Ирина Дмитриевна Герасименко
Мини-музей букв
▼ Скачать + Заказать документы
Практика работы в должности учителя-логопеда показала, что создание данного мини-музея очень актуально. Во-первых, он не только отражает всю нашу коррекционную работу с детьми, но и позволяет расширить общие знания о буквах. Во-вторых, многие родители считают, что дошкольникам ещё рано посещать музеи, и поэтому родителям не приходит в голову идея такой экскурсии. В-третьих, мини-музей несёт ещё и образовательную функцию. В-четвёртых, - это обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями. Конечно, в условиях детского сада наша задача подобрать материал, соответствующий возрасту детей и объём выставки мини-музея, максимально заинтересовать детей и родителей, вовлечь их в участие. Дать понять им, что они являются непосредственными, главными участниками процесса. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем не только можно, но и нужно! Его можно посещать каждый день, самому дополнять экспонаты, брать их в руки и рассматривать, черпать разную информацию, пополнять знания, получать необходимую помощь в обучении. Располагается наш мини-музей в раздевалке на специальной полке. Все экспонаты сгруппированы по разделам, имеют свободный доступ для детей и родителей. Родители по желанию могут оставить свой отзыв в специальной книге. Надеюсь, что мой опыт будет Вам полезен.
Публикация «Мини-музей букв» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Посмотрите – наш музей!
Он для всех – родителей и детей.
Буквы разные стоят,
Рассказать истории хотят.
Ты сюда приходи,
Всех с собою приводи!
Цели и задачи:
1. Сформировать представление о музеях;
2. познакомить с видовым разнообразием букв;
3. формировать представление о возникновении букв, способов их написания, истории создания алфавита;
4. оказывать помощь в коррекционной работе с детьми;
5. обогатить предметно-развивающую среду группы;
6. развивать игровую и учебную деятельности;
7. развивать интерес к обучению;
8. развивать эстетический вкус;
9. формировать навык поведения в общественных местах;
10. приобщать родителей к участию.
С чем знакомит мини-музей :
Раздел «От древности к современности»
Раздел знакомит с историей алфавита в виде папки-передвижки, в которой рассказывается о его возникновении и развитии от древности до наших дней. Начинается повествование с рассказа Киплинга «Как было написано первое письмо». И здесь же основоположники славянской письменности – Кирилл и Мефодий. Разъясняется, чем писали раньше (уголёк, перо и чернила, чернильная ручка) и сейчас в наше время (современная шариковая ручка, карандаши, фломастеры).
Как все буквы начинались,
Как и чем они писались
От старых времён
До сегодняшних дней,
Нам история расскажет
И в картинках всё покажет.
Раздел «Буквы всякие нужны, буквы всякие важны!»
Раздел знакомит с видовым разнообразием букв. Собраны разные виды азбук, буквы народов мира. Рассматривая буквы разных народов, живущих на нашей огромной планете, отмечается их своеобразие и разновидность, их значимость и важность в использовании. Ведь без букв не было бы сказок, рассказов и многих других интересных, именно записанных, и поучительных вещей, даже имя своё человек не смог бы написать. Выучить буквы можно с помощью азбуки. Азбуки бывают разные: про животных, растения… И буквы тоже бывают разные (разные по цвету, по шрифту, по величине). Бывают буквы невидимые – специальный шрифт Брайля для слепых Заинтересовали детей и сказки о буквах. Некоторые они сочинили сами (с помощью педагога или родителей).
Алфавит покажет всё
Букв разнообразие :
Буквы всякие нужны,
Буквы разные важны!
Раздел «Игры с буквами»
Здесь собрана своеобразная игротека с буквами. Игры самые разнообразные: «Узнай на ощупь», «Составь слово», «Какая буква потерялась?», «Кроссворды», «Ребусы с буквами» и другие… Многие игры придумали сами дети вместе с родителями, другие собирали из книг, приносили в группу из дома, а затем вносили в игротеку. Старались красочно её оформить, чтобы, прежде всего, заинтересовать ребят.
