МААМ-картинки

«Методическая копилка»: Примерные игры с предметами, влияющие на развитие мелкой моторики в детском саду

Сардана Лугинова
«Методическая копилка»: Примерные игры с предметами, влияющие на развитие мелкой моторики в детском саду

Лугинова С. Г. – воспитатель МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления №56 «Пушинка» городского округа «город Якутск»

На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно еще не сформирована. Как показывают исследования, именно в этом возрасте необходимо развивать у детей память, восприятие, мышление, внимание. Практически все те, которые работают с детьми дошкольного возраста, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка, в том числе и для развития речи, умственных способностей.

Публикация «„Методическая копилка“: Примерные игры с предметами, влияющие на развитие мелкой моторики в детском саду» размещена в разделах

Наработанный педагогический опыт говорит о том, что начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Моторика – это совокупность двигательных реакций (общая моторика, мелкая моторика кистей и пальцев рук, артикуляторная моторика). Движение – это жизнь, этому нужно учить с раннего детства.

В дошкольных образовательных учреждениях Республики Саха (Якутия) накоплен достаточный опыт по развитию моторики у детей дошкольного возраста с помощью и национальных игр, посредством которых у детей появляется живой интерес к играм, развивается любознательность, усидчивость, где развитие моторики имеет важное значение. Мы на практике убеждаемся в уникальности и мудрости опыта наших предков, конечно, такие же методы имеются и у других народностей. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Ладушки – ладушки», «Сорока – ворока», «Мальчик – пальчик» и др. Среди национальных игр Якутии можно перечислить такие, как бисероплетение, хаамыска, деревянные палочки, кости и другие. Хаамыска (камушки) - это настольная игра, где дети учатся хватать пальцами самодельные деревянные квадратики или кругляшки.

Часто в нашем садике устраиваются соревнования, где дети вместе с родителями играют в хаамыску, девочки учатся вместе с мамами плести крупные бусы для себя и кукол. Движения рук, оперативное схватывание руками хