Получи документы

Семинар для воспитателей «Методы и приемы по формированию диалогической речи детей дошкольного возраста»

Борисова Елена
Семинар для воспитателей «Методы и приемы по формированию диалогической речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Борисова Елена Леонидовна

Овладение диалогической речью – это одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т. п., которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.

Опыт речевого общения со взрослым ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками. У дошкольника ярко выражено потребность во внимании сверстника, желание донести до партнера цели и содержание своих действий.

Публикация «Семинар для воспитателей „Методы и приемы по формированию диалогической речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Игра – важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду. Игры можно включать не только в непосредственно-образовательную и в совместную деятельность воспитателя с детьми, но и в самостоятельную деятельность детей.

В игре у детей формируются :

1. Умения пользоваться в диалоге различными видами реплик (вопросами, сообщениями, побуждениями) и соответствующими им ответными реакциями.

2. Умения соблюдать элементарные правила поведения в диалоге :

– соблюдать очередность в разговоре;

– выслушивать собеседника, не перебивая поддерживать общую тему разговора, не отвлекаться от нее;

– не говорить с полным ртом;

– говорить спокойно, доброжелательным тоном.

Поэтому необходимо:

1. Развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками).

2. Развивать диалогическое общение в сюжетно – ролевой игре не прямо, а оказывая развивающее влияние на саму игру через создание предметно-игровой среды, через участие взрослого в детских играх в качестве партнера.

3. Включать в игру по любой тематике эпизоды «телефонных разговоров», различных персонажей для активизации ролевого диалога.

Для совершенствования у детей диалогической речи применяются разнообразные методы и приемы :

Чтение стихотворений по ролям позволяет детям освоить не только форму различных высказываний диалога, но и правила очередности, усвоить вопросительную, повествовательную, побудительную и другие виды интонации. Поддержанию темы разговора, развитию его логики исподволь учат многие произведения фольклора, построенные в виде разговора.

Цель: усвоение различных по форме и содержанию вопросов и ответов, вопросительной и повествовательной интонации.

— Кто живет под потолком?

— Гном

— У него есть борода?

— Да.

— И манишка, и жилет?

— Нет.

— Как встает он по утрам?

— Сам.

— Кто с ним кофе утром пьет?

— Кот.

— И давно он там живет?

— Год.

— Кто с ним бегает вдоль крыш?

— Мышь.

— Ну, а как его зовут?

— Скрут.

— Он капризничает, да?

— Ни- ког- да!

Подвижные игры с текстом нередко содержат диалоги. Правила игры способствуют приучению детей к соблюдению очередности реплик, к внимательному выслушиванию реплик своих партнеров. Но непроизвольно дети усваивают в игровом диалоге формы разных реплик и его правила («Гуси-лебеди», «Краски», «Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем»).

Подвижная игра «Коршун», обучающая детей поочередно обмениваться репликами, развивать тему разговора.

Ведущий – Коршун. Дети окружают его стайкой и начинается диалог :

— Вокруг Коршуна хожу, я на Коршуна гляжу.

Коршун, что делаешь? — Ямочку рою.

— Зачем ямочка? — Денежку ищу.

— Зачем тебе денежка? — Иголку купить.

— Зачем тебе иголка? — Мешочек сшить.

— Зачем мешочек? — Камешки класть.

— Зачем камешки? — В твоих детей шуркать — буркать.

— За что? — Они ко мне в огород лазят.

— Ты бы делал забор повыше, а не умеешь, лови их!

Дети разбегаются кто куда. Коршун догоняет.

В развитии навыка диалогической речи велико влияние сюжетно ролевой игры. Данная игровая форма предполагает распределение ролей и создание сюжета, а также соблюдение правил.

Многие игры предполагают диалоговое общение как основное условие. Дошкольники многократно прокручивают сюжеты «продавец – покупатель», «прием у доктора», «дочки – матери». Диалоги в играх помогают детям незаметно развивать необходимое умение и совершенствовать его.

Дидактические игры, или игры с правилами, могут оказать большое положительное влияние на развитие диалогического общения детей со сверстниками в том случае, если при их организации внимание обращается не только на усвоение познавательного содержания, но и на формы взаимодействия детей друг с другом.

В дидактике известно несколько основных типов настольных дидактических игр: лото, домино, маршрутные (лабиринтные, разрезные картинки. Все они строятся на взаимодействии играющих. Роль взрослого, организующего взаимодействие, когда дети осваивают эти игры, велика. Потом дети начинают управлять играми самостоятельно.

Игра-драматизация – является благодатным полем для закрепления и формирования диалогических умений. Развивая игровое взаимодействие детей в игре (ролевые диалоги, педагог не только целенаправленно обогащает игру детей, но и формирует все стороны диалога.

Продемонстрировать прием работы с детьминапример: «Кот Василий»

Алексей Крылов

Цель: Усвоить формы диалогических реплик, вопросительную, повествовательную и побудительную интонации; приучить выполнять основные правила диалога : очередность, поддержание и развитие темы разговора.

— Кот Василий, где ты был?

— Я мышей ловить ходил.

— Почему же ты в сметане?

— Потому что был в чулане.

— Долго ль был там?

— Полчаса.

— Ну и что там?

— Колбаса.

— А откуда же сметана?

Отвечай-ка без обмана,

Расскажи нам поскорей,

Как ты там ловил мышей.

— Там сидел я возле кваса.

Нюхал жареное мясо,

Только глянул на творог —

Вижу — мышка на порог!

Я — за мышкой по чулану

И наткнулся на сметану,

Зацепился за мешок,

Опрокинулся горшок,

На меня упало

Сало.

— Где же мышка?

— Убежала.

Творческой игрой детей, в которой они активно упражняются в диалоге, являются игры-инсценировки. Игры-инсценировки – это свободный пересказ литературных произведений по ролям. Организации таких игр предшествует этап ознакомления с произведением, его неоднократный пересказ по ролям под руководством воспитателя, а затем прямое и косвенное содействие возникновению таких игр по инициативе детей. Ценность таких игр состоит в том, что:

- в них сочетаются репродуктивные реплики, заимствованные из текста произведения, и проективные, «придуманные» и оформленные ребенком самостоятельно;

- дети черпают формы разнообразных реплик из литературного образца, подражая которым они их присваивают, вкладывают их в свой активный речевой багаж.

Например, инсценируя стихотворение «Кошка, как тебя зовут?» нужно подготовить блюдце и игрушку кошку. Ребенку, который будет исполнять роль кошки надеть какой-нибудь атрибут, чтобы он представил себя кошкой

Взрослый задает вопрос: «Кошка, как тебя зовут?»

Ребенок выразительно отвечает: «Мяу»

Взрослый: «Стережешь ты мышку тут?»

Ребенок: «Мяу»

Взрослый: «Кошка, хочешь молочка?» (протягивает блюдце)

Ребенок ласково: «Мяу»

Взрослый показывая игрушку: «А в товарищи щенка?»

Ребенок (отпрыгивая) : «Ф-р-р-р-р»

Через несколько обыгрывания можно поменяться ролями с ребенком.

Режиссерские игры – разновидность игр-инсценировок по мотивам литературных произведений. В этих играх ребенок может «озвучить» роли нескольких персонажей один или с товарищем. Передвигая фигурки настольного кукольного театра (или действуя другими видами кукол, дети разыгрывают спектакли, упражняясь в воспроизведении литературных диалогов или сочиняя свои «пьески». Педагог может руководить усвоением той или иной стороны диалога через подбор литературных произведений, при помощи подсказок, советов.

Продемонстрировать прием работы с детьми – например: «Утешение».

Цель: Показать значение и привлекательность ласковой интонации. Материал: Игрушки (зайчик, ежик, белочка).

Ход игры

Зайка бежал и подвернул себе лапку. Сел на пенек, заплакал. Мимо шел Ежик — ни головы, ни ножек.

- Чего, косой, ревешь?

- Да вот, лапу подвернул.

- Не реви, заживет, — буркнул Еж и пошел своей дорогой.

А зайка сидит плачет — не унимается.

Тут Белочка — ласковая девочка по ветвям скакала, Зайку увидела.

- Здравствуй, Заинька! Что с тобой?

- Да вот, лапу подвернул, больно мне.

Белочка вниз спустилась, около Зайки села, залопотала:

- Не боли, лапка, заживи, лапка! Не боли, лапка, заживи, лапка.

Чувствует Зайка, что лапка болит все меньше. И зайчишке стало так хорошо, так уютно, что сама собой улыбка появилась. А было-то только доброе слово.

Вопросы: Почему плакал Зайка? Что и как сказал ему Еж? Чем Белочка — ласковая девочка Зайку вылечила?

Особую роль играют словесные игры, поскольку они позволяют педагогу направлять речевое поведение детей на создание тех или иных реплик. Закрепление умений детей задавать вопросы и отвечать на них происходит в таких играх, как «Да и нет», «Вопросы с подсказкой», «Запрещенные слова», «Турнир знатоков», «Ты мне - я тебе».

Продемонстрировать прием работы с детьми – например: «Разговор с другом». Ситуация «Позови друга на улицу»

Цель: Познакомить детей с правилами разговора по телефону: начинать с приветствия; если на звонок отозвался взрослый, извиниться за беспокойство, вежливо попросить позвать друга; разговор заканчивается прощанием.

Ход игры

1. Беседа с детьми.

- О чем можно поговорить по телефону с другом? (Можно подсказать темы для разговора, если дети затрудняются.)

- Звонить нужно только тогда, когда знаешь, о чем ты будешь говорить, что будешь спрашивать. Иначе разговор получится пустой, т. е. не о чем. Вот послушайте об этом рассказ.

2. Чтение рассказа Н. Носова «Телефон».

Объясните, почему у мальчиков не получился разговор? (Они не знали, о чем говорить.)

В заключении хочется сказать о том, что огромную роль в развитие диалогической речи играют игры, игровые упражнения, которые можно включать не только в непосредственно-образовательную и в совместную деятельность воспитателя с детьми, но и в самостоятельную деятельность детей. Несомненным достоинством игр является то, что они создают благоприятный эмоциональный фон, необходимый для расположения детей к педагогическому процессу, педагогу, его заданиям.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Развитие диалогической речи детей с ОНР. Дидактические игры и приемы» Проблема формирования связной диалогической речи детей остается одной из актуальных, поскольку речь, являясь средством общения и орудием.

Консультация для воспитателей «Методы и приёмы обучения диалогической речи детей дошкольного возраста» Методы и приёмы обучения диалогической речи детей дошкольного возраста Диалог — это не просто вопросно-ответная форма речи, диалог предполагает.

Мастер-класс «Методы и приемы формирования трудовой деятельности у детей дошкольного возраста»Мастер-класс «Методы и приемы формирования трудовой деятельности у детей дошкольного возраста» Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается.

Методы и приемы снижения уровня агрессии у детей старшего дошкольного возраста МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Агрессия, в каких бы формах она не проявлялась, оказывается.

Опыт работы Тема: «Инновационные методы и приемы в речевой активности детей дошкольного возраста» Опыт работы Тема: «Инновационные методы и приемы в речевой активности детей дошкольного возраста». Речь - существенный элемент человеческой.

Сообщение для воспитателей «Методы и приемы работы по формированию у дошкольников основ правовой культуры» СООБЩЕНИЕ для воспитателей Методы и приемы работы по формированию у дошкольников основ правовой культуры. 1. Методы и приемы, направленные.

Сообщение из опыта работы «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Нетрадиционные методы и приемы» Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Нетрадиционные методы и приемы. Большое значение в воспитании и образовании.

Современные игровые методы и приемы как средство ФЭМП у детей дошкольного возраста Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей.

Методы и приемы стимулирования речи детей раннего возраста Ранний возраст - это яркий, неповторимый отрезок жизни человека. В речевом развитии ребенка раннего возраста главным является стимулирование.

Эффективные методы и приемы для развития связной речи детей дошкольного возраста Эффективные методы и приёмы развития связной речи детей дошкольного возраста На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар для воспитателей «Методы и приемы по формированию диалогической речи детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 1 октября 2019 в 08:23
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар для воспитателей «Методы и приемы по формированию диалогической речи детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Борисова Елена в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД