Ольга Елизарова
Мини-музей игрушки в детском саду, как вид инновационной деятельности в дошкольной педагогике
▼ Скачать +Заказ
«Новое это хорошо забытое старое»… Ни для кого не секрет, что на одно и то же действие каждый смотрит по -своему. Меняется время, меняется и отношение к данной проблеме. Следовательно, возникает потребность в возникновении чего-то более эффективного, чем прежде, что позволит получить более лучшие результаты в короткие сроки. Это и включила в себя инновационная деятельность. Инновация – (от латинского слова «innovation» - нововведение, изменение, обновление) это не просто создание нового, а распространение новшеств, это изменения которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления. (А. И. Пригожин). Педагогическая инновация –нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитании, имеющие целью повышение их эффективности. Инновационная деятельность в дошкольной педагогике, прежде всего, направлена на деятельность детей, их родителей и педагогов. Она подразумевает необходимость системного охвата большего количества педагогических проблем. Условием, определяющим эффективность педагогической инновации, является исследовательская деятельность педагогов, которые, решая проблемы частной методики, задаются общими вопросами и начинают по-новому переосмысливать и применять существующие дидактические принципы. Применительно к сфере образования инновацией можно считать конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового содержания, метода, формы организации образовательного процесса в области образования на основе реальных запросов родителей. (1 С. В. Жук) Это и натолкнуло нас взглянуть на музейную педагогику с новой стороны.
Публикация «Мини-музей игрушки в детском саду, как вид инновационной деятельности в дошкольной педагогике» размещена в разделах
Музейная педагогика - молодая отрасль педагогической культуры.
Слово «музей», в переводе с греческого, означает храм в котором живут музы. Современная наука подразумевает музей, как учреждение, ведущее научно-исследовательскую, научно - просветительскую деятельность путем хранения, систематизации, изучения и популяризации памятников материальной и духовной культуры. Материалы музейной экспозиции находятся в статичном состоянии. Дети, по своей натуре, исследователи, получающие информацию опытным путем. В силу возрастных особенностей им трудно воспринимать и перерабатывать информацию, полученную только слуховым и зрительным анализатором. Вот тут приходят на помощь инновационные технологии.
-А не создать ли музей, в котором всё можно трогать своими руками, передвигать с места на место, а ещё лучше взять поиграть или принести свой экспонат?
Так появился в саду мини-музей.
Работая над лексической темой «Дикие птицы» мы создали мини-музей совы. Для полноценной работы в данном направлении мы разработали проект. Он включает в себя:
Цель – создание музея совы.
Задачи
1. Развитие у детей познавательного интереса к истории предмета, к музейному искусству.
2. Расширение кругозора детей.
3. Создание условий, раскрывающих интеллектуальный и творческий потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов.
Планируемый результат
1. Расширение кругозора дошкольников, создавать условия для мотивации интереса к музейной культуре.
2. Формировать навык отбирать необходимый материал для музея.
3. Повышение самооценки детей.
4. Сплочение детей, родителей и педагогов.
Далее мы разработали план реализации проекта, в который входили беседы:
«Что такое музей» «Зачем нам нужны музеи?»; НОД «Игрушка моей мечты»
(художественное творчество, где дети создавали макет своей игрушки совы, продумывая её внешний вид, материал и способ изготовления; ситуативный разговор «Почему сову считают мудрой и действительно ли это так?». В результате этого разговора дети, на полученных знаниях из энциклопедий, легенд и сказок могли сделать вывод: насколько правдиво изречение «Мудрая сова». И, конечно же, сюжетно-ролевые игры: «Музей», где дети через игру познакомились с музейной обстановкой, экспонатами, работой экскурсовода, а так же сами могли выступить в этой роли. «Магазин игрушек», где в непроизвольной форме отрабатывался навык диалогической речи, умении составлять описательные рассказы, ведь сов много, какую именно хочет приобрести покупатель? «Фабрика игрушек», здесь дети в свободной форме делали заказы на разработку нужных игрушек и выполняли заказ, осваивая современные пути общения, и т. д.
Для успешного и более интересного решения поставленных задач педагогами были разработаны картотеки пальчиковых игр, стихов, подвижных игр с участием совы в главной роли.
А вот и первые экспонаты: фото 1
Чем больше будет экспонатов, тем богаче и интереснее будет наш музей:
фото2
Игрушки можно создавать из разных материалов:
фото3
Дружно думали о размещении нашего музея и вот что у нас получилось:
фото4
И вот пришли гости, из соседней группы. Дети с удовольствием рассматривали наши экспонаты, а хозяева мини-музея с радостью делились имеющимися знаниями.
Затем нашу идею подхватили педагоги других групп. Так в нашем саду появился мини-музей «Пуговка», «Киндермания», «Легогород», «Куклы тильды» и другие. В создании музея принимали участие не только дети, но и их родители. Взрослые с удовольствием делились экспонатами, создавали их сами и находили интересную информацию. Теперь дети ходили в мини-музеи в другие группы, слушали рассказы сверстников, вертели экспонаты в своих руках, а главное, всё запоминали!
Педагоги взяли это на вооружение и стали направлять тематику создания мини-музеев в нужное русло. Так, неизвестно как появившаяся расписная шкатулка натолкнула детей на создание мини-музея народной росписи, принесенный Северным Мишкой олимпийский флаг – положил начало мини-музею олимпиады «Сочи 2014» и т. д.
Таким образом, педагоги подготовили почву для развития у детей интереса к настоящему музею, способствовали развитию воображения, интеллекта, познавательных процессов, а так же расширению представления об окружающей действительности и речевой активности.
Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения дошкольников под редакцией В. М. Букатова. ООО Творческий центр «Сфера» 2014г.
Степанов Е. Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. Творческий центр «Сфера» - М., 2002
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М. ,1996