Елена Алифанова
Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Овладение речью – это сложный многосторонний психический процесс, который начинается с момента рождения ребёнка. В этот период особое место занимает эмоциональное общение взрослого с ребёнком, что является предпосылкой речевых форм коммуникации. Интенсивное становление речевой активности происходит в раннем возрасте от одного года до трёх лет. В этот период нужно стимулировать его речевую активность, чтобы ребёнок мог самостоятельно пользоваться словами.
К сожалению, в последние годы возросла проблема задержки речевого развития, она является актуальной.
Публикация «Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Наблюдая за детьми нашей группы по развитию речи в июне месяце, мы выявили, что
- 50 % а то и больше не разговаривают;
- речь детей отстаёт от уровня развития речи сверстников, т. е. ребёнок не может перейти от лепета к словам;
- всё понимают, но не разговаривают;
- не умеют играть в игрушки;
- не рассматривают книжки;
- не умеют слушать сказки, воспитателя;
- отсутствует желание повторять слова и предложения, на просьбу повторить молчит;
- многим детям всё равно понимают его или нет.
Причины:
- слабое здоровье детей;
- дети с нарушением речи;
- мало «живого» общения родителей с детьми и другие.
С первых дней пребывания ребёнка в детском саду, мы постоянно взаимодействуем с ним:
- по развитию речевой активности;
- по предупреждению речевых нарушений;
- замечаем и корректируем отставание в формировании речевой функции;
- оказываем реальную и полноценную помощь;
Стимулируем речевую активность специальными методами и приёмами.
1. Наглядные методы :
- показ предметов и игрушек;
- наблюдение явлений природы, труда взрослых;
- рассматривание живых объектов;
- показ образца;
- использование кукольного театра, теневого настольного, фланелеграфа.
Приёмы к наглядным методам :
- показ с называнием;
-пояснение к тому, что видят дети;
- активное действие детей;
- приближение объекта к детям;
- задание детям;
- вопросы;
- включение предметов в деятельность детей;
- выполнение игровых действий.
2. Словесные методы :
- чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок;
- разговор, беседа;
- рассматривание картинки, инсценировки.
Приёмы к словесным методам :
- показ с названием игрушек и предметов;
- просьба произнести;
- сказать слово;
- подсказывание нужного слова;
- объяснение нужного слова;
- объяснение назначение предмета;
- многократное повторение нового слова в сочетании со знакомым;
- вопросы;
- доскажи слова в конце фразы;
- повторение слова за воспитателем;
- пояснение;
- напоминание;
- использование художественного слова.
3. Практические методы :
- упражнения;
- совместные действия воспитателя и ребёнка;
- выполнение поручений;
- элементарное экспериментирование;
- развитие мелкой моторики рук, пальчиковые игры.
4. Игровые методы :
- дидактические игры;
- подвижные игры;
- игры-забавы, инсценировки.
Приёмы к игровым методам :
- внесение игрушек;
- создание игровых ситуаций;
- обыгрывание игрушек, предметов;
- сюрприз;
- эмоциональность;
- внезапность появления, исчезновения игрушки;
- изменение местонахождения игрушки;
- показ предметов в разных действиях.
Разнообразные методы и приёмы мы используем в комплексе, тем самым стимулируем ребёнка к активной речевой деятельности
Форма организации детей :
- специальные организованные занятия;
- совместная деятельность воспитателя с детьми в режимных моментах;
- самостоятельная деятельность детей.
С момента поступления детей в нашу группу мы стимулируем их речевую деятельность с использованием малых форм фольклора, народных игр, игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми. Дети с огромным удовольствием вслушиваются в звуки речи, улавливают её ритм, отдельные звукосочетания, и постепенно проникают в их смысл. Например: «Сорока – сорока…», «Петушок – петушок», «Ладушки – ладушки», «Идёт коза рогатая», «Чики-чики-чикалочки». Дети, играя, легко их запоминают, приучаются пользоваться ими в своей речи. Фольклорные произведения удовлетворяют потребность ребёнка в эмоциональном и тактильном контакте со взрослыми. Дети очень любят, когда их гладят, любят, прижимают к себе, держат за руку.
Для развития артикуляционного аппарата используем специально подобранные упражнения как на занятиях по развитию речи, так и в свободное время. Эффективным методом активизации речи детей является звукоподражание: петушок поёт ку-ка-ре-ку; поезд едет чух – чух - чух!
Знакомим детей со стихами известных детских поэтов: А. Барто «Игрушки; Е. Чарушин «Курочка»; З. Александровой («Раз, два, три, четыре, пять»). Знакомим детей со сказками «Колобок», «Теремок», «Репка». Постепенно приучаем детей к художественной литературе.
В работе с детьми мы используем упражнения на развитие речевого дыхания : «Задуй свечу», «Вертолёт», «Грибок», «Корова». Такие упражнения способствуют выработке сильной воздушной струи, правильному диафрагмальному дыханию.
Практические методы организации детей являются самыми эффективными. К ним относится и игровой метод. Он предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами : вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом и т. д. Игра и игровые приёмы обеспечивают динамичность обучения, максимально удовлетворяют потребность маленького ребё нка в самостоятельности: речевой и поведенческой. Игры детей с предметами. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребёнка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность. Настольно-печатные игры: «Большой - маленький», «Чей домик?», «Детёныши животных» и другие позволяют усваивать лексика
- грамматические компоненты родного языка, активизируют мыслительную и речевую деятельность детей.
Дети нашей группы овладевают двигательными умениями и навыками, тем самым у них лучше развивается координация движений. А формируются движения при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук и головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.
Очень эффективным методом развития речи наших детей является развитие мелкой моторики рук. Игры и упражнения с движениями кистей рук стимулируют процесс речевого развития ребёнка. Способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу. Пальчиковые игры как приём работы с детьми по развитию ручной умелости. Игра «Ладушки», «Этот пальчик - дедушка…», «Коза», «Кто живёт у нас в квартире?» и другие пальчиковые игры стимулируют речь детей, развивают кисти рук.
Дети с удовольствием играют с разноцветными кирпичиками ЛЕГО. В работе по активизации речи детей проводим продуктивную деятельность (лепка, рисование, аппликация, где дети получают знания о форме, цвете. размере: развивается мелкая моторика, формируются чёткие образы и понятия, активизируется речь.
Песочная терапия – это игра с песком как способ развития ребёнка. Песочная терапия очень близка малышам, первые слова, первые межличностные связи и общение происходит именно там. Игры с песком помогают детям раскрепоститься, почувствовать себя защищёнными, развивают мелкую моторику рук, создают благоприятные условия для формирования целенаправленного связного речевого высказывания и оздоровления организма в целом.
В нашей группе мы создали очень хорошие условия для речевого развития детей младшего возраста. В игровой комнате очень насыщенная предметно-развивающая среда. Все игрушки расположены по соответствующим центрам, легко, доступны детям для самостоятельной деятельности. Дети младшего возраста познают мир с помощью органов чувств, поэтому мы создали центры речевого, игрового и сенсорного развития, которые включают в себя:
- наборы картинок (животных, птиц, овощей, фруктов, посуды, одежды, мебели, игрушек);
- наборы парных картинок (предметные) для сравнения;
- разрезные картинки из двух частей по прямой;
- серии из 2-3 картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые, игровые ситуации);
- сюжетные картинки (с различной тематикой, близкой ребёнку – сказочной, социально – бытовой, крупного формата;
- разные виды дидактических игр: лото, домино, мозаика, складные кубики с разрезными картинками;
- звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукового извлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки);
- уголок ряженья с зеркалом – необходимый атрибут речевого развития детей.
Таким образом, активизация речи детей раннего возраста осуществляется в разных видах деятельности. В процессе обогащения и активизации словаря детей, используем разные методы и приёмы словарной работы с учётом психологических особенностей каждого ребёнка и особенностей каждого вида деятельности; поощряем двигательную и познавательную активность детей, постоянно разговариваем с детьми в процессе игры. Результат нашей работы в конце года очень хороший: все дети разговаривают правильно, эмоционально, понятно, вежливо общаются со сверстниками, со взрослыми.