветкова. – М. : ТЦ Сфера, 2023. – 207 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 96 с.