Кретинина Юлия
Методические подходы к психодиагностике у детей и подростков
▼ Скачать + Заказать документы
Психологическая диагностика предназначена для того, чтобы обеспечить сбор информации об особенностях человеческой психики. Современная психологическая диагностика определяется как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизических особенностей человека. Под психодиагностикой подразумевается также и область психологической практики, работа психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности.
Темочки:
Психодиагностика как психологическая дисциплина служит соединительным звеном между общепсихологическими исследованиями и практикой.
Теоретические основы психодиагностики задаются соответствующими областями психологической науки (общая, дифференциальная, возрастная, медицинская психология и др.). К методическим средствам психодиагностики относятся конкретные приемы изучения индивидуально-психологических особенностей, способы обработки и интерпретации получаемых результатов. При этом направления теоретической и методической работы в области психодиагностики определяются, главным образом, запросами психологической практики. В соответствии с этими запросами формируются специфические комплексы средств, соотносимые со сферами работы практических психологов (образование, медицина, профотбор и т, д.).
В компетенцию психодиагностики входят конструирование и апробация методик, разработка требований, которым они должны удовлетворять как измерительные инструменты, выработка правил проведения обследования, способов обработки и интерпретации результатов, обсуждение возможностей и ограничений тех или иных методов. Психодиагностика предполагает, что полученные с ее помощью результаты будут соотноситься с какой-то точкой отсчета либо сравниваться между собой.
Программа диагностики психологической готовности выпускника ДОУ
к обучению в школе
Программа диагностики психологической готовности выпускника ДОУ к обучению в школе включает следующие направления:
• исследование способностей воспринимать абстракт-
ные формы (прогрессивные матрицы Равена);
• выявление степени развития структурных зрительно-моторных функций (зрительно-моторный гештальт- тест Бендер);
• исследование уровня тревожности (тест тревожности,
авторы Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен);
• исследование особенностей внимания, работоспособности (тест Тулуз-Пьерона);
• исследование самооценки (методика «Дерево» Л. П. По- номаренко);
• определение эмоционального уровня самооценки
(И. П. Шахова);
• методика диагностики мотивации учения у детей
5–7 лет (Т. А. Нежнова, модификация А. М. Прихожан);
• исследование уровня речевого развития детей дошкольного возраста (5 субтест «Расскажи» из методики психолого-педагогической диагностики познавательного развития детей 6–7 лет Е. А. Стребелевой);
• определение уровня речевого развития детей (мето-
дика «Пересказ прослушанного текста» Р. И. Лалаевой, Е. В. Мальцевой, Т. А. Фотековой);
• диагностика степени овладения моделирующими
перцептивными действиями (Л. А. Венгер, В. В. Хол- мовская).
Прогрессивные матрицы Равена
Цель – определение уровня интеллектуального развития, способности к систематизации в мышлении, способности логически мыслить и раскрывать существенные связи между предметами и явлениями. Тест может применяться при обследовании лиц с любым языковым и социокультурным фоном, с любым уровнем речевого развития, что создает преимущества его использования при обследовании детей с речевыми нарушениями первичного характера.
Цветной вариант матриц предназначен для обследования детей от 5 до 11 лет. Он состоит из трех серий А, АВ, В, в каждой серии 12 заданий. В процессе выполнения заданий теста проявляются три основных психических процесса : внимание, восприятие и мышление. В результате анализа ответов испытуемых можно судить об уровне развития у них наглядных форм мышления.
28 из 36 заданий направлены на выявление сформированности операций дополнения до целого, на установление тождества, «чувства» симметрии (с учетом принципа центральной и осевой симметрии, а 8 заданий (А11, A12, АВ12, В8–В12) способствуют определению сформированности мыслительных операций (установление отношений по принципу решения простых и сложных аналогий). Количество решенных аналогий может быть важным показателем при дифференциации задержки психического развития и олигофрении.
Тест можно применять для индивидуального и группового обследования детей. При индивидуальном тестировании детей от 5 до 8 лет результаты решения заданий записывает специалист, проводящий обследование. Дети старше 8 лет могут фиксировать свои ответы в протоколе самостоятельно. Тест может быть использован также в качестве задания на определение скорости (с ограничением времени выполнения) и результативности (без ограничения времени) (Дж. Равен, 1963).
Инструкцию сообщают испытуемому в доступной для него форме и указывают на наличие «пробела» в матрице («коврике») и необходимость его заполнения подходящим вкладышем – «кусочком» из шести предложенных вариантов.
Работа начинается с задания А1.
Инструкция: «Посмотри сюда (показываем верхнюю картинку). Здесь в рамке рисунок коврика, у которого недостает одной части. Ее отсюда вырезали. Каждый из этих кусочков (показываем все по очереди) имеет одинаковый вид, по которому они подходят для пустого промежутка, но только один из них правильный полностью. Посмотри:
№ 1 – форма правильная, но образец неверный, № 2 – вообще нет образца, № 6 – почти верный, но тоже не подходит (указываем в белое место) и т. д. Только один из них верен. Покажи тот кусочек, который полностью подходит».
После нахождения правильного ответа ребенку предлагают следующее задание. В случаях неудач следует возвратиться к демонстрации решения задания А1. Равен рекомендует также применять «задвижную» форму теста. По мнению автора, нет необходимости приводить инструкцию полностью к каждому заданию. Ее можно сократить, упростить.
Обработка и оценка результатов исследования
Обработка результатов исследования включает сравнение с ключом (табл. 3). За каждое правильное решение начисляется 1 балл. Суммарное количество баллов подсчитывается по 35 заданиям (начиная с А2) и является основным показателем, который интерпретируется путем сравнения с нормами для данного возраста. Для каждой суммы баллов предусмотрено определенное распределение правильных результатов по отдельным сериям. При этом существует допустимый «индекс вариабельности».
«Индекс вариабельности» определяют исходя из таблиц распределения числа правильных решений в каждой из трех серий. Варианты распределения решений в сериях были получены эмпирическим путем при анализе выполнения теста испытуемыми из выборки стандартизации. Варианты распределения по таблице определяются в соответствии с общей суммой баллов во всех сериях. Табличное распределение сравнивают с полученным в конкретном случае, разности ожидания и наличных оценок в каждой серии (без учета знака) суммируют. Полученная величина и является «индексом вариабельности».
Таблица 3
Ключ к тесту Равена
А1 – 4 АВ1 – 4 В1 – 2
А2 – 5 АВ2 – 5 В2 – 6
А3 – 1 АВ3 – 1 В3 – 1
А4 – 2 АВ4 – 6 В4 – 2
А5 – 6 АВ5 – 2 В5 – 1
А6 – 3 АВ6 – 1 В6 – 3
А7 – 6 АВ7 – 3 В7 – 5
А8 – 2 АВ8 – 4 В8 – 6
А9 – 1 АВ9 – 6 В9 – 4
А10 – 3 АВ10 – 3 В10 – 3
А11 – 5 АВ11 – 5 В11 – 4
А12 – 4 АВ12 – 2 В12 – 5
Например. При общей оценке 23 «сырых» балла оценки по отдельным сериям распределяются следующим образом: А-9; АВ-8; В-5. В данном случае А-10; АВ-8; В-6 (табл. 4). Под- считывается «индекс вариабельности» : 10–9 = 1; 8–8 = 0; 6–5 = 1. В результате подсчета «индекс вариабельности» равен 2.
Таблица 4
Нормальное распределение результатов в отдельных сериях
Общая сумма А Ав В Общая сумма А Ав В
10 5 3 2 23 9 8 6
11 6 3 2 24 10 8 6
12 7 3 2 25 10 9 6
13 7 3 3 26 10 9 7
14 7 4 3 27 10 10 7
15 7 4 4 28 10 10. 8
16 8 4 4 29 11 10 8
17 8 5 4 30 11 10 9
18 8 6 4 31 11 10 10
Окончание табл. 4
Общая сумма А Ав В Общая сумма А Ав В
19 8 б 5 32 11 11 10
20 8 7 5 33 11 11 11
21 9 8 5 34 12 11 11
22 9 8 5 35 12 12 11
Нормальные значения индекса в пределах 0–4 свидетельствуют о достоверности результата исследования. При увеличении индекса до критического значения (7 и более) данные теста считаются недостоверными.
В соответствии с суммой правильных решений и «индексом вариабельности» уровень развития интеллекта можно выразить с помощью:
А – процентильной шкалы;
В – процентной шкалы (табл. 5).
Процентиль – стандартная мера успешности выполнения задания. Он характеризует количество испытуемых в процентном отношении по всей обследованной выборке, получивших за выполнение заданий данный или более низ- кий балл.
Таблица 5
Оценка результатов по тесту Равена
(процентная шкала – В)
Оценка результатов Условия
Очень высокий Если результат 95% и выше
Хороший Если результат 75% и выше
Средний Если результат в границах выше 25% –
ниже 75%
Выше среднего Если результат выше среднего арифметического для данного возраста
Ниже среднего Если результат ниже среднего арифметического для данного возраста
Слабый Если результат 25% и ниже
Очень слабый Если результат 5% и ниже
Матрицы Равена используются как интеллектуальный тест, однако он является информативным в отношении уровня сформированности произвольной регуляции деятельности в целом и произвольной регуляции психических функций в частности. Выводы относительно данных регулятивных действий можно сделать на основании качественной оценки результатов теста.
Цель методики – выявление развития регулятивных действий при нахождении недостающего элемента матрицы. Оцениваемые универсальные учебные действия (УУД) : целенаправленность; работоспособность, контроль, коррекция; познавательные действия: сравнение, анализ,
синтез, аналогия.
Для диагностики регулятивных действий учитываются следующие качественные показатели.
Показатели и уровни развития регулятивных действий:
1) волевая саморегуляция:
а) утомляемость ребенка при работе с матрицами. Психолог должен отметить в протоколе, на какой мину-
те у ребенка появились признаки утомления (начал отвлекаться на посторонние предметы, смотреть по сторонам, за- давать вопросы о времени окончания тестирования и т. д.);
б) темп деятельности и его изменения:
• особенности темпа деятельности по длительности выполнения задания:
возрастание по мере «врабатываемости» – 1 балл,
замедление по мере утомления – 0 баллов,
• особенности изменения темпа деятельности по мере увеличения сложности заданий:
повышается – 2 балла,
остается неизменным – 1 балл,
снижается – 0 баллов;
2) стратегия деятельности:
целенаправленное, последовательное выполнение заданий – 3 балла,
действия методом проб и ошибок, то есть достаточно целенаправленные действия (может, даже неверные,
но с частичным учетом проведенных проб и сделанных ошибок – 2 балла,
хаотическое выполнение заданий, то есть деятельность без учета результативности выполнения собственных попыток, ошибок, проб – 1 балл;
3) планирование (оценивается на основе ответов ребенка о найденной им закономерности, после выполнения каждой матрицы. Если ребенок может объяснить способ выполнения задания, т. е. выявил необходимую закономерность, психолог делает вывод, что ребенок осуществляет предвари- тельное планирование) :
• осуществляет – 2 балла,
• осуществляет частично – 1 балл,
• не осуществляет – 0 баллов;
4) контроль выполнения деятельности:
осуществляет постоянно – 2 балла,
осуществляет периодически – 1 балл,
не осуществляет – 0 баллов;
5) коррекция выполнения заданий:
осуществляет постоянно – 2 балла,
осуществляет периодически – 1 балл,
не осуществляет – 0 баллов.
Если ребенок затрудняется в выполнении какой-либо матрицы, психолог предлагает ему помощь. Для исключения возможности отгадывания варианта ответа по тесту необходимо просить объяснить найденную закономерность.
Предлагаем примерные вопросы, задаваемые психологом, в ситуации оказания помощи (не обязательно задавать ребенку все предлагаемые вопросы одного вида помощи, возможно, уже первый вопрос поможет ребенку выполнить задание) при выполнении задания 7 серии С (С7) :
1) стимулирующая помощь:
• подумай;
• что не так?
• посмотри еще раз;
• нужно стараться все делать самому и др. ;
2) эмоционально-регулирующая помощь:
• хорошо, продолжай;
• у тебя все получится;
• ты умный, ты все умеешь и др. ;
• невербальные средства (взгляд, кивок, улыбка, покачивание головы);
3) направляющая помощь:
• что здесь изображено?
• какие квадраты расположены на коврике?
• как расположены маленькие квадраты внутри больших?
• как расположены маленькие квадраты внутри боль-
по вертикали?
• как расположены маленькие квадраты внутри больших по горизонтали?
• как надо расположить маленький квадрат в боль-
шом, в заплатке, чтобы заплатка подошла к коврику?
4) организующая:
• в какой части большого квадрата расположены маленькие квадраты (сверху, в середине, снизу) в верх- нем горизонтальном ряду?
• в какой части большого квадрата расположены ма-
ленькие квадраты (сверху, в середине, снизу) в среднем горизонтальном ряду?
• в какой части большого квадрата расположены ма-
ленькие квадраты (сверху, в середине, снизу) в нижнем горизонтальном ряду?
• значит, в недостающем кусочке коврика, в какой
части большого квадрата должен быть расположен маленький квадрат (сверху, в середине, снизу?
• в какой части большого квадрата расположены ма-
ленькие квадраты (справа, в центре, слева) в левом вертикальном ряду?
• в какой части большого квадрата расположены ма-
ленькие квадраты (справа, в центре, слева) в среднем вертикальном ряду?
• в какой части большого квадрата расположены ма-
ленькие квадраты (справа, в центре, слева) в правом вертикальном ряду?
• значит, в недостающем кусочке коврика в какой части большого квадрата должен быть расположен маленький квадрат (справа, в центре, слева?
• объедини свои предположения на основании горизон-
тального и вертикального расположения маленького квадрата в большом в недостающем кусочке коврика;
5) обучающая: оказывая этот вид помощи, экспериментатор показывает и объясняет, что и как делать.
После того как ребенок принял необходимый ему вид по- мощи, продвинувший его в выполнении задания, психолог начисляет баллы :
• за принятие стимулирующей или эмоционально-регулирующей помощи и правильное в связи с этим выполнение задания ребенку начисляется 0,75 балла;
• за принятие направляющей помощи и правильное
выполнение задания ребенку начисляется 0,5 балла;
• за принятие организующей помощи и правильное выполнение задания ребенку начисляется 0,25 балла;
• за оказание психологом обучающей помощи ребенок
получает 0 баллов.
Полученные в результате помощи баллы суммируются и дополнительно складываются с основными баллами, полученными ребенком вне ситуации оказания помощи. В результате по тесту получаем три количественных результата: 1) баллы «без помощи»; 2) баллы «с помощью»; 3) общий балл. Степень развития интеллекта ребенка оценивается только по баллам «без помощи». Полученные баллы «с помощью» позволяют сделать вывод относительно зоны ближайшего развития ребенка.