Буквы умные спешат
В игры с нами поиграть!
Выбирай игру скорей
И зови своих друзей!
Раздел «Умные звуки»
Так как буквы мы видим и пишем, то звуки мы слышим и произносим. Поэтому в этом разделе собраны все материалы о звуках. Это артикуляционные профили звуков, характеристики звуков, картинки в алфавитном порядке. Очень актуальна для родителей подборка памяток о гласных и согласных звуках, их обозначении при звуко-буквенном анализе. Всё оформлено в красочной и доступной форме, в любое время они могут ознакомиться, освежить знания для того, чтобы помочь и правильно подсказать ребёнку.
Букву видим, слышим звук.
Звуки характеризуем смело!
Всё родителям подскажем
В этом трудном деле.
Раздел «Вернисаж букв»
Раздел показывает творческую фантазию в совместной работе детей и родителей. Представлена красочная выставка разных букв из различных материалов: солёного теста, дерева, пуговиц, картона, фантиков … С большим удовольствием и рвением семьи воспитанников участвовали в конкурсе «Первая буква моего имени». Некоторые сделали все буквы из имени своего ребёнка. А какая гордость была в глазах ребят, когда они наперебой рассказывали о своей поделке друг другу и педагогу. Тематика выставок самая разнообразная: «Моя любимая буква», «Как моя фамилия», «Какую букву мы выучили?». Выставка постоянно пополняется новыми экспонатами, благодаря участию родителей.
Буквы сделали мы сами,
Потрудились, не устали.
Чтоб на них вы любовались
И работой восхищались!
Раздел «Фонотека»
Фонотека, вообще по определению, (от др. греческого «звук» и «хранилище») — учреждение, собирающее и хранящее аудиоинформацию на звуковых носителях для общественного и частного пользования, а также осуществляющее справочную и статистическую работу. В настоящее время фонотекой также называют частные коллекции музыкального и иного аудиоматериала. В нашем случае – раздел мини-музея, в котором собраны разные детские песни про алфавит, буквы и логопедические попевки на звуки. Пение таких логопедических попевок помогает не только в автоматизации звуков, но и способствует формированию музыкального слуха, ритма, правильного дыхания, благотворно влияет на проблемы, связанные с запинками и заиканием, а также способствует запоминанию и соотнесению графического изображения буквы с её произносительной стороной.
Звуки в записи звучат
Приглашают всех ребят,
Песни спеть и не зевать,
Звуки автоматизировать.
Деятельность в мини-музее :
Выставки:
Выставки готовятся учителем-логопедом, в зависимости от темы определяется продолжительность работы. Она может быть от 1 дня до 2 мес. Как правило, каждая длительная выставка постепенно обогащается и дополняется детскими работами, созданными в результате знакомства дошкольников с экспонатами выставки.
Экскурсионная работа ведётся с детьми и родителями.
Творческая гостиная «АБВГДейка»
• Экскурсии для родителей, детей и педагогов детского сада.
• Семинары и мастер – классы для детей с родителями под руководством учителя-логопеда детского сада по направлениям: «Изготовление букв-поделок из разных материалов»; «Изучаем буквы и звуки»; «Трудные звуки»; «Учимся читать».
Развитие моторики и тактильных ощущений, мышления и учебной деятельности.
Представленные в мини-музее буквы, которые изготовлены из различных материалов, с успехом использую на разных логопедических занятиях по обучению грамоте, в играх (например «Угадай букву на ощупь», «Выложи букву» и др).
Автоматизация поставленных звуков в речи
Самый главный секрет автоматизации звуков – это позитивные эмоции и неподдельный интерес к занятиям у взрослого и ребёнка! А когда есть интерес, появляется огромное желание добиться результата, который не заставит себя ждать. Представленные материалы в мини-музее (игры, песенки) позволяют с успехом решить эту задачу.
Консультативная деятельность для родителей.
Сейчас в музее побывали,
Много нового узнали.
Вы оценили наше старание?
Мы говорим вам:
«Спасибо за внимание!»