Получи документы

Методики по ознакомлению детей с ОВЗ с художественной литературой

Татьяна Денисова
Методики по ознакомлению детей с ОВЗ с художественной литературой
▼ Скачать + Заказать документы

Формы и методы работы по ознакомлению детей с ОВЗ

с художественной литературой

Формы работы

1. «Центр книги». Приобщение детей к чтению художественной литературы начинается с создания предметно-развивающей среды группы - оформленной библиотечной зоны группы «Центр книги», привлекающе интерес и внимание детей : наличие специально оборудованного места для чтения и литературного творчества; разнообразие литературы по жанру (стихи, рассказы, сказки, познавательные и развивающие книги); наличие иллюстративного и фотоматериала (иллюстрации, альбомы по лексическим темам, портреты писателей и поэтов).

Публикация «Методики по ознакомлению детей с ОВЗ с художественной литературой» размещена в разделах

2. Кукольный театр. Для обыгрывания произведений приобретены комплекты настольного и кукольного театра, пальчикового театра, игрушки образные.

3. Наблюдения, экскурсии, работа по картинам, иллюстрациям.

4. Чтение и рассказывание одного произведения.

5. Чтение нескольких произведений, объединённых единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) или единством образов (две сказки о лисичке). Можно объединять произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). Объединяют новый и уже знакомый материал.

6. Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:

а) чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника;

б) чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой.

7. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:

а) чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними);

б) настольный театр (подобран комплект наборов по русским народным сказкам);

в) кукольный театр (родителями связаны перчаточные куклы, основные персонажи сказок, для игр детей в условиях группы);

г) ИКТ ( использование коммуникативных технологий: аудио и видеозаписи, слайдовые просмотры иллюстраций).

8. Тематические выставки книг в «Центре книги» (в соответствии с лексической темой недели и потребностями детей, знакомящие с творчеством писателей и поэтов)

Методы

1. Чтение по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий сохраняя язык автора, передаёт все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.

2. Рассказывание. Это относительна свободная передача текста (возможны перестановки слов, замена их, толкование). Рассказывание даёт большие возможности для привлечения внимания детей.

3. Повторное чтение произведения или отдельных его частей.

4. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведений.

5. Беседа:

- привлечение внимания слушателей к реальным объектам;

-постановка поисковых вопросов;

- сравнение со сходным (или противоположным) случаем из жизни детей или из другого художественного произведения;

- подсказывание при ответах детей слов-эпитетов, обобщенно называющих существенную черту образа (храбрец, трудолюбивая, бездельница, добрый, злой, решительный, мужественный и т. д.)

- словарная работа.

6. Заучивание наизусть.

7. Показ разнообразного наглядного материала. В этом случае нужно заблаговременно потренироваться, добиваясь четкой связи текста и показа наглядного материала (расстановка силуэтов или игрушек в настольном театре, смена иллюстраций).

8. Для закрепления усвоенного можно использовать дидактические игры на материале знакомых произведений, литературные викторины (проводятся как развлечения, моделирование, развлечения по материалам произведений, рисование, лепка, игра по прочитанной книге. Примерами дидактических игр могут служить игры «Один начинает – другой продолжает», «Отгадай мою сказку», «Откуда я?» (описание литературных героев) и др. Их можно проводить, используя наглядный материал или в словесной форме. Методические приё мы обеспечивают различное содержание детской деятельности: театрализованную, игровую, исследовательскую, моделирование.

Примеры дидактических игр по сказкам

«Отгадай название сказки»

Ведущий бросает мяч и называет первый слог или слово задуманной сказки. Тот, кто поймал мяч, произносит полное название сказки: Сивка….Конек….Мороз…Гуси….Красная….

«Назови сказочного героя с необычным внешним видом»

Змей Горыныч (огнедышащая голова)

Чебурашка (большие расплющенные уши)

Русалочка (вместо ног хвост)

Мальвина (голубые волосы)

«Что лишнее»

Ведущий называет несколько слов, которые встречаются в задуманной сказке, одно из которых не относиться к ее содержанию.

