Борисова Елена
Семинар для воспитателей «Методы и приемы по формированию диалогической речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Борисова Елена Леонидовна
Овладение диалогической речью – это одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т. п., которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.
Опыт речевого общения со взрослым ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками. У дошкольника ярко выражено потребность во внимании сверстника, желание донести до партнера цели и содержание своих действий.
Публикация «Семинар для воспитателей „Методы и приемы по формированию диалогической речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
Игра – важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду. Игры можно включать не только в непосредственно-образовательную и в совместную деятельность воспитателя с детьми, но и в самостоятельную деятельность детей.
В игре у детей формируются :
1. Умения пользоваться в диалоге различными видами реплик (вопросами, сообщениями, побуждениями) и соответствующими им ответными реакциями.
2. Умения соблюдать элементарные правила поведения в диалоге :
– соблюдать очередность в разговоре;
– выслушивать собеседника, не перебивая поддерживать общую тему разговора, не отвлекаться от нее;
– не говорить с полным ртом;
– говорить спокойно, доброжелательным тоном.
Поэтому необходимо:
1. Развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками).
2. Развивать диалогическое общение в сюжетно – ролевой игре не прямо, а оказывая развивающее влияние на саму игру через создание предметно-игровой среды, через участие взрослого в детских играх в качестве партнера.
3. Включать в игру по любой тематике эпизоды «телефонных разговоров», различных персонажей для активизации ролевого диалога.
Для совершенствования у детей диалогической речи применяются разнообразные методы и приемы :
Чтение стихотворений по ролям позволяет детям освоить не только форму различных высказываний диалога, но и правила очередности, усвоить вопросительную, повествовательную, побудительную и другие виды интонации. Поддержанию темы разговора, развитию его логики исподволь учат многие произведения фольклора, построенные в виде разговора.
Цель: усвоение различных по форме и содержанию вопросов и ответов, вопросительной и повествовательной интонации.
— Кто живет под потолком?
— Гном
— У него есть борода?
— Да.
— И манишка, и жилет?
— Нет.
— Как встает он по утрам?
— Сам.
— Кто с ним кофе утром пьет?
— Кот.
— И давно он там живет?
— Год.
— Кто с ним бегает вдоль крыш?
— Мышь.
— Ну, а как его зовут?
— Скрут.
— Он капризничает, да?
— Ни- ког- да!
Подвижные игры с текстом нередко содержат диалоги. Правила игры способствуют приучению детей к соблюдению очередности реплик, к внимательному выслушиванию реплик своих партнеров. Но непроизвольно дети усваивают в игровом диалоге формы разных реплик и его правила («Гуси-лебеди», «Краски», «Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем»).
Подвижная игра «Коршун», обучающая детей поочередно обмениваться репликами, развивать тему разговора.
Ведущий – Коршун. Дети окружают его стайкой и начинается диалог :
— Вокруг Коршуна хожу, я на Коршуна гляжу.
Коршун, что делаешь? — Ямочку рою.
— Зачем ямочка? — Денежку ищу.
— Зачем тебе денежка? — Иголку купить.
— Зачем тебе иголка? — Мешочек сшить.
— Зачем мешочек? — Камешки класть.
— Зачем камешки? — В твоих детей шуркать — буркать.
— За что? — Они ко мне в огород лазят.
— Ты бы делал забор повыше, а не умеешь, лови их!
Дети разбегаются кто куда. Коршун догоняет.
В развитии навыка диалогической речи велико влияние сюжетно ролевой игры. Данная игровая форма предполагает распределение ролей и создание сюжета, а также соблюдение правил.
Многие игры предполагают диалоговое общение как основное условие. Дошкольники многократно прокручивают сюжеты «продавец – покупатель», «прием у доктора», «дочки – матери». Диалоги в играх помогают детям незаметно развивать необходимое умение и совершенствовать его.
Дидактические игры, или игры с правилами, могут оказать большое положительное влияние на развитие диалогического общения детей со сверстниками в том случае, если при их организации внимание обращается не только на усвоение познавательного содержания, но и на формы взаимодействия детей друг с другом.
В дидактике известно несколько основных типов настольных дидактических игр: лото, домино, маршрутные (лабиринтные, разрезные картинки. Все они строятся на взаимодействии играющих. Роль взрослого, организующего взаимодействие, когда дети осваивают эти игры, велика. Потом дети начинают управлять играми самостоятельно.
Игра-драматизация – является благодатным полем для закрепления и формирования диалогических умений. Развивая игровое взаимодействие детей в игре (ролевые диалоги, педагог не только целенаправленно обогащает игру детей, но и формирует все стороны диалога.
Продемонстрировать прием работы с детьми – например: «Кот Василий»
Алексей Крылов
Цель: Усвоить формы диалогических реплик, вопросительную, повествовательную и побудительную интонации; приучить выполнять основные правила диалога : очередность, поддержание и развитие темы разговора.
— Кот Василий, где ты был?
— Я мышей ловить ходил.
— Почему же ты в сметане?
— Потому что был в чулане.
— Долго ль был там?
— Полчаса.
— Ну и что там?
— Колбаса.
— А откуда же сметана?
Отвечай-ка без обмана,
Расскажи нам поскорей,
Как ты там ловил мышей.
— Там сидел я возле кваса.
Нюхал жареное мясо,
Только глянул на творог —
Вижу — мышка на порог!
Я — за мышкой по чулану
И наткнулся на сметану,
Зацепился за мешок,
Опрокинулся горшок,
На меня упало
Сало.
— Где же мышка?
— Убежала.
Творческой игрой детей, в которой они активно упражняются в диалоге, являются игры-инсценировки. Игры-инсценировки – это свободный пересказ литературных произведений по ролям. Организации таких игр предшествует этап ознакомления с произведением, его неоднократный пересказ по ролям под руководством воспитателя, а затем прямое и косвенное содействие возникновению таких игр по инициативе детей. Ценность таких игр состоит в том, что:
- в них сочетаются репродуктивные реплики, заимствованные из текста произведения, и проективные, «придуманные» и оформленные ребенком самостоятельно;
- дети черпают формы разнообразных реплик из литературного образца, подражая которым они их присваивают, вкладывают их в свой активный речевой багаж.
Например, инсценируя стихотворение «Кошка, как тебя зовут?» нужно подготовить блюдце и игрушку кошку. Ребенку, который будет исполнять роль кошки надеть какой-нибудь атрибут, чтобы он представил себя кошкой
Взрослый задает вопрос: «Кошка, как тебя зовут?»
Ребенок выразительно отвечает: «Мяу»
Взрослый: «Стережешь ты мышку тут?»
Ребенок: «Мяу»
Взрослый: «Кошка, хочешь молочка?» (протягивает блюдце)
Ребенок ласково: «Мяу»
Взрослый показывая игрушку: «А в товарищи щенка?»
Ребенок (отпрыгивая) : «Ф-р-р-р-р»
Через несколько обыгрывания можно поменяться ролями с ребенком.
Режиссерские игры – разновидность игр-инсценировок по мотивам литературных произведений. В этих играх ребенок может «озвучить» роли нескольких персонажей один или с товарищем. Передвигая фигурки настольного кукольного театра (или действуя другими видами кукол, дети разыгрывают спектакли, упражняясь в воспроизведении литературных диалогов или сочиняя свои «пьески». Педагог может руководить усвоением той или иной стороны диалога через подбор литературных произведений, при помощи подсказок, советов.
Продемонстрировать прием работы с детьми – например: «Утешение».
Цель: Показать значение и привлекательность ласковой интонации. Материал: Игрушки (зайчик, ежик, белочка).
Ход игры
Зайка бежал и подвернул себе лапку. Сел на пенек, заплакал. Мимо шел Ежик — ни головы, ни ножек.
- Чего, косой, ревешь?
- Да вот, лапу подвернул.
- Не реви, заживет, — буркнул Еж и пошел своей дорогой.
А зайка сидит плачет — не унимается.
Тут Белочка — ласковая девочка по ветвям скакала, Зайку увидела.
- Здравствуй, Заинька! Что с тобой?
- Да вот, лапу подвернул, больно мне.
Белочка вниз спустилась, около Зайки села, залопотала:
- Не боли, лапка, заживи, лапка! Не боли, лапка, заживи, лапка.
Чувствует Зайка, что лапка болит все меньше. И зайчишке стало так хорошо, так уютно, что сама собой улыбка появилась. А было-то только доброе слово.
Вопросы: Почему плакал Зайка? Что и как сказал ему Еж? Чем Белочка — ласковая девочка Зайку вылечила?
Особую роль играют словесные игры, поскольку они позволяют педагогу направлять речевое поведение детей на создание тех или иных реплик. Закрепление умений детей задавать вопросы и отвечать на них происходит в таких играх, как «Да и нет», «Вопросы с подсказкой», «Запрещенные слова», «Турнир знатоков», «Ты мне - я тебе».
Продемонстрировать прием работы с детьми – например: «Разговор с другом». Ситуация «Позови друга на улицу»
Цель: Познакомить детей с правилами разговора по телефону: начинать с приветствия; если на звонок отозвался взрослый, извиниться за беспокойство, вежливо попросить позвать друга; разговор заканчивается прощанием.
Ход игры
1. Беседа с детьми.
- О чем можно поговорить по телефону с другом? (Можно подсказать темы для разговора, если дети затрудняются.)
- Звонить нужно только тогда, когда знаешь, о чем ты будешь говорить, что будешь спрашивать. Иначе разговор получится пустой, т. е. не о чем. Вот послушайте об этом рассказ.
2. Чтение рассказа Н. Носова «Телефон».
Объясните, почему у мальчиков не получился разговор? (Они не знали, о чем говорить.)
В заключении хочется сказать о том, что огромную роль в развитие диалогической речи играют игры, игровые упражнения, которые можно включать не только в непосредственно-образовательную и в совместную деятельность воспитателя с детьми, но и в самостоятельную деятельность детей. Несомненным достоинством игр является то, что они создают благоприятный эмоциональный фон, необходимый для расположения детей к педагогическому процессу, педагогу, его заданиям.