Анастасия
Мини-музей как средство развития нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 4 г. Кировска
Сообщение из опыта работы на тему:
«Мини-музей как средство развития нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»
Подготовила: Волова А. Ф.
Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. К сожалению, сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Но именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.
Публикация «Мини-музей как средство развития нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
В Национальной доктрине образования Российской Федерации на период до 2025 года говорится – «система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; а так же
заявлено требование обеспечить - «воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов». А Концепция национальной безопасности Российской Федерации обязывает государство обеспечить национальную безопасность РФ, включая защиту духовно – нравственного наследия, патриотических традиций и норм общественной жизни, а также формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения, включая противодействие негативному
влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров.
Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее и преданность. Поэтому детям необходимо знать историю своих предков и их культуру.
Наша русская земля издавна славится мастерами. Их умелые руки из века в век передают красоту родного края, любовь к русской культуре и окружающему миру. В своей работе использовали технологию музейной педагогики. «Музейная педагогика» сегодня - это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения.
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.
Эта тема сейчас очень актуальна. Создание мини-музеев приобщает детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувств патриотизма и духовности. Значимость данного опыта заключается в том, что в нем представлена система разнообразных средств, форм и методов.
В условиях детского сада настоящий музей организовать невозможно, а вот «мини-музей» вполне реально. Мини-музей в детском саду способствует полноценному развитию интегративных качеств воспитанников. В музее информация приобретает наглядность, образность, становится эффективным средством познания. При посещении мини-музеев дети – не просто гости, а они являются соучастниками образовательного процесса.
Особенностью создания мини-музея в детском саду является то, что в его создании участвуют дети, педагоги и родители.
В нашей группе работа по созданию мини-музея началась в сентябре 2023 года с опроса родителей. Было проведено анкетирование с целью — узнать, что родители знают о музеях, как часто посещают музеи с детьми и какие, что могли бы предложить для создания мини-музея в группе.
Цель мини-музея : «Создание условий для формирования нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».
Для реализации данной цели определены следующие задачи:
- Формирование у дошкольников представления о музее.
- Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
- Развитие познавательных интересов и познавательной деятельности.
- Воспитание положительного отношения к культурно-историческим ценностям русского народа и чувство сопричастности нем.
- Развитие воспитательного потенциала семьи в патриотическом воспитании своих детей, активное привлечение к созданию мини-музеев.
- Осуществление нравственного и эстетического развития личности ребёнка.
Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.
I этап – постановка цели перед воспитателем.
- Анкетирование
- Родительское собрание
- Консультации
- Индивидуальная работа.
II этап - выбор помещения.
Под мини- музей в нашей группе выделили стеллажи.
III этап - исследовательская работа.
Сбор экспонатов и регистрация их в паспорте мини-музея.
IV этап - оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий:
- Оформление уголка с учётом эстетических норм
- Соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.
V этап – тематический.
Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами.
При оформления мини-музея мы использовали различные формы деятельности:
- Наглядность.
- Доступность.
- Динамичность.
- Содержательность
Формы работы которые мы используем в мини-музее :
• Беседы с детьми.
• Экскурсии для детей и родителей.
• Самостоятельное рассматривание экспонатов.
• Мастер-класс по изготовлению экспонатов с родителями.
• Работа с родителями по пополнению мини-музея экспонатами.
Свой мини музей мы разделили на небольшие зоны. Каждая зона представляет собой маленький отдельный кусочек, направленный на нравственно- патриотическое воспитание дошкольников.
На верхней полке мы расположили русских народных красавиц (расписные матрёшки, бумажные куклы в народных костюмах)
Далее на двух других полках располагается зона «Золотые мастера» - мы знакомим наших ребят с декоративно-прикладным искусством (посуда и статуэтки из гжельской и хохломской росписи). Создание этой зоны, как и предыдущей, помогает обогатить предметно-развивающую среду, знакомить детей с изделиями народных мастеров, воспитывать интерес к народным промыслам, развивать эстетический вкус, расширять кругозор детей. Историю мы любим, её не забываем и промыслы народные тихонько изучаем. О наших декоративно-прикладных промыслах за пределами Родины, знают не по наслышке. Восхищаются не только созданными шедеврами, но и золотыми руками наших мастеров. О них говорят, как о сказочных героинях, эти промыслы настолько прекрасны и не забываемы «Что ни в сказке сказать, ни пером описать». Это национальная гордость, и наши ребята об этом знают.
На нижней полке нашего мини- музея располагаются изделия и поделки из дерева, бересты, солёного теста и глины, а также тряпичные куклы, куклы из мешковины, джутового шпагата.
К каждой зоне прилагаются лэпбуки и альбомы, такие как: «Русская матрёшка», «Традиции и обычаи русского народа», «Предметы народного быта», «История русского народного костюма», «Народные праздники», «Хлеб- всему голова» и «Игрушечная Россия».
К сожалению, из-за недостатка пространства мы объединили две зоны в одну: уголок Патриотического воспитания и зону «Россия – родина моя», в котором разместили куклы народов России», а также не забываем о региональном компоненте. Исключительно важное место занимает зона родного края, в которой находится карта Мурманской области с её достопримечательностями, собраны минералы Кольского полуострова, изготовлены куклы Саамы в национальных костюмах. К этой зоне прилагается лэпбук:«Наш Кольский край». Благодаря родителям в нашем мини-музее появились альбом с достопримечательностями нашего города Кировска и фото-альбом с профессиями предприятия нашего города.
Особенностью нашего мини-музея является участие в его создании не только педагогов, но и детей, и их родителей. Наши дети чувствуют причастность к общему делу. Родители охотно откликаются на наши просьбы и помогают в изготовлении и приобретении экспонатов.
Важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии. И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание мы уделяем подготовке юных экскурсоводов. Ребята с большим удовольствием приглашают младших дошкольников с нашего детского сада и рассказывают им о нашем мини-музее.
В работе с родителями используем разные формы: это не только приглашение в мини-музей группы но, и посещение нашего Краеведческого городского музея, библиотеки. Запланировано с родителями создать небольшую фильмотеку о городе и природе родного края, презентации для виртуальных путешествий.
Считаем, что воспитатель должен уметь использовать и ИКТ. Опыт показывает, что они являются дополнительным источником информации и наглядности, создают условия для поднятия эмоционального настроения, мотивируют родителей и тем самым ускоряют процесс достижения положительных результатов. Они помогают сделать наглядные материалы для родителей информационно ёмкими, зрелищными и запоминающими. Презентации помогают побывать в виртуальных путешествиях.
Мы настроены на дальнейший поиск и внедрение в практику наиболее эффективных способов, форм работы и методов по формированию нравственно- патриотических чувств у детей дошкольного возраста.