Галина Прелова
Методическая разработка программы для детей дошкольного возраста «Здоровый ребенок»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка детей дошкольного возраста «Здоровый ребенок»
ВВЕДЕНИЕ
Цель программы :
Охрана и укрепление здоровья детей. Совершенствование форм профилактической работы с детьми во взаимодействии с педагогическим коллективом, медицинским персоналом и родителями.
Задачи программы :
1. Поиск эффективных мер, направленных на обеспечение психофизического благополучия и снижение роста заболеваемости детей дошкольного возраста.
Публикация «Методическая разработка программы для детей дошкольного возраста „Здоровый ребенок“» размещена в разделах
2. Создание оптимальных условий для реализации комплексно-оздоровительной программы мероприятий.
3. Развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста.
4. Создание условий для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни.
Основные направления программы :
1. Организация двигательной активности.
2. Формы работы с педагогическим коллективом и обслуживающим персоналом.
3. Перспективное планирование физкультурных занятий.
4. Диагностика двигательной сферы ребенка.
5. Оздоровительно-профилактическая работа с детьми.
6. Планирование занятий по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.
7. Взаимодействие с семьей по воспитанию здоровья ребенка.
Совет программы.
В состав Совета программы входят следующие специалисты: заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе, врач - педиатр, старшая медицинская сестра, педагог - психолог, воспитатель по физической культуре. Основной целью деятельности Совета программы является анализ, регулирование и контроль по реализации задач оздоровления детей.
Аналитическая деятельность.
Определение уровня физического развития детей раннего возраста на момент поступления в детский сад.
Прием вновь поступивших детей в детский сад по комплексной адаптированной схеме.
Анализ заболеваемости за прошедший период и установление возможных причин их возникновения.
Изучение запросов родителей на оказание дополнительных оздоровительных услуг.
Активное вовлечение родителей в реализацию задач комплексно - оздоровительной программы.
Прогностическая деятельность.
Реализация оздоровительной программы в ее полном объеме в целях определения эффективности форм и содержания деятельности.
Выработка практических рекомендаций по планированию и организации комплексной программы оздоровительных мероприятий с учетом индивидуального физического развития каждого ребенка.
Снижение уровня заболеваемости.
I. ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
Режим двигательной активности, организованная педагогами, состоит из:
– физкультурных занятий;
– утренней гимнастики;
– гимнастики после дневного сна;
– ежедневной прогулки;
– музыкально-ритмических занятий;
– спортивного досуга;
– музыкальных развлечений;
– самостоятельной двигательной деятельности.
Занятия по физической культуре во всех дошкольных группах проводятся под руководством воспитателя по физической культуре два раза в неделю в спортивном зале и одно на воздухе под руководством воспитателя. Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребенка придается развитию движений и физической культуры детей именно на физкультурных занятиях. Причем, в каждом возрастном периоде они имеют разную направленность:
– маленьким детям они должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приемам элементарной страховки;
– в среднем возрасте развить физические качества (прежде всего, выносливость и силу);
– в старших группах сформировать потребность в движении, развить двигательные способности и самостоятельность и т. д.
Поэтому целесообразно использовать разнообразные варианты проведения физкультурных занятий:
– занятия по традиционной схеме;
– занятия на подвижных играх большой, средней и малой подвижности;
– занятия - тренировки в основных видах движений;
– ритмическая гимнастика занятия, состоящие из танцевальных движений;
– занятия-соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей;
– занятия-зачеты, во время которых дети сдают физкультурные нормы по выполнению основных движений на скорость, время, расстояние;
– самостоятельные занятия, когда ребенку предлагается вид движений, дается определенное время, и он самостоятельно тренируется, после чего педагог проверяет выполнение задания и др.
Чтобы физкультурные занятия были эффективны, необходимы следующие условия:
– построение занятия в соответствии с задачами на данный период, основными физиологическими принципами и уровнем подготовленности детей;
– использование педагогами разнообразных методических приемов и способов организации детей для выполнения упражнений с целью увеличения их двигательной активности;
– последовательность при обучении детей движениям, подбор и сочетание нового материала с повторением и закреплением усвоенного, распределение физической нагрузки на детский организм на протяжении всего занятия;
– развитие у детей физических и нравственно-волевых качеств личности;
– -использование разнообразного спортивного инвентаря, музыкального сопровождения, повышающих эмоциональное состояние и активность детей при выполнении упражнений.
На физкультурных занятиях детей обучают различным движениям, из которых потом составляются комплексы для утренней гимнастики.
Нагрузки на физкультурном занятии строго дозируются и контролируются медицинским персоналом и административной группой.
Для детей с различными патологиями осанки инструктор по физической культуре строго ограничивает нагрузки.
Утренняя гимнастика должна создать у детей хорошее настроение и поднять мышечный тонус. Она имеет большое оздоровительное значение при условии систематического ее выполнения детьми. В зависимости от физической подготовленности каждой возрастной группы детей, условий и места проведения утренней гимнастики вносятся изменения и дополнения в комплексы. Главное, чтобы дети были здоровыми и занимались с удовольствием.
Гимнастика после сна также помогает решить ряд проблем. Это в первую очередь, воспитание привычки здорового образа жизни, самоорганизованности. В ее комплекс закладываются упражнения по профилактике нарушений осанки.
Во время свободной деятельности дети в своих возрастных группах имеют возможность использовать любое физкультурное оборудование и атрибуты к подвижным играм по душе. Это приучает их к самостоятельности и самоорганизованности. В данном случае педагог не дает прямых указаний, а только использует совет и подсказку, может принять участие в самостоятельной двигательной деятельности детей.
II. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ И ОБСЛУЖИВАЮЩИМ ПЕРСОНАЛОМ.
На улучшение здоровья детей дошкольного возраста, их благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни ребенка в детском саду, заботливое и внимательное отношение к нему взрослых, высокое чувство ответственности всего коллектива за каждого воспитанника. Поэтому большое внимание уделяется подбору и расстановке кадров на группы с учетом их деловых качеств, опыта и психологической совместимости. Помня о том, что результаты физического развития детей зависят, прежде всего от профессиональной подготовки педагогов, их педагогических знаний, продумывается система всесторонней методической работы по совершенствованию мастерства воспитателей в сочетании с контролем за организацией воспитательно-образовательного процесса, что конкретно отражается в годовом плане дошкольного учреждения.
2.1. Организационное совещание с целью определения содержания и форм деятельности всех участников программы мероприятий, а также координации их деятельности. Сентябрь. IV неделя.
2.2. Диагностика состояния здоровья детей, разработка системы комплексной оценки состояния здоровья детей. IV квартал года.
2.3. Медико-психолого-педагогическое совещание:
Тема: Адаптация. Особенности адаптационного периода детей второго и третьего года жизни. Выработка практических рекомендаций по результатам адаптации. Ноябрь. II неделя.
Тема: Некоторые промежуточные итоги применения комплексной программы по оздоровлению детей с целью координации деятельности всех ее участников. Январь. IV неделя.
2.4. Коррекция режимов организации жизнедеятельности детей в детском саду с учетом требований Санитарных норм и правил. Октябрь. III неделя.
2.5. Консультации для сотрудников детского сада:
Тема: Роль правильного построения режима дня в дошкольном учреждении и семье на профилактику возникновения детских неврозов. Ноябрь. II неделя.
Тема: Роль проветривания при заболеваниях воздушно - капельными инфекциями. Декабрь. I неделя.
Тема Организация системы закаливающих мероприятий в целях профилактики простудных заболеваний. Январь. IV неделя.
Тема: Травматизм. Его виды, оказание первой медицинской помощи и его профилактика. Октябрь IV неделя.
Тема Особенности организации деятельности с детьми в летний период. Май. III неделя.
III. ДИАГНОСТИКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА
В качестве одной из характеристик достижений ребенка является развитие его двигательной сферы. Овладение определенными действиями, движениями (мелкими и крупными, соответствие двигательных умений некоторым минимальным возрастным нормам - необходимая характеристика развития ребенка.
Диагностика физической подготовленности детей проводится как в середине учебного года (промежуточные результаты, так и по его окончании. Фиксируются количественные и качественные показатели.
Карта достижений дошкольника в развитии двигательной сферы
Возрастная группа Крупная моторика Мелкая моторика
Младшая группа - стоять с закрытыми глазами15 сек: стопы по прямой линии, носок левой ноги примыкает к пятке правой.
- пройти по гимнастической скамейке.
- приседать б раз подряд в подвижном темпе.
перепрыгнуть с места через "барьер" высотой 5 см. - подбрасывать и ловить мяч двумя руками 3-4 раза подряд.
Средняя группа - стоять на одной ноге с открытыми глазами 15 сек.
- перешагнуть через рейки гимнастической лестницы высотой от пола 20 см.
- упражнение "велосипед".
подлезать под резинку боком, не касаясь пола руками резинка на уровне 50 см от пола. - отбивать мяч о землю одной рукой 5 раз подряд.
Старшая группа - стоять на одной ноге с закрытыми глазами 15 сек.
- пройти по скамейке, перешагивая набивные мячи.
- наклониться корпусом вперед6 раз подряд из положения лежа на спине.
- бегать с преодолением препятствий: обегать кегли, перепрыгивать через "барьеры", пролезать в обруч. - отбивать мяч о землю одной рукой 10 раз подряд не сходя с места.
Подготовительная к школе группа - стоять на цыпочках с открытыми глазами 10 сек.
- пройти на полупальцах по скамейки с набивным мешочком на голове.
- медленно приседать 4-5 раз подряд.
- "полоса препятствий" : обежать кегли, проползти по-пластунски, провести мяч ногами по "дорожке". - подбрасывать и ловить мяч двумя руками с хлопком.
IV. ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ
РАБОТА С ДЕТЬМИ
Она проводится по следующим направлениям:
- профилактические мероприятия;
- физкультурно-оздоровительные мероприятия и закаливание.
- Организация полноценного питания.
5.1. Профилактические мероприятия:
Профилактическая работа строится на основе анализа заболеваемости, диагностических данных состояния здоровья детей, уровня их физического развития.
сентябрь - экстракт элеутерококка 1 мес. по 1 кап. на год жизни
октябрь - отвар шиповника
- глюконат кальция 10 дней по 100 гр. в день
10 дней по 1 таб. в день
ноябрь - аскорбиновая кислота
- отвар клюквы с сахаром 10 дней по 1 др. в день
10 дней по 100 гр. в день
декабрь - оксолиновая мазь
- дибазол 10 дней в нос 1 раз в день
10 дней по 1/5таб. в день
январь - общее УФО
- отвар шиповника 20 дней 1 раз в день
10 дней по 100 гр. в день
февраль - поливитамины
- глюконат кальция 10 дней по 1 драже в день
10 дней по 1 таб. в день
март - экстракт элеутерококка 1 мес. по 1 кап. на год жизни
апрель - отвар клюквы с сахаром
- аскорбиновая кислота 10 дней по 100 гр. в день
10 дней по 1 драже в день
май - отвар шиповника
- поливитамины 10 дней по 100 гр. в день
10 дней 1 драже в день.
Помимо этого, ежедневно проводится витаминизация третьего блюда во время обеда, в период карантинных мероприятий по гриппу дети получают дополнительно лук и чеснок.
5.2. Осмотр специалистами:
- педиатр ясли
сад 1 раз в 3 мес.
1 раз в год.
- хирург дошкольные группы 1 раз в год.
- отоларинголог 3, 5, 7 лет 1 раз в год
- окулист 3, 5, 7 лет 1 раз в год
- невропатологи "Д" 3, 5, 7 лет 1 раз в год
- стоматолог 3-7 лет 1 раз в год.
5.3. Лабораторные исследования в период диспансеризации:
- общий анализ крови 1 раз в год.
- общий анализ мочи 1 раз в год.
- анализ на я/глист 1 раз в год.
- анализ на энтеробиоз 1 раз в год.
5.4. Иммунизация согласно графика прививочного плана.
5.5. Организация в группах дошкольного возраста занятий по основам безопасности жизнедеятельности детей.
5.6. Дополнительные физиотерапевтические мероприятия:
- ингаляции с травами;
- сканер терапия по назначению врача-педиатра;
- массаж грудной клетки и спины.
5.7. Физкультурно-оздоровительные мероприятия :
- ежедневные закаливающие процедуры:
* обмывание лица, шеи, рук до локтя прохладной водой после дневного сна;
* дорожка здоровья после дневного сна;
* физупражнения после дневного сна;
* контрастные воздушные и солнечные ванны.
- ежедневная дыхательная гимнастика;
- самомассаж после утренней гимнастики;
- физкультурные занятия: в спортзале 2 раза в неделю; на воздухе 1 раз в неделю;
- прием детей на воздухе/с учетом погодных условий/;
- организация «Дни здоровья» 1 раз в квартал;
- максимальное использование погодных условий для увеличения продолжительности прогулки ежедневно;
- обеспечение ежедневного оптимального двигательного режима в свободное от занятий время как в групповом помещении, так и вовремя организации прогулки;
- организация Дней здоровья ежемесячно с включением занятий по организации безопасности жизнедеятельности детей.
- организация цикла занятий с психологом дошкольного учреждения с целью профилактики психосоматических заболеваний.
Примечание: Система закаливания составляется и периодически корректируется медицинским персоналом дошкольного учреждения в соответствии с изменяющимися условиями, в том числе и погодными. Она последовательна: от щадящих процедур переходит к более интенсивным. Основной принцип - постепенное расширение зоны воздействия и увеличение времени проведения закаливающей процедуры. Предпочтение отдается контрастному воздушному закаливанию и хождению по дорожке здоровья. Важно отметить, что закаливание осуществляется только при полном здоровье детей и при отсутствии у ребенка отрицательных эмоциональных реакций /страха, плача, беспокойства/.
В жаркие дни дети обливаются водой не менее двух раз в день и дорожка здоровья переносится на улицу, то есть проводится она до захода детей с дневной прогулки.
Основная цель гимнастики после дневного сна - поднять настроение и мышечный тонус детей, а также обеспечить профилактику нарушений осанки. В основе подбора комплекса гимнастики лежит имеющийся у детей двигательный опыт и характер предыдущей физкультурной деятельности.
V. ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ОСНОВАМ
БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Программа "Основы безопасности детей дошкольного возраста" разработана на основе проекта государственных стандартов дошкольного образования. В соответствии с современными психолого - педагогическими ориентирами в ней даются примеры возможных занятий, способствующих более эффективному усвоению детьми соответствующего материала.
Тема № 1 "Ребенок и другие люди".
Ребенок должен понимать, что именно может быть опасным в общении с другими людьми.
1.1. О несовпадении приятной внешности и добрых намерений.
1.2. Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми.
1.3. Ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого.
1.4. Ребенок и другие дети, в том числе подростки.
1.5. Если "чужой" приходит в дом.
1.6. Ребенок как объект сексуального насилия.
Тема № 2 "Ребенок и природа".
Ребенок должен понимать взаимосвязи и взаимодействии всех природных объектов: Земля - наш общий дом, а человек - часть природы.
2.1. В природе все взаимосвязано.
2.2. Загрязнение окружающей среды.
2.3. Ухудшение экологической ситуации.
2.4. Бережное отношение к живой природе.
2.5. Ядовитые растения.
2.6. Контакты с животными.
2.7. Восстановление окружающей среды.
Тема № 3 "Ребенок дома".
Ребенок должен владеть знаниями о предметах домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей в отсутствии взрослых.
3.1. Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами.
3.2. Открытое окно, балкон как источник опасности.
3.3. Экстремальные ситуации в быту.
Тема № 4 "Здоровье ребенка".
Ребенок должен знать о том, что здоровье - это одна из главных ценностей жизни. Он должен думать о своем здоровье, знать свое тело, научиться заботиться о нем, не вредить своему организму.
Здоровье - главная ценность человеческой жизни.
Изучаем свой организм.
Прислушаемся к своему организму.
Ценности здорового образа жизни.
О профилактике заболеваний.
Навыки личной гигиены.
Забота о здоровье окружающих.
Поговорим о болезням.
Инфекционные болезни.
Врачи - наши друзья.
О роли лекарств и витаминов.
Правила первой помощи.
Тема № 5 "Эмоциональное благополучие ребенка".
Ребенок должен владеть способами выхода из конфликтных ситуаций, не доводя дело до силового решения.
5.1. Психическое здоровье.
5.2. Детские страхи.
5.3. Конфликты и ссоры между детьми.
Тема № 6 "Ребенок на улицах города"
6.1. Ребенок должен знать правила дорожного движения.
6.2. Устройство проезжей части.
6.3. "Зебра", светофор и другие дорожные знаки для пешеходов.
6.4. Дорожные знаки для водителей и пешеходов.
6.5. Правила езды на велосипеде.
6.6. О работе Госавтоинспекции /ГИБДД/.
6.7. Милиционер - регулировщик.
6.8. Правила поведения в транспорте.
6.9. Если ребенок потерялся.
VI. ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ДЕТЕЙ
С ПЕДАГОГОМ-ПСИХОЛОГОМ
Программа занятий с детьми младшего дошкольного возраста направлена на развитие различных сторон психики ребенка (как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).
Тематика занятий на учебный год.
1. Музыкотерапия.
2. Песочная терапия.
3. Игровая терапия.
4. Психогимнастика.
Программа занятий с детьми старшего дошкольного возраста поможет ребенку подготовится к школьному обучению, приспособиться к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму, жизнедеятельности.
Тематика занятий на учебный год.
1. Умение владеть собой.
2. Язык жестов и движений.
3. Музыкотерапия.
4. Сказкотерапия.
5. Игровая терапия.
VII. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ
Работа с родителями строится на принципах преемственности семьи и дошкольного учреждения, а также на основе Родительского договора, который заключается с родителями каждого ребенка.
1. Организация анкетирования родителей.
2. Индивидуальное консультирование родителей (целевые и по запросу) по вопросам оздоровления детей с участием всех специалистов – в течение года.
3. Оформление информационного стенда для родителей в целях ознакомления с промежуточными показателями реализации программы оздоровления – ежеквартально.
4. Оформление папок-передвижек, санитарных бюллетеней на профилактические темы в период карантинных мероприятий во всех возрастных группах.
5. Консультации во всех возрастных группах на тему организации оптимального режима жизнедеятельности ребенка в семье – октябрь, 3 неделя.
6. Вовлечение родителей по организации активного отдыха детей – в течение года.