марина гапоненко
Методическая разработка консультации для воспитателей по ознакомлению со сказками детей разного дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей из опыта работы
на тему:
«Методическая разработка по ознакомлению детей со сказками разного дошкольного возраста».
Публикация «Методическая разработка консультации для воспитателей по ознакомлению со сказками детей разного дошкольного возраста» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Темочки
Приведенная ниже информация позволяет нам четко спланировать работу по ознакомлению со сказками с детьми разного дошкольного возраста.
Детям 3-го года (раннего возраста) жизни сказки следует не читать, а рассказывать (с 2-3 повторениями). Чтобы поддержать внимание малышей, мы по ходу рассказывания предлагаем им выполнить имитационные движения (показать, как дед и бабка тянут-потянут, но не могут вытянуть репку; как мышка махнула хвостиком и задела яичко, используем разнообразные наглядные пособия (фигурки настольного театра, картинки на фланелеграфе, игрушки. Рассказав сказку 1-2 раза, помогаем малышам припомнить ее содержание и параллельно даем задания, которые позволяют ребенку сменить позу, подвигаться (показать, какая большая была репка; попрыгать на лугу, как козлятки). Вслед за воспитателем дети повторяют отрывки из текста, наиболее интересные в плане обогащения речи («Мышка бежала, хвостиком махнула»; «Затрещал теремок, упал на бок и весь развалился»; «Козлятушки, детятушки, отопритеся, отворитеся!»). Надо предусматривать задания, требующие от детей несложного анализа содержания сказки. Например, воспитатель с помощью фланелеграфа показывает, как тянут репку дед, бабка, внучка, медвежонок, кошка и ежик. Малыши должны заметить, что здесь не так, объяснить, а затем восстановить порядок, заменив медвежонка и ежа собачкой и мышкой. Восприятие некоторых сказок, например русской народной сказки «Колобок», идет успешнее, если проводится предварительная подготовка. За 1-2 дня до занятия с детьми рассматривают иллюстрации к сказке (лучше, выполненные Ю. Васнецовым или Е. Рачевым, читают песню колобка. Или перед тем, например, как рассказать сказку «Волк и козлятки», мы показываем иллюстрации и характеризуем персонажей: «козлятки маленькие, волк большой, очень страшный…». Дети узнают и запоминают, что коза уходила «есть травку шелковую, пить воду студеную». А уже затем предлагаем послушать сказку «про козу, умных и послушных маленьких козлят и страшного, большого злого волка». Занятия можно заканчивать инсценированием сказки, а также самостоятельными играми детей с фигурками настольного театра, картинками, в процессе которых они воспроизводят отдельные слова и фразы, принадлежащие персонажам. Воспитатель должен принимать активное участие в этих играх. Ежемесячно следует планировать повторение сказок на занятиях. Рассказав сказку сначала целиком, педагог пересказывает затем отдельные эпизоды, побуждая детей к активному участию. Обязательны задания, способствующие формированию интонационной выразительности речи (утешить стариков, лишившихся золотого яичка: «Не плачь, дед, не плачь, баба»; произнести слова «Терем-теремок, кто в тереме живет?» от лица медведя, мышки, зайчика и др). При повторении сказок нужно привлекать детей к драматизации отдельных эпизодов. Правда, малыши нередко забывают роли, не всегда согласуют свои действия с действиями партнеров, но эти трудности не должны смущать воспитателя. Знакомые детям сказки педагог может рассказывать без наглядного сопровождения.
Детей 4-го года жизни (вторая младшая группа) мы приучаем слушать сказки, воспитываем умение воспроизводить последовательность описанных в произведении событий с помощью 3-4 вопросов.
Известно, что использование различных средств наглядности помогает сконцентрировать внимание детей, включить их в активную работу. Вот почему занятия с младшими дошкольниками мы стараемся начинать с демонстрации игрушек, предметов, иллюстраций В тех или иных случаях, когда показ нецелесообразен, сообщаем детям, что знакомим их с новой интересной книжкой (сказкой). Называть жанр произведения обязательно.
Детям 4-го года жизни (вторая младшая группа) народные сказки мы стараемся больше рассказывать, чем читать. В беседах по прочитанному традиционным считается вопрос «Как называется новое произведение?». Надо помнить, что маленький ребенок не всегда может дать на него точный ответ. Приемлемыми для детей этого возраста следует считать ответы типа «Рассказали сказку про петушка»; «Читали про Машу, она заблудилась в лесу… и про медведя» и т. п. Получив подобный ответ, мы сообщаем правильное название произведения и предлагает повторить его. Мы неоднократно возвращается к произведению, зачитывая (рассказывая) отрывки, наиболее ценные в информативном и языковом отношениях. Это помогает детям глубже прочувствовать содержание, художественное своеобразие произведения. Так, мы (воспитатели) повторяем описание следующего эпизода в русской народной сказки «Маша и медведь» : «Вернулся вечером медведь, увидал Машеньку, обрадовался: «Ага, - говорит, - теперь не отпущу тебя. Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить.» Далее спрашиваем, что медведь велел делать Машеньке. И снова повторяем отрывок, делая паузы, во время которых дети вставляют нужные слова: «Будешь печку…» (Топить»). «Будешь …» («Кашу варить»). «Меня…» («Кашей кормить»). Занятия по чтению и рассказыванию могут заканчиваться по-разному : прослушиванием концовки сказки в записи (К. Чуковский, «Мойдодыр»); инсценированием наиболее интересного в языковом отношении отрывка; рассматриванием иллюстраций к произведению и т. п… На последующих занятиях напоминаем детям 2-3 отрывка.
Итак, в младших группах необходимо учить детей слушать сказки, следить за развитием действия в ней, сопереживать героям произведения. Важно объяснить детям поступки персонажей и последствия этих поступков, повторить наиболее интересные, выразительные отрывки и дать возможность детям договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы. После слушания сказок «Колобок», «Козлятки и волк», «Петух и лиса» можно предложить детям повторить песенки действующих лиц. Сказки знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. Ребенок легко запоминает такие образы, как «Козлятушки-ребятушки», «Петушок- золотой гребешок», «Коза-дереза» и др.
В средней группе продолжаем знакомить детей со сказками, учим отвечать на вопросы по содержанию текста, оценивать поступки героев, характеризовать некоторые нравственные качества (трудолюбивый, добрый смелый). С новыми сказками знакомим 2 раза в месяц. Беседа по содержанию прочитанного занимает теперь значительно больше времени. Она должна помочь ребенку понять содержание произведения, разобраться в поступках героев, заметить своеобразие языка. Вопросы воспитателя должны направить мысль ребенка на поиски информации, позволяющей обобщать факты и события, находить ключ к правильной оценке поступков героев. В начале года, задавая вопрос, предлагаем детям на выбор слова, которые они смогут использовать при ответе («Какие в этой сказке звери : сердитые? злые? добрые? Гостеприимные?»). Постепенно приучаем дошкольников самостоятельно находить нужные характеристики. К концу второго полугодия дети должны уметь находить для характеристики персонажа 4-5 определений, выбирая наиболее точные и емкие. Детям этого возраста свойственна потребность дать оценку сказке. Педагог должен помочь им в этом («Пока я читала книгу, вы все время смеялись. Значит, это не грустная и не страшная книга, а?» - «Веселая, смешная»). Пятый год жизни чрезвычайно благоприятен для развития у детей языкового чутья. Большую роль в этом развитии играет доступный ребенку анализ произведений с позиций образности и выразительности языка. Во время чтения произведения воспитателю следует выделять наиболее яркие в образном отношении слова и фразы. Однако для того чтобы они стали достоянием детской речи, необходимо предоставить ребенку возможность многократно повторить их. Например, начинаем фразу, а дети заканчивают: «Кот лапкой слезы утирает. Петя?» - «Крылышком подбирает». Затем они изображают кота, утирающего лапкой слезы, петушка, крылышком смахивающего слезу, и снова повторяют описание (рус. нар. сказка «Жихарка»). Мы постоянно приучаем воспитанников не только следить за ходом событий, но и замечать новые слова, необычные сравнения. После чтения дети обычно находятся под сильным впечатлением от прослушанного и хотят, чтобы почитали еще. За неимением времени вынуждены ограничиваться чтением отрывков из произведения. Уже сначала года следует привлекать детей к выбору этих отрывков. Сначала они называют лишь персонаж, со временем овладевают умением формулировать суть отрывка. Выбор отрывка - трудная, но чрезвычайно полезная для ребенка деятельность. Заявки воспитанников помогают нам проанализировать, как воспринята и осмыслена сказка, а самим детям – разобраться в новом произведении.
Итак, в этом возрасте у детей улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Необходимо фиксировать внимание детей не только на содержание сказки, но и на некоторые особенности литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения). После рассказывания сказок необходимо учить детей среднего дошкольного возраста отвечать на вопросы, связанные с содержанием. Очень важно после чтения сказки правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное - действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам.
В старшей группе у детей необходимо продолжать развивать интерес и любовь к художественной литературе, воспитывать способность замечать некоторые выразительные средства, учить мотивировать свое отношение к героям произведения. Сказки детям в этом возрасте рассказывают и читают, дают прослушивать в грамзаписи. Подготовка дошкольников к восприятию новой сказки может осуществляться на занятии непосредственно перед чтением (рассказыванием) или накануне. Советуем использовать самые разные приемы :
- в книжный уголок помещают новую книгу. Дети самостоятельно рассматривают иллюстрации, пробуют определить, что это за сказка, о чем она. В начале занятия педагог расспрашивает воспитанников об их предложениях, хвалит за наблюдательность; называет произведение;
- педагог показывает предметы, о которых упоминается в сказке и которые дети не знают, называет, объясняет назначение;
- воспитатель предлагает, ориентируясь на название сказки, угадать, как она начинается и чем заканчивается. Слушая произведение, дети сверяют предложенные ими варианты с оригиналом. После чтения (рассказывания) обязательна беседа по содержанию произведения. Лучшему усвоению содержания сказки и запоминанию детьми текста способствуют следующие приемы:
- вопросы воспитателя;
- рассматривание иллюстраций к произведению;
- демонстрация рисунков и аппликационных панно, на которых изображены герои сказки, различные эпизоды. Например, воспитатель предлагает детям закрыть глаза и представить себе козлика из сказки «Серебряное копытце» П. Бажова. Показывает рисунок. «Это не он, - говорят дети, - у сказочного козлика на правой передней ноге серебряное копытце, ножки тоненькие, головка легонькая, на рожках по пять веток». Педагог еще раз просит воспитанников закрыть глаза и заменяет прежний рисунок новым (козлик с серебряным копытцем, из-под которого разлетаются драгоценные камни);
- словесные зарисовки. Детям предлагают вообразить себя художниками-иллюстраторами, подумать и рассказать, какие картинки они нарисовали бы к сказке. Заслушивая высказывания, педагог задает уточняющие вопросы;
- чтение отрывков из текста по заявкам детей.
Для того, чтобы дети почувствовали особенности данного жанра, язык произведения, воспитатель может использовать следующие приемы:
- по просьбе педагога дети припоминают и рассказывают о самом смешном эпизоде, самом грустном, самом страшном и т. п. ;
- воспитатель напоминает один из эпизодов, просит рассказать о нем подробнее, затем зачитывает текст, а дети договаривают концовки предложений (Взяла мышка да и?» - «Кинулась в горшок»);
- драматизация отрывков, наиболее интересных в плане обогащения и активизации словарного запаса.
Итак, дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание сказок. В этом возрасте рекомендуем прививать интерес к чтению больших произведений (по главам) : А. Пушкин "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могущем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди"; П. Бажов "Серебряное копытце" и др. Необходимо продолжать воспитывать читателя, способного испытывать сострадание к героям, побуждать детей рассказывать о своем восприятии конкретного поступка персонажа, помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев. Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились образы.
В подготовительной группе у детей нужно продолжать развивать интерес к художественной литературе, учить понимать идею произведения, оценивать поступки героев, замечать средства художественной выразительности. Известно, что поток информации, которую ежедневно усваивают дети, чрезвычайно велик. Поэтому зачастую они легко забывают название произведения, фамилии автора и художника-оформителя. Учитывая данное обстоятельство, советуем начинать каждое занятие по ознакомлению с художественной литературой с повторения пройденного материала («Сегодня я познакомлю вас с русской народной сказкой «Царевна-лягушка». А какие другие народные сказки вам читали и рассказывали, давали прослушать в записи? и т. п.). В этой группе усложняется беседа по содержанию прочитанного, так как ребенок 7-го года жизни воспринимает содержание произведения более осознанно и эмоционально. Он легко запоминает последовательность событий, самостоятельно выделяет художественные средства. Полезно давать детям задания воспроизвести и запомнить наиболее ценные в художественном отношении отрывки. Этим создается специальная речевая среда, благоприятная для успешного освоения лексики и синтаксиса. Вопросы, намеченные для беседы, должны выявлять отношение детей к произведению в целом, к поступкам героев, направлять на мотивированные оценки описанных событий.
Итак, в подготовительной группе рекомендуем продолжать пополнять литературный багаж сказками. Когда запас сказок, которые дети знают и умеют рассказывать, станет достаточно богатым, когда ребенок на элементарном уровне осознает характерные особенности этого жанра (фантастический вымысел, очеловечивание животных, растений, предметов и др., традиционность приемов построения сказочного сюжета (присказка, зачин, концовка и др., можно перейти к сочинению сказок.
Рассказать детям, что есть не только люди, которые хорошо рассказывают сказки - сказители, но и те, кто сами их сочиняют - сказочники. Дошкольники с удовольствием и активно откликаются на предложение воспитателя стать сказочниками, придумывать свои сказки. Однако умение самостоятельно придумывать связные, законченные сказочные сюжеты формируется не сразу. Нужно учить ребенка приемам сочинения: обдумыванию замысла, образов, логическому развертыванию сюжета, завершению его.
Таким образом, на протяжении всего дошкольного возраста мы учим детей слушать, воспринимать и понимать сказку. При использовании сказки мы опираемся на принцип вариативности, учитывая возрастные особенности.
Таким образом, можно сделать вывод, что невозможно воспитывать на сказках бессистемно, от случая к случаю. Необходимо найти педагогическую сущность тех или иных сказок, их воспитательные возможности, обязательно соотнося с требованиями времени. При правильном подборе сказок с учетом возрастных особенностей детей, идейно-художественной ценности произведения и правильной организации последующей деятельности детей, сказки могут оказывать огромное воспитательное воздействие на ребенка.
Закончить хочется словами Л. Н. Толстого: «Сказки позволяют малышу впервые испытать стойкость и храбрость, увидеть добро и зло. Сказки утверждают ребенка в правильном отношении к миру».