Ольга Минакова
Консультация «Развивающие функции познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающие функции познавательно – исследовательской
деятельности детей дошкольного возраста.
Прежде чем давать знания,
надо научить думать,
воспринимать, наблюдать.
В. Сухомлинский.
Мы, воспитатели, в своей практике, часто сталкиваемся с тем, что
ребё нок говорит: «Я не умею», «Я не могу». Поэтому создаем условия для
детского экспериментирования, которое позволяет каждому ребенку найти
дело по своим силам, интересам и способности.
Основная задача – создать необходимые условия, чтобы поддержать и
Публикация «Консультация „Развивающие функции познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Консультации для родителей
- Темочки
развивать интерес к исследованиям, открытиям.
Познавательно – исследовательская деятельность предполагает развитие
интересов детей, наблюдательности, формирование познавательных
действий, становления сознания, развитие воображения и творческой
активности, формирование первичных представлений о себе, других людях,
объектах окружающего мира и т. д.
Дети сами являются участниками игровых моментов и активными
помощниками. Это позволяет сохранить у детей положительный
эмоциональный настрой.
В процессе организации познавательно – исследовательской деятельности
предполагается решение следующих задач:
- создание условий для формирования основного целостного мировидения
ребёнка средством экспериментирования;
- развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать;
- развития познавательного интереса детей в процессе экспериментирования,
установления причинно – следственных связей, умение делать вывод;
- развитие внимания, зрительной и слуховой чувствительности;
- создание предпосылок формирования у детей практических и умственных
действий.
Структура детского экспериментирования состоит из следующих пунктов:
- постановка проблемы, которую нужно решать: что нужно решать для
решения проблемы,
-выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
- анализ полученного результата (подтвердилось или нет);
- формирование выводов.
Для поддержания интереса экспериментирования практикуются задания
детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного
героя. Эти герои «участвуют» в опытах, решают возникшие проблемы,
приносят интересные вещи.
Наблюдение является одной из форм исследовательской деятельности
детей, исходит от любознательности детей. Познавательно –
исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в
том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в
реальное творчество.
Эксперименты проводятся в совместной деятельности с детьми и в
режимных моментах:
- случайные наблюдения и эксперименты (не требуют специальной
подготовки, проводятся экспромтом);
- плановые наблюдения и эксперименты;
- эксперименты, как ответ на детские вопросы.
В процессе экспериментирования у детей формируются не только
интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в
коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения,
доказывать её правоту, делать элементарные выводы. Интеграция
исследовательской работы с другими видами детской деятельности :
наблюдением на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для
закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов,
веществ.
Известно, что ни одну задачу успешно решить без плодотворного
контакта с семьёй, полного взаимопонимания между родителями и
педагогами. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских
собраниях через различные виды наглядной агитации убеждаем родителей в
необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям,
поощряя стремление ребёнка узнать новое, самостоятельно выяснить
непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений. И как сказал В. А.
Сухомлинский «Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребёнку
захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал». Только через
действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и
определить собственное место в нём. Возможность научить ребёнка жить в
быстро меняющемся мире – это создавать ему условия для полного развития
своих собственных способностей, не указывать путь познания, а помощь
найти свой. Как раз этому и способствует исследовательская деятельность
детей.