Папки-передвижки

Методическое сопровождение педагогов по повышению уровня компетентности в условиях ФГОС дошкольного образования

Наталья Зеленова
Методическое сопровождение педагогов по повышению уровня компетентности в условиях ФГОС дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы

Одним их важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации в системе образования, является развитие кадрового потенциала. Приоритетность данного направления развития образования фиксируется и в Стратегии развития российского образования до 2020 года, ФГОС дошкольного образования.

Публикация «Методическое сопровождение педагогов по повышению уровня компетентности в условиях ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах

Социальный заказ на подготовку специалистов нового поколения сформулирован в докладе Госсовета РФ «Об образовательной политике России на современном этапе» : «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание».

На данный момент существует проблема формирования педагога, обладающего компетентностью, креативностью, готовностью к использованию и созданию инноваций, умению вести опытно-экспериментальную работу. Систематическая работа, организованная с педагогами по повышению профессиональной компетентности поможет вывести их на более высокий уровень.

Прежде чем говорить о профессиональной компетентности педагога обратимся к основным понятиям «компетенции» и «компетентность».

В словаре С. И. Ожегова, понятие «компетентный» определяется как «осведомлённый, авторитетный в какой-либо области». По мнению В. А. Козырева, компетентность представляет собой специфическую способность человека, которая необходима для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и которая включает в себя узкоспециальные знания, предметные навыки, способы мышления и предполагает осознание ответственности за свои действия.

Профессиональная компетентность в широком понимании рассматривается как совокупность знаний, умений и навыков, а также положительного отношения к работе, необходимые для эффективного выполнения профессиональных обязанностей в конкретной области деятельности. Педагоги- исследователи, такие как, Н. В. Кузьмина, О. В. Ломакина, М. В. Розов и др. говорят о том, что профессиональная компетентность педагога является следующей ступенью развития после формирования у него компетенции. Компетенция выступает как основа для развития профессиональной компетентности педагога. А вот А. А. Майер указывает, что компетенция и профессиональная компетентность являются равными понятиями, которые взаимодополняют друг друга.

Компетенция – личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и ситуациях работы и социальной жизни. В настоящее время понятие «компетентность» расширено, в него включены личностные качества человека.

Под компетентностью подразумевается – обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетенции являются структурными компонентами компетентности.

Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

К основным составляющим профессиональной компетентности педагога относятся :

интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;

• коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, навыки взаимодействия с окружающими людьми, экстраверсию, эмпатию.

• информационная компетентность – объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях, коллегах.

• рефлексивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.

При этом педагогические работники должны обладать основными компетенциями в организации мероприятий, направленных на:

• укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие;

• организацию различных видов деятельности и общения воспитанников;

• организацию образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

• осуществление взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников и работниками образовательного учреждения;

• владение информационно-коммуникационными технологиями и умением применять их в воспитательно-образовательном процессе.

Особенностью методической деятельности на современном этапе является удовлетворение актуальных профессиональных потребностей педагога. Методическая деятельность в соответствии с современными требованиями, позволит успешно перейти каждому педагогу к реализации ФГОС.

Необходимо отметить, что изменилось и понятие о методической работе.

Методическая работа – это основанная на науке и прогрессивном педагогическом и управленческом опыте, целостная система взаимосвязанных мер, нацеленная на повышение качества и эффективности образовательного процесса через обеспечение профессионального роста педагогических работников и развитие их творческого потенциала. Отсюда, цель методической работы -это повышение профессиональной компетентности педагогических работников для реализации ФГОС ДО через создание системы непрерывного профессионального развития каждого педагогического работника. Системой оценивания профессиональной компетентности является аттестация руководящих и педагогических работников.

Обучение педагогов, в условиях ДОУ позволяет эффективно перестроить педагогическую деятельность.

Образовательная деятельность в условиях перехода ДОУ к реализации ФГОС должна быть ориентирована на развитие следующих педагогических умений, а именно:

Исследовательских: умение оценить мероприятие воспитательного характера с позиции требований ФГОС (родительское собрание, массовое мероприятие, семинар и др.); провести анализ результативности воспитательно - образовательного процесса, умение провести самоанализ работы с позиции требований ФГОС;

Проектировочных: умение разработать сценарий проведения воспитательного мероприятия и др. в соответствии с имеющимися проблемами, возрастными особенностями, современными требованиями ФГОС; разработать план, программу деятельности на конкретный период времени в соответствии с целями и задачами воспитания и развития детей;

Организаторских: умение применять в педагогической практике современные образовательные технологии; современные подходы к воспитательно- образовательной деятельности;

Коммуникативных: умение строить и управлять коммуникативным взаимодействием;

Конструктивных: умение отбирать оптимальные формы, методы и приемы воспитательной работы; соблюдать принципы реализации образовательного процесса.

Для решения задач по повышению уровня профессиональной компетенции использовались различные формы повышения педагогического мастерства :

Основные формы методической работы, направленные на развитие компетентности педагогов по реализации ФГОС.

• постоянно действующий обучающий семинар по вопросам внедрения ФГОС (внедрение ФГОС требует специальных знаний, специальной подготовки и достаточного уровня педагогической квалификации, поэтому возникла необходимость изучения содержания ФГОС);

• семинары-практикумы (привлечение педагогов к методической работе, используя активные методы обучения);

• организация индивидуальных и групповых консультаций педагогов с целью оказания адресной эффективной методической помощи педагогам по вопросам организации образовательного процесса в ДОУ;

• планирование педагогами образовательной работы с детьми (создание рабочей программы педагога)

• мастер-классы с целью повышения профессиональной компетентности педагогов, имеющих небольшой стаж работы, обменом передовым педагогическим опытом;

• открытый показ образовательной деятельности педагогами ДОУ.

самообразование педагогов (расширение и углубление знаний, совершенствование имеющихся и приобретение новых навыков и умений);

• прохождения курсов повышения квалификации для всех категорий педагогических работников.

• проведение открытых мероприятий по обмену опытом педагогической деятельности с педагогами ДОУ, города и области.

Обучающие семинары являются, наиболее продуктивной формой повышения квалификации педагогов : на них основное внимание уделяется повышению их теоретической подготовки. Необходимым условием организации обучающих семинаров является посильное участие всех педагогов.

Для организации качественной работы по повышению квалификации педагогов обязательным условием является обратная связь с коллегами, то есть получение информации, связанной с их образовательными потребностями и желаниями.

Изучение передового опыта педагогов позволяет решить целый ряд задач, таких как: целенаправленное накопление педагогических материалов, анализ результатов деятельности, описание взаимосвязанной работы по определенному направлению.

Открытые просмотры играют важную роль в системе повышения квалификации педагогов и в образовательном процессе в целом.

Смотр-конкурс – это способ проверки профессиональных знаний, умений, навыков, педагогической эрудиции, возможность оценивать результаты путём сравнения своих способностей с другими.

К сожалению, не все педагоги готовы к происходящим изменениям. Практика показывает, что в ряде случаев, формально осуществляя переход к новым стандартам, воспитатель сохраняет прежнее содержание образовательного процесса, механически применяя технологии нового содержания. Некоторым педагогам оказалось непросто мотивировать себя к принятию и включению в реализацию происходящих изменений.

Таким образом, профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию. Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.

Публикации по теме:

ФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учрежденияФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учреждения Созданию развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения посвящены многие материалы моих коллег из всех регионов нашей.

Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме речевого развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС до МОУ «Анишинская СШ имени героя Советского Союза А. С. Гостева» Консультация для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Форма работы с педагогами ДОУ по повышению качества дошкольного образования.Форма работы с педагогами ДОУ по повышению качества дошкольного образования. Мастер-класс для педагогов «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» Данный мастер класс будет полезен воспитателям. Его.

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образованияФормы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 "Закона об образовании" говорится о том, что: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Методическое сопровождение перехода ДОУ на работу по ФГОС до 1. Написана и утверждена образовательная программа МБДОУ №43 «Аленький цветочек» на 2015г. -2020г. в соответствие с ФГОС ДО, 2. Рабочие программы.

Психологическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях ФГОС до Понятие «сопровождение» означает «следовать рядом», делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. А это в свою очередь преобразование.

Семинар по повышению ИКТ-компетентности у педагоговСеминар по повышению ИКТ-компетентности у педагогов В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому.

Нетрадиционный урок в условиях реализации ФГОС общего образования Кондалеева Юлия Сергеевна Учитель начальных классов Статья для выступления на семинарах и педагогических советах Нетрадиционный урок.

Модель сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности в ДОО Тема: «Модель сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности в ДОО» Приоритетным направлением в своей работе считаю.

Эссе «Существует ли проблема преемственности в условиях введения ФГОС дошкольного образования?» Эссе по теме "Существует ли проблема преемственности в условиях введения ФГОС дошкольного образования". «Школьное обучение никогда не начинается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическое сопровождение педагогов по повышению уровня компетентности в условиях ФГОС дошкольного образования
Опубликовано: 3 декабря 2020 в 00:22
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическое сопровождение педагогов по повышению уровня компетентности в условиях ФГОС дошкольного образования» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Зеленова (УИ 550972) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД