Наталья косташ
Методы развития познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей в процессе работы по ранней профориентации
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар
«Методы развития познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей в процессе работы по ранней профориентации в условиях интеграции образовательных областей»
1. Теоретическая часть
Одной из важнейших составляющих процесса социализации ребенка является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути.
Публикация «Методы развития познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей в процессе работы по ранней профориентации» размещена в разделах
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Ранняя профориентация дошкольников
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно еще в дошкольном детстве.
Традиционно выделяют несколько этапов этого процесса :
I этап: развитие конкретно-наглядных представлений о мире профессий. Этот этап берет свое начало в возрасте становления самосознания как такового – в 2,5–3 года и продолжается вплоть до начала подросткового возраста (10–12 лет).
II этап: профессиональное самопознание. Ориентировочные границы этого этапа – 5-9 класс.
III этап: профессиональное самоопределение. Здесь выделяют три подэтапа: уточнение социально-профессионального статуса (характерен для учащихся 10-11 классов, вхождение в профессию (характерен для студентов) и развитие профессионализма в процессе трудовой деятельности (характерен для работающей части населения).
Первый и второй этапы профессионального самоопределения называют допрофессиональным самоопределением, так как они не связаны непосредственно с выбором и освоением профессиональной деятельности, а являются подготовительными к ней. Главная цель допрофессионального самоопределения задается взрослым и заключается в том, чтобы постепенно сформировать у ребенка внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать шаги своего профессионального развития.
Профессиональное становление неразрывно связано с возрастным развитием человека, и периоду дошкольного детства соответствует I этап профессионального развития : этап формирования конкретно-наглядных представлений о мире профессий. На этом этапе у ребенка должна сформироваться определенная наглядная основа, на которой будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания, а также положительное отношение к профессиональному миру, людям труда, их занятиям.
Профориентационные занятия и мероприятия для детей дошкольного возраста являются составляющими ранней профориентации.
Цель ранней профориентации :
• дать ребенку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;
• сформировать у ребенка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;
• предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности; с тем, чтобы позже, в подростковом возрасте, ребенок смог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя при выборе профессии более уверенно.
Основными направлениями ранней профориентации являются :
• профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия);
• профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий).
Оба эти процесса нуждаются в руководстве со стороны взрослых, и оба эти процесса могут быть реализованы в условиях дошкольной образовательной организации.
Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют игры профориентационной направленности. В играх дети учатся комбинировать непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, фильмов, книг. Постепенно дошкольники начинают повторять действия людей разных специальностей, моделируют их профессиональное поведение.
Игровые технологии в значительной мере способны реализовать эту задачу и являются фундаментом всего дошкольного образования. Они способствуют расширению знаний дошкольников о разнообразии профессий, обогащают представления о действиях представителей той или иной профессии, о материалах и инструментах.
Ранняя профориентация осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуются:
1) в присущих дошкольному возрасту видах детской деятельности (игровой, изобразительной, трудовой, музыкальной, коммуникативной, физической);
2) в процессе специально организованных педагогическими работниками форм работы : занятий, экскурсий, праздников, развлечений.
ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа в дошкольной образовательной организации. Один из принципов – интеграция. Принцип интеграции является одним из ведущих в работе по ранней профориентации.
Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.
Благодаря реализации интегрированного подхода, возможно, избежать перегрузок детей, освободив время для игры, сохранив их физическое, психическое и социальное здоровье, развивая все стороны личности.
Интегрированный подход позволяет на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности успешно развивать инициативность, творчество, умственные способности, познавательные интересы у детей, это содействует процессу активного овладения знаниями по ранней профориентации.
Строя образовательный процесс по профориентации, используя принцип интеграции образовательных областей, решаются следующие задачи:
• формирование у детей более глубоких, разносторонних знаний; целостное представление о мире профессий;
• формирование обобщенных представлений, знаний и умений, развитие логики, мышления, коммуникативных способностей в вопросах профориентации.
Актуальность интегрированного подхода объясняется целым рядом причин:
1. Интегрированное обучение помогает в формировании у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности в профориентационной игре.
2. Сущностью интеграции образовательных областей является соединение знаний по профориентации из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга.
3. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества, раскрытия способностей ребёнка.
Таким образом, ранняя профориентация дошкольников – это необходимое направление деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Помочь ребёнку сделать правильный выбор – непростая задача для педагогов и родителей. Интеграция образовательных областей позволяет творчески подходить к работе по ранней профориентации, на коротком промежутке времени решать большое количество задач, работать в тесном сотрудничестве с родителями. А самое главное позволяет заинтересовать детей, чтобы они с удовольствием шли в детский сад, ведь они знают, что узнают много нового и интересного. Всё это поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, в будущем сделать правильный выбор профессии, которая будет приносить удовольствие и радость.
2. Практическая часть
Разделить присутствующих на 4 команды (4 мастерские)
- «Строители»
- «Мир на дорогах»
- «Спасательная служба»
- «Фермерское хозяйство»
Познакомить с алгоритмом ознакомления с профессией :
• Название профессии
• Место работы
• Материал для труда
• Форменная одежда
• Орудия труда
• Трудовые действия
• Личностные качества
• Результат труда
• Польза труда для общества
После этого подгруппы составляют ментальную карту по своим мастерским и презентуют присутствующим.
Раздаточный материал после семинара:
1. Карта анализа НОД по ознакомлению детей с трудом взрослых
2. Карта мониторинга освоения детьми младшего возраста умений и навыков в части раздела трудового воспитания «Уважение к труду взрослых»
3. Карта мониторинга освоения детьми среднего возраста умений и навыков в части раздела трудового воспитания «Уважение к труду взрослых»
4. Карта мониторинга освоения детьми старшего возраста умений и навыков в части раздела трудового воспитания «Уважение к труду взрослых»
5. Карта наблюдения за деятельностью ребенка в процессе общественно полезного труда, самообслуживания
6. Карта анализа развивающей предметно – пространственной среды по трудовому воспитанию в группах
7. Карта проверки плана воспитательно – образовательной работы с детьми
8. Карта проверки перспективного плана взаимодействия с родителями по ознакомлению детей с трудом взрослых