Зинаида Ангарова
«Мир в буквах». Методическая разработка для учителей первых классов, воспитателей и логопедов по обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Знание букв - это не главный и даже не первый шаг к чтению и письму. Буква - это знак звука, а знаки бессмысленно изучать в отрыве от того, что они обозначают. Буквы говорят малышу не больше, чем названия цветов слепому, до тех пор пока ребенок не услышит, что слово ЖУК начинается со звука Ж, а в слове ГРОМ что-то рычит.
Знание букв не гарантирует и начала чтения: буква М и буква Я, написанные рядом, не сливаются автоматически в МЯ. Поэтому изучению букв предшествует работа по развитию зрительного и слухового внимания, по развитию фонематического слуха, звуковой анализ и синтез.
Публикация «„Мир в буквах“, Методическая разработка для учителей первых классов, воспитателей и логопедов по обучению грамоте» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Обучение грамоте, 1 класс
- Работа логопеда. Логопедия
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Наша задача - научить детей осмысленному, а не механическому чтению, поэтому надо заставлять детей мыслить логически при изучении букв, фантазировать, конструировать, сравнивать. Стараясь помочь детям быстрее запомнить буквы, я предлагаю им упрощенный объемно-образный алфавит:
1. Буквочки - колеса :О,С,З,Ф,Ю.
2. Лестницы: Н,Е.
3. Заборы: Ш,Щ,Ц,И.
4. Ракеты: Л,Д,А.
5. Ворота: П,М.
6. Грбок, молоток:Г,Т.
7. Жучки, паучки: Ж,Х.
8. Рогатые буквочки : К,Ч,У.
9. Построенные буквочки : Б,Р,В,Я.
Во время ежедневной игры в буквы можно предлагать детям выкладывать их из палочек, из крупы (перловка, рис, гречка, лепить из пластилина, обрывать из бумаги "оживлять". Для осмысленного усвоения букв, полезно давать задания на сравнение букв с окружающими предметами:
"О" - пуговица, колесо, крышка,кнопка,стакан и т. д.
"П" - дверной проем, рама, спинка стула, боковины стола и т. д.
"А" - ракета, телеграфный столб, лесенка стремянка, конец карандаша и т. д.
Примерные варианты игровых занятий могут быть такими:
1. На что похожа буква? Почему?
2. Найди букву в окружающих предметах.
3. Построй букву из палочек, из любого материала, нарисуй или вылепи.
4. Сконструируй из одной буквы другую (П-М, (О-Ф) и т. д.
5. Фокусы с буквами (закрыть часть буквы листком бумаги, чтобы получилась другая буква (В-З, Д-Л, П-Г).
6. Конструирование букв из пальцев, упражнение "Сделай, как клоун".
7. Рисование картинок из букв.
Данные игры и упражнения способствуют быстрому обучению чтению и письму. А также значительно облегчают работу обучающегося, вызывая большой интерес.