Лиса, заяц, избушка, дворец, собака, петух. «Лиса и заяц»

Дед, бабка, внучка, репка, огурец. «Репка»

«Дополни имя»

Кощей….

Елена….

Василиса….

Сестрица….

Мальчик….и т. д.

Формы работы с детьми и родителями

по привлечению внимания к книге

1. Литературные досуги с участием родителей.

2. Выставки детских работ по прочитанным произведениям.

3. Выставки детских книг.

4. Инсценировки сказок.

5. Систематически оформляется информационный стенд для родителей.

6. Проектная деятельность детей и родителей.

7. Творческие конкурсы, например, изготовление книжек-малышек.

При создании работ в совместной творческой деятельности объединяются дети и родители. А результат их труда, помещенный на выставку, является объектом внимания и интереса всех: детей и родителей, гостей.

Примерные итоги работы в данном направлении

- в группе имеются соответствующие условия для развития интереса и любви к книге, создана библиотека детской литературы, постепенно пополняется книжный фонд;

- дети испытывают интерес к слушанию книг, обсуждению прочитанного, знают литературные произведения, знакомятся с творчеством детских писателей. - дети могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам. - у большинства детей сформирована способность сопереживать героям, следить за развитием сюжета, сопоставлять события, описанные в произведении, с теми, что приходилось наблюдать в жизни;

- обращение к художественным текстам при развёртывании других культурных практик (использование текстов как смыслового фона и стимула для продуктивной, познавательно - исследовательской, игровой деятельности) способствует обогащению последующей деятельности, делает её эмоционально насыщенной.

- родители - активные помощники, участники конкурсов и выставок, совместных мероприятий с детьми, проводимых в детском саду.

Публикации по теме:

Комплексно-тематическое планирование по ознакомлению детей с художественной литературой в подготовительной к школе группе Месяц: Декабрь Неделя: I Лексическая тема: «Временные представления» Непрерывная образовательная деятельность. Тема: В. Даль «Старик – годовик».

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Малые фольклорные формы» Тема: «Малые фольклорные формы» Цель: Формировать представление о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (пословицы,.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «Храбрый утенок» для детей 2–3 лет Тема. Рассказ “Храбрый утенок” Б. Житков. Цель: познакомить детей с содержанием рассказа Б. Житкова; приучать внимательно слушать относительно.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «Кукушка» Цель занятия: познакомить детей с ненецкой народной сказкой «Кукушка», Задачи занятия: Образовательные: формировать умения понимать главную.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «Сказка «Цыпленок» для детей 2–3 лет Тема. Сказка“ Цыпленок” К. Чуковского. Цель: учить детей слушать сказку в инсценированном варианте; продолжать знакомить с домашними птицами,.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «Сказка «Теремок» для детей 2–3 лет Тема. Сказка “Теремок” Цель: повторить содержание сказки ”Теремок”, помочь детям запомнить сказку, развивать способность следить за действиями.

Отчет о проделанной работе по ознакомлению с художественной литературой детей и родителейОтчет о проделанной работе по ознакомлению с художественной литературой детей и родителей Ознакомление с художественной литературой - одна из важных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника. В результате ознакомления.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой детей второй группы раннего возраста При ознакомлении детей с художественной литературой, воспитатель ставит задачу – открыть ребёнку мир словесного искусства, воспитать интерес.

Программа «Юный книголюб» по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой Пояснительная записка. «Основная задача взрослых – Открыть в ребёнке талант читателя». С. Я. Маршак. «Детские книги пишутся для воспитания,.

Программа по ознакомлению с художественной литературой детей младшего дошкольного возраста «Юный книголюб» Пояснительная записка. «Основная задача взрослых – Открыть в ребёнке талант читателя». С. Я. Маршак. «Детские книги пишутся для воспитания,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методики по ознакомлению детей с ОВЗ с художественной литературой
Опубликовано: 16 января 2024 в 19:12
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методики по ознакомлению детей с ОВЗ с художественной литературой» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Денисова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД