Папки-передвижки

Методические рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию для развития речи детей раннего возраста

Юлия Гареева
Методические рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию для развития речи детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Методические рекомендации для родителей по организации работы по сенсорному воспитанию для развития речи детей раннего возраста.

Сенсорное воспитание

У дошколят бурно развиваются чувственные органы и детки посредством образного мышления получают много сведений о внешнем мире, у них начинается познавание предметных форм и их свойств. Собственно, и для развития этих привычек и знаний выделяется развитие сенсорике.

Публикация «Методические рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию для развития речи детей раннего возраста» размещена в разделах

Усовершенствование и улучшение развития у детей младшего возраста ощущений, представлений и восприятий называется сенсорным воспитанием. На этих процессах создается чувственное понимание мира, а в дальнейшем и интеллектуальное воспитание, следовательно, крайне важным является усовершенствование сенсорных чувств у малышей.

Основой в воспитании сенсорике является развитие навыков, знаний относительно явлений, времени, пространства, размеров, внешних свойств, предметов. Детки начинают правильным образом воспринимать расстояния, формы, величины оценивать температуру, вес, а также распознавать цвета. У них развивается и музыкальный слух.

Развитие речи в сенсорике

Показателем правильного сенсорного воспитания являются различие цветов, форм предметов, их сравнение. Показателем того, что сенсорное воспитание карапузов усовершенствуется на надлежащем уровне, является речь. Его развитие является одной из важнейших задач в работе с малышами младшего возраста. Степень речевого развития находится в прямой зависимости от уровня развития общей моторики и пальцевых движений рук. Чем больше сформированы движения ребенка, тем быстрее развивается речь.

Словарный запас должен сложиться к 5– 7 годам, который позволит не только назвать предметы по именам, четко выражать мысли, но и описать их с обозначением признаков.

Задача педагогов и родителей состоит в правильной организации сенсорного воспитания для знания и развития вышеперечисленных установленных эталонов, а также, что очень важно, для развития речи. Какие рекомендации существуют для этого?

Для успешного воспитания сенсорике у детей и развития речи нужно встраивать разнообразные способы в игры и в его каждодневные действия.

В методике сенсорного воспитания различают несколько важнейших способов. Что это за методы?

1. Наблюдение и обследование

Это самая первоначальная ступень воспитания сенсорике, когда кроха берет в свои руки первую погремушку. Для запоминания основных эталонов сенсорике, все детские игрушки изготавливают ярких цветов и стандартных форм. До того, как они станут дошкольниками, они манипулируют ими, а потом производят предметное обследование с изучением предметных форм, размеров, цветов, геометрических фигур.

Уважаемые педагоги и родители, дошкольникам необходимо обследовать предметы для выявления их свойств. Это делается для того, чтобы малыш в будущем имел свой личный опыт. Любой предмет является индивидуальным, но методика обследования и наблюдения очень похожи.

Это:

• Исследование общей формы предмета;

• деление предмета на главные части и выявление таких важнейших свойств, как цвет, форма, материал и т. д.

• изучение в пространстве распределения частей (нахождение слева или справа, снизу или сверху);

• исследование мельчайших подробностей и их месторасположение в пространстве.

Сделав такие манипуляции, малыш еще раз изучает общий вид предмета и обобщает полученные сведения, закрепляя их осязательными впечатлениями.

Особенно отдельное внимание необходимо уделить изучению природы. Так, в зимнее время деткам очень интересен снег. Младшие дошкольники об особенностях снега могут сделать вывод, если потрогают его. Старшие дошколята по внешним свойствам могут выяснить снег рыхлый или липкий.

Осенью, наблюдая за падающими и опавшими листьями, детка познает смену погоды. Он запоминает виды деревьев, рассматривая опавшие листья от разных деревьев. Летом красочных и ярких цветов и запахов еще больше. В эту прекрасную пору времени вместе с ребенком нюхайте цветы и изучайте их цвета. Летом, отдых на море будет прекрасным средством для развития сенсорике ребенка. У него в памяти навсегда останутся впечатления, связанные с водой, с песком. Весной же ребенок станет очевидцем периода начала новой жизни. Пронаблюдайте вместе с ребенком за пением птиц, таянием снега.

2. Поучительные игры

Дидактические игры станут помощниками в разумном применении игрушек. Учебные занятия - игры позволяют развивать логические способности ребенка, а также вырабатывать моторику исследовательские способности. Есть очень много поучительных игр для деток, но их разделить можно воздействующим зонам. Итак:

• для речевого развития – игры с описанием предметов или рисунков;

• для слухового развития – игры с угадыванием по голосу;

• для вкусового развития – игры с угадыванием по вкусу;

• для совершенствования мелкой моторики – игры с пазлами, конструкторами.

Дидактические игры играют огромную роль в воспитании сенсорике детей. Они, увлеченные игрой, с большим удовольствием осуществляют просьбы, выполняют игровые условия. Легко и в радостной форме проводятся занятия- игры. Малыши, благодаря таким играм, грамотно выстраивают речь, которая с течением времени становится более выразительной. Эта методика позволяет малышам представить природу разных предметов, а развивающие игры для моторики являются великолепным средством для усовершенствования логических способностей и повышения подвижности пальцев обеих рук.

Самостоятельно можно придумать поучительную игру для малыша. Обратите внимание на следующие вещи:

• какие стороны воспитания сенсорике требуются в добавочной обработке;

• какие занятия – игры более привлекательны для крох.

Творческая активность

Отличной методикой для обследования предметов, знакомство с чувством прекрасного с самого детства является развитие воспитания сенсорике посредством творчества. Помимо того совершенствуется воображение детей, которые глядя на материалы, уже представляют конечный вариант.

Для продуктивности творческих занятий регулярно беседуйте с малышом и попросите его рассказать о том, что делает. Если вы нарисовали домик, спросите у крохи, чей это домик, кто там живет. Обсудите этот рисунок подробно: какого он цвета, какие части он содержит и как они размещаются друг к другу.

Усовершенствование мелкой моторики благотворным образом сказывается на общем воспитании, улучшения речи у деток. Попросите малыша слепить фигурки из пластилина. Малютка, увлекаясь интересной игрой, сочиняет детали с составлением целых историй и наделяет героев какими –то качествами.

Дошкольники очень внимательно реагируют на речь взрослых. Они в них видят своих воспитателей и следуют их примеру. В сенсорном развитии, речь, слова являются весьма важными, поскольку они обладают закрепляющим эффектом. Ребенок, получая новые знания, может их систематизировать и обозначить каким-то словом и дать им наименования.

Итак, вышеназванные методики являются основными способами развития сенсорике. Есть, конечно, и нестандартные методы сенсорного развития, например, экскурсии в зоопарк. Такие походы принесут не только замечательные впечатления, но и будут систематизировать полученные сведения. Детки узнают о местообитании животных, их повадках. Важным являются действия воспитателей, родителей, которые должны не только разговаривать с детьми, а задавать им вопросы, которые заставят активизировать деятельность мозга. Экскурсия в зоопарк выработает у карапузов любовь к природе, интерес к животным.

Родителям рекомендуются приобрести из книжных магазинов книжки для развития речи, дидактические и развивающие игры.

Для освоения сенсорных навыков и умений родители малыша должны уделить должное значение играм, содействующим усовершенствованию данной техники освоения у малыша. К таким играм относятся:

• игры-задания, которые основаны на заинтересованности малютки к действиям с разными предметами;

игры-задания с прятаньем и разыскиванием: ребенка интересует внезапное появление предметов и их исчезание, например, складывание матрешек.

• игры – загадки- разгадки, которые привлекают крох неизведанностью;

• игры – ознакомления с величиной, формой предметов, например, геометрические игры, конструкторы «Лего», мозаики.

Бесспорно, при явном ознакомлении большую роль играет слово, но часто замечается перевес вербальных способов ознакомления детей с картинами реальности и недооценивание созданного процесса восприятия явлений и предметов. Неправильным является представление о том, что малютка все увидит и услышит сам. Это приводит к тому, что взрослые не воспитывают в детях целенаправленное восприятие.

Известно, что познания, которые получены словами и не подкреплены чувственным опытом, являются не ясными, не отчетливыми и не прочными. Чувственный опыт обязателен, поскольку без его обогащения у детей появляются самые сказочные, вымышленные представления.

Явления и предметы, окружающие детей, имеют целый комплекс свойств (форма, величина, запах, звучание, конструкция). Для ознакомления с предметом, детки должны заметить характеризующие его черты, как бы выделяя их из него. Детей нужно научить выделить в предметах, явлениях самое важное и типичное.

Рассмотрим на примерах реакцию малютки в игре. Предстоит складывание двухместной матрешки. Здесь важной задачей является обучение ребенка сопоставлению предметов по величине, развитие понимания слов «маленький» и «большой».

Для этого понадобится двухместная большая матрешка и маленькая неразъемная. Покажите малышу матрешку большую и отметьте, что она нарядная и яркая. При ее встряхивании что- то пошумит в игрушке, а кроха в это время весело среагирует. После этого закройте матрешку и поставьте игрушки друг возле друга. Обратите интерес ребенка на их размеры, согласовывая слова с жестами: маленькую матрешку можно прятать в ладони, а большую – не спрячешь. Далее попросите карапуза показать матрешку маленькую.

После этого откройте матрешку большую и поставьте туда маленькую. Попросите детку спрятать маленькую матрешку и закрыть ее второй половиной. Крепко соедините детали большой матрешки, затем поверните верхнюю и нижнюю части до совмещения изображения. Далее предложите малютку сделать самостоятельно те же самые действия.

Повторите такое занятие многократно, и вы увидите, как малыш справляется с этой задачей. Если выполнение такой работы не составляет для крохи никаких сложностей, усложните задачу, добавив еще матрешек. Такие игры являются дидактическим пособием на разные величины, формы, цвета.

Совет. Сенсорную гимнастику также очень важно делать деткам, поскольку без нее считается невозможным начальные упражнения умственных способностей.

Одним словом, нельзя малыша научить правильному мышлению, если он не будет упражняться в регулярном мышлении. Поэтому, родители должны сформировать небольшой метод сенсорной зарядки. И что это означает? Умение различать – типичная черта познания. Если различаешь, значит сможешь и группировать.

Было выяснено, что двухлетние малыши испытывают трудности в названии формы, цвета, а также в их усвоении, в определении связи между предметными свойствами как явлением истинной действительности т его вербальным обозначением. Так, ребенок 2 – х лет, произнося слово «красный», может указать на какой угодно цвет. Часто детки прилагательным «красный» заменяют слово «цвет». Стабильной связи меж словами, которые обозначают цветовые понятия вообще и определенных цветов, не образовалось еще.

Для накопления и закрепления цветовых впечатлений у малютки, необходимо проводить с ним различные занятия и дома, и на прогулке. Так, выходя на прогулку, можете взять мячи разных цветов. Во время игры с мячами, спросите его какого он цвета и какой формы. При испытании затруднения, помогите малышу.

В раннем возрасте карапузом существенно ускоряется освоение названий цвета, формы предметов, если вместо распространенных слов, которые обозначают эти свойства, используются их определённые названия (апельсиновый, лимонный, морковный, розовый).

Дети заменяют наименования предметов абстрактными словами. Так, кроха хорошо понимает, что прямоугольный брусок — это кирпичик, а треугольная крыша – призма.

С двухлетними детьми проводятся также занятия по лепке, рисованию, которые обогащают их образное восприятие. Благополучное выполнение ребенком действий зависит от подготовительного восприятия и изучения того, что необходимо сделать.

Близкое сотрудничество с родителями – залог удачной работы с детьми. Поэтому, необходимо использовать различные виды связи с родителями по вопросу эффективного развития речи. К таким мероприятиям можно отнести:

1. Семинар- практикум о развивающих играх с применением подручных средств.

2. Личные беседы по усовершенствованию и закреплению навыков речи дома.

3. Круглый столик «Детка должен играть».

4. Коллективные консультации о влиянии мелкой и общей моторики на речевое развитие детей, применение пальчиковых игр, роль упражнений и игр для детской речи.

5. Сообщения на родительских собраниях о подвижных играх с сопровождением речи, о роли родителей в речевом усовершенствовании малышей.

Развитие речи по Монтессори : основные принципы

Методику итальянского педагога Марии Монтессори знают многие родители и педагоги. Сейчас много ДОУ и школ, работающих по этому методу. В чем же особенность этой системы? Как она может помочь в развитии речи детей раннего возраста.

Монтессори выработала систему, согласно которой ребенок является уникальной личностью со своим развитием, заложенными навыками и сроками освоения способностей.

Задачей родителей и педагогов является максимальное обогащение среды особыми материалами по развитию и организации в ней деятельности ребенка. Взрослые считаются помощниками, а не наставниками. Они не должны мешать карапузам осваивать внешний мир.

Феномен методики Монтессори содержится в абсолютном доверии к карапузу, вере в его даровании, способности и предоставлении безобидной свободы и независимости. Он может сделать ошибки и до всего дойдет сам. Одним словом, в методике Монтессори все стимулирует деток к самообучению, самовоспитанию, саморазвитию возможности, заложенной в них.

Посещая детские сады, работающие по этой системе, увидите, что там с крохами разговаривают мало, но речь у них при этом развита. Все дело в том, что итальянский педагог уделяет немалое внимание на тренировку мелкой моторики и двигательной активности. Установлено, что движение пальцев и сдержанная физическая активность положительным образом влияют на речевое развитие и интеллектуальные способности.

Пространственные занятия по этой методике разделены на 5 областей. Их можно организовать и в ДОУ, и дома.

1. Область развития практических знаний. Действия с пуговичками и застежками, завязывание шнурков, уборка, стирка, владение столовыми принадлежностями- это предметы, подготавливающие малюток к самообслуживанию, находящиеся в этой зоне.

2. Область сенсорного развития. Здесь находятся материалы, содействующие органы чувств детей : зрение (игрушки разных цветов, слух (музыкальные инструменты, обоняние (пахнущие и вкусовые баночки) и осязание. Ребенок, играя с материалами этой области, начинает отличать предметы по их свойствам. В ходе занятий происходит совершенствование внимания, памяти, мелкой моторики и речи.

3. Область развития математики. С понятием фигур, количества, развития пространственного и логического мышления знакомят собранные здесь игрушки и предметы. В этой зоне будет кстати использование конструкторов, кубиков и матрешек.

4. Область естественного и научного развития. На этом участке материалы знакомят карапузов с внешним миром. В этой зоне ставятся карты, глобус, растения. Организуется также «живой уголок».

5. Область языкового усовершенствования представляется подборкой книг и пособий с такими заданиями, которые развивают речь, письмо.

В группе для малышей младшего возраста от 1 до 3 лет проводятся занятия по пальчиковым играм и упражнениям на мелкую моторику. Пальчиковая гимнастика и разнообразные прикосновения к материалам, фактурам и текстурам стимулируют развитие речи. Лёгкие стишки сопровождают занятия, а предметы показываются вместе с озвучиванием. В результате активизируется развитие речи, память и обогащается словарный запас малюток.

Упражнения по сенсорике, помогающие усовершенствованию языка

Следующими рекомендациями для педагогов и родителей в речевом развитии являются нижеследующие сенсорные упражнения :

• выжимание воды из губки в пустую посуду;

• перекладывание бусинок из одной посуды в другую с помощью пинцета;

• вышивание тесемкой на картоне с дырками;

• завязывание, развязывание бантов;

• наматывание нити на катушку и их разматывание;

• подбор крышек к банкам по их размеру, затем их закручивание на банки;

• пуск волчков;

• выдувка мыльных пузырей; работа с соленым тестом.

Развитию речи способствуют также сенсорные игры, основной целью которых являются отдача ребенку новых чувственных ощущений: зрительных, слуховых, тактильных, двигательных, обонятельных, вкусовых.

Уважаемые родители для развития речи ваших детей, обратите внимание на сенсорные игры.

Приведем несколько таких игр.

Игры - развлечения со звуками

Внимание детей обратите на звуки, которые происходят в окружающем мире. Это скрип дверей, при размешивании чая стук ложки о стены стаканчика или чашечки, звон бокалов при соприкасании, стук колес поездов, тормозной скрип и т. п.

Развлечения с мыльными пузырьками

Детки очень любят пускать мыльных пузырей. Ребенку предложите различные трубочки для самостоятельного выдувания пузырей. Ими могут послужить трубочка для коктейля или толстая трубка из склеенной плотной бумаги для получения больших пузырей.

Интересные игры со льдом

Добавляя в воду краски, приготовьте разноцветные льды; на большом ледяном куске нарисуйте красками.

Игры со светом: солнечный зайчик

При заглядывании солнца в окошко, поймайте лучик посредством зеркальца и покажите крохе, как по стене, по паркету, по потолку прыгает солнечный зайчик. Наверное, он захочет потрогать световое пятно. В таком случае, не спеша уведите в сторону лучик и предложите ребенку поймать «зайчика».

Игры с тенью

Вечером включите настольную лампу ее свет направьте на стену. С помощью движений рук, игрушек, разных предметов покажите на стене тени лошадки, лающей собачки, птицы. А бумажными фигурками – силуэтами можно показать интересный театр теней.

Можно предложить деткам также игры с водой, со свечами, с красками. Следующие же наборы для игр также помогут в речевом развитии деток :

• наборы развивающих пазлов из дерева : наборы досок и вкладышей с пуговками из пластмассы на ножках, из которых необходимо собирать данные предметы;

от точки к точке: в произвольном расположении на карточке нарисованы точки, а ребенку нужно их соединить карандашом в любом порядке.

Сенсорные игрушки

Игрушки с мягкими, твердыми, шуршащими, шершавыми материалами относятся к сенсорным игрушкам. К ним относятся:

• мягонькие, пушистые игрушки, которые сшиты из материалов разных фактур с различными наполнителями;

• игрушки из дерева или мягкие игрушки разных форм, которые выполняют функцию конструктора: кубики, коробочки, пирамиды;

• игры, которые направлены на развитие точности и координации движений: крючки, коврики со съемными деталями, шнуровки и т. п.

Инструкция для родителей

Ребятам раннего дошкольного возраста для усовершенствования мелкой моторики нужно предлагать:

• упражнения с грецкими орехами, массажными шариками, фломастерами, ручками, карандашами;

«танцуйте» пальцами и хлопайте в разном темпе громко и тихо;

• используйте с малышами мозаики, конструкторы, игры с мелкими элементами;

• предлагайте игры с тестом, пластилином;

• попробуйте рисовать пальцами и добавьте соль в краски для массажного эффекта;

• применяйте цветные клубки ниток для перемотки, веревки разной толщины, длины, чтобы завязать и развязать;

включайте в игры разный натуральный материал: ветки, шишки, скорлупы, початки, палки;

• научите детей нанизыванию бисер, бусин, расстегиванию и застегиванию пуговиц, кнопок, крючков, молний;

• запускайте пальцем волчки;

• складывайте матрешку и играйте с разными вкладышами.

Также:

• научите детей рассмотреть предметы, обхватывая обеими руками и обводя пальцем то одной, то другой руки;

• называйте в течение дня разные свойства предметов : форму, цвет, размер, материал;

• сопровождайте словом процесс рассматривания предметов;

• поощряйте проявление у деток самостоятельности;

• почаще задавайте малышу вопросы

научите крох действовать в точной последовательности: организовать восприятие объектов и предметов по предварительно задуманному плану;

• в процессе восприятия включайте движения рук: проводите по контуру рукой, обрисуйте его;

• закрепляйте знания, полученные при обследовании в деятельности: по рисованию, аппликации, лепке, конструировании.

• обогащайте и разнообразьте мир предметов ребенка, чтобы он смог изучить их;

• научите детей для обогащения слуховых впечатлений вслушиваться в разные звуки.

Уважаемые родители вызывайте позитивные эмоции у детей и употребляйте оптимистические фразы и хвалите их. Помните, что бы вы не делали вместе с детьми, главное является желание продолжать заниматься таким занятием и завершить их в хорошем настроении.

На заметку взрослым

Главнейшим условием является радость во время игры. Игра должна быть не насильственным способом воспитания. Если ребенок имеет проблемы с речью, сенсорные игрушки заметно улучшат положение, дадут рецепторам необходимую «пищу», тем самым побуждая его к усовершенствованию. Особенно результативными будут, если малыши будут играть в такие игры с родителями.

Публикации по теме:

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста» Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развития ребенка, потому как он обладает огромными возможностями для формирования.

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста» Развитие речи детей в первые годы жизни имеет очень интенсивный характер. Ранний возраст – это уникальный период в жизни человека. Задача.

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» - консультация для педагогов дошкольного образования.

Методические рекомендации для родителей «Польза занятий оригами для детей дошкольного возраста»Методические рекомендации для родителей «Польза занятий оригами для детей дошкольного возраста» Актуальность. Техника оригами – это очень интересный и важный для детей творческий процесс. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии.

Методические указания для развития речи к картине для детей младшего дошкольного возраста «Спасаем мяч»Методические указания для развития речи к картине для детей младшего дошкольного возраста «Спасаем мяч» Содержание картины: Поляна, на ней кусты, елочки и цветы. На поляне трое детей. Они играли в мяч и уронили его в лужу. Мальчик нагнулся.

Методические указания для развития речи к картине для детей младшего дошкольного возраста «Катаемся на санках»Методические указания для развития речи к картине для детей младшего дошкольного возраста «Катаемся на санках» Содержание картины. Зима. Мать гуляет с детьми. Старший мальчик везет санки. На них сидит девочка в теплом красном пальто и шапочке. На.

Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. «В пустых стенах ребенок не заговорит» - заметила в свое время.

Рекомендации для родителей в период адаптации детей раннего возраста. - Помните, от того, как родители разбудят своего ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день. - Собирая ребёнка в детский.

Развивающая среда по сенсорному воспитанию детей в группе раннего возраста Сенсорное воспитание - это целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов: ощущений, восприятий, представлений.

Методические рекомендации «Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста с двух до семи лет» Утверждаю: заведующий ДОО ___Ф. И. О. Составила: зам. заведующего по ВМР Ф. И. О. Принято: на заседании педагогического совета ДОО Протокол.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию для развития речи детей раннего возраста
Опубликовано: 27 апреля 2021 в 12:38
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию для развития речи детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Гареева (УИ 925135) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД