Папки-передвижки

Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста

Елена Алифанова
Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Овладение речью – это сложный многосторонний психический процесс, который начинается с момента рождения ребёнка. В этот период особое место занимает эмоциональное общение взрослого с ребёнком, что является предпосылкой речевых форм коммуникации. Интенсивное становление речевой активности происходит в раннем возрасте от одного года до трёх лет. В этот период нужно стимулировать его речевую активность, чтобы ребёнок мог самостоятельно пользоваться словами.

К сожалению, в последние годы возросла проблема задержки речевого развития, она является актуальной.

Публикация «Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Наблюдая за детьми нашей группы по развитию речи в июне месяце, мы выявили, что

- 50 % а то и больше не разговаривают;

- речь детей отстаёт от уровня развития речи сверстников, т. е. ребёнок не может перейти от лепета к словам;

- всё понимают, но не разговаривают;

- не умеют играть в игрушки;

- не рассматривают книжки;

- не умеют слушать сказки, воспитателя;

- отсутствует желание повторять слова и предложения, на просьбу повторить молчит;

- многим детям всё равно понимают его или нет.

Причины:

- слабое здоровье детей;

- дети с нарушением речи;

- мало «живого» общения родителей с детьми и другие.

С первых дней пребывания ребёнка в детском саду, мы постоянно взаимодействуем с ним:

- по развитию речевой активности;

- по предупреждению речевых нарушений;

- замечаем и корректируем отставание в формировании речевой функции;

- оказываем реальную и полноценную помощь;

Стимулируем речевую активность специальными методами и приёмами.

1. Наглядные методы :

- показ предметов и игрушек;

- наблюдение явлений природы, труда взрослых;

- рассматривание живых объектов;

- показ образца;

- использование кукольного театра, теневого настольного, фланелеграфа.

Приёмы к наглядным методам :

- показ с называнием;

-пояснение к тому, что видят дети;

- активное действие детей;

- приближение объекта к детям;

- задание детям;

- вопросы;

- включение предметов в деятельность детей;

- выполнение игровых действий.

2. Словесные методы :

- чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок;

- разговор, беседа;

- рассматривание картинки, инсценировки.

Приёмы к словесным методам :

- показ с названием игрушек и предметов;

- просьба произнести;

- сказать слово;

- подсказывание нужного слова;

- объяснение нужного слова;

- объяснение назначение предмета;

- многократное повторение нового слова в сочетании со знакомым;

- вопросы;

- доскажи слова в конце фразы;

- повторение слова за воспитателем;

- пояснение;

- напоминание;

- использование художественного слова.

3. Практические методы :

- упражнения;

- совместные действия воспитателя и ребёнка;

- выполнение поручений;

- элементарное экспериментирование;

- развитие мелкой моторики рук, пальчиковые игры.

4. Игровые методы :

- дидактические игры;

- подвижные игры;

- игры-забавы, инсценировки.

Приёмы к игровым методам :

- внесение игрушек;

- создание игровых ситуаций;

- обыгрывание игрушек, предметов;

- сюрприз;

- эмоциональность;

- внезапность появления, исчезновения игрушки;

- изменение местонахождения игрушки;

- показ предметов в разных действиях.

Разнообразные методы и приёмы мы используем в комплексе, тем самым стимулируем ребёнка к активной речевой деятельности

Форма организации детей :

- специальные организованные занятия;

- совместная деятельность воспитателя с детьми в режимных моментах;

- самостоятельная деятельность детей.

С момента поступления детей в нашу группу мы стимулируем их речевую деятельность с использованием малых форм фольклора, народных игр, игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми. Дети с огромным удовольствием вслушиваются в звуки речи, улавливают её ритм, отдельные звукосочетания, и постепенно проникают в их смысл. Например: «Сорока – сорока…», «Петушок – петушок», «Ладушки – ладушки», «Идёт коза рогатая», «Чики-чики-чикалочки». Дети, играя, легко их запоминают, приучаются пользоваться ими в своей речи. Фольклорные произведения удовлетворяют потребность ребёнка в эмоциональном и тактильном контакте со взрослыми. Дети очень любят, когда их гладят, любят, прижимают к себе, держат за руку.

Для развития артикуляционного аппарата используем специально подобранные упражнения как на занятиях по развитию речи, так и в свободное время. Эффективным методом активизации речи детей является звукоподражание: петушок поёт ку-ка-ре-ку; поезд едет чух – чух - чух!

Знакомим детей со стихами известных детских поэтов: А. Барто «Игрушки; Е. Чарушин «Курочка»; З. Александровой («Раз, два, три, четыре, пять»). Знакомим детей со сказками «Колобок», «Теремок», «Репка». Постепенно приучаем детей к художественной литературе.

В работе с детьми мы используем упражнения на развитие речевого дыхания : «Задуй свечу», «Вертолёт», «Грибок», «Корова». Такие упражнения способствуют выработке сильной воздушной струи, правильному диафрагмальному дыханию.

Практические методы организации детей являются самыми эффективными. К ним относится и игровой метод. Он предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами : вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом и т. д. Игра и игровые приёмы обеспечивают динамичность обучения, максимально удовлетворяют потребность маленького ребё нка в самостоятельности: речевой и поведенческой. Игры детей с предметами. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребёнка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность. Настольно-печатные игры: «Большой - маленький», «Чей домик?», «Детёныши животных» и другие позволяют усваивать лексика

- грамматические компоненты родного языка, активизируют мыслительную и речевую деятельность детей.

Дети нашей группы овладевают двигательными умениями и навыками, тем самым у них лучше развивается координация движений. А формируются движения при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук и головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.

Очень эффективным методом развития речи наших детей является развитие мелкой моторики рук. Игры и упражнения с движениями кистей рук стимулируют процесс речевого развития ребёнка. Способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу. Пальчиковые игры как приём работы с детьми по развитию ручной умелости. Игра «Ладушки», «Этот пальчик - дедушка…», «Коза», «Кто живёт у нас в квартире?» и другие пальчиковые игры стимулируют речь детей, развивают кисти рук.

Дети с удовольствием играют с разноцветными кирпичиками ЛЕГО. В работе по активизации речи детей проводим продуктивную деятельность (лепка, рисование, аппликация, где дети получают знания о форме, цвете. размере: развивается мелкая моторика, формируются чёткие образы и понятия, активизируется речь.

Песочная терапия – это игра с песком как способ развития ребёнка. Песочная терапия очень близка малышам, первые слова, первые межличностные связи и общение происходит именно там. Игры с песком помогают детям раскрепоститься, почувствовать себя защищёнными, развивают мелкую моторику рук, создают благоприятные условия для формирования целенаправленного связного речевого высказывания и оздоровления организма в целом.

В нашей группе мы создали очень хорошие условия для речевого развития детей младшего возраста. В игровой комнате очень насыщенная предметно-развивающая среда. Все игрушки расположены по соответствующим центрам, легко, доступны детям для самостоятельной деятельности. Дети младшего возраста познают мир с помощью органов чувств, поэтому мы создали центры речевого, игрового и сенсорного развития, которые включают в себя:

- наборы картинок (животных, птиц, овощей, фруктов, посуды, одежды, мебели, игрушек);

- наборы парных картинок (предметные) для сравнения;

- разрезные картинки из двух частей по прямой;

- серии из 2-3 картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые, игровые ситуации);

- сюжетные картинки (с различной тематикой, близкой ребёнку – сказочной, социально – бытовой, крупного формата;

- разные виды дидактических игр: лото, домино, мозаика, складные кубики с разрезными картинками;

- звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукового извлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки);

- уголок ряженья с зеркалом – необходимый атрибут речевого развития детей.

Таким образом, активизация речи детей раннего возраста осуществляется в разных видах деятельности. В процессе обогащения и активизации словаря детей, используем разные методы и приёмы словарной работы с учётом психологических особенностей каждого ребёнка и особенностей каждого вида деятельности; поощряем двигательную и познавательную активность детей, постоянно разговариваем с детьми в процессе игры. Результат нашей работы в конце года очень хороший: все дети разговаривают правильно, эмоционально, понятно, вежливо общаются со сверстниками, со взрослыми.

Публикации по теме:

Дидактические игры для стимулирования речевой активности детей раннего возрастаДидактические игры для стимулирования речевой активности детей раннего возраста Все мы знаем, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности, и что чем лучше развита у ребёнка речь, тем полноценнее.

Дидактическое пособие по развитию речевой активности детей младшего дошкольного возраста по произведениям А. Л. Барто «Игрушки»Дидактическое пособие по развитию речевой активности детей младшего дошкольного возраста по произведениям А. Л. Барто «Игрушки» В раннем возрасте основой становления личности ребенка является предметно-игровая деятельность. Игра- один из тех видов деятельности, которые.

Консультация «Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками» Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности,.

Нетрадиционные методы в изобразительной деятельности с детьми младшего и среднего возраста дошкольного возрастаНетрадиционные методы в изобразительной деятельности с детьми младшего и среднего возраста дошкольного возраста Дорогие, коллеги! Хочу с вами поделиться опытом работы с детьми по изобразительной деятельности в нетрадиционных техниках. Все мы знаем,.

Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД»Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД» Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД. Педагогический опыт. Современные.

Правила культуры деятельности. Методы и приёмы её формирования с учётом возрастных особенностей детей (Часть3) Организуя образовательный процесс в различных видах детской деятельности, воспитатель может придерживаться следующей последовательности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 15 августа 2024 в 21:29
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Алифанова (УИ 402404) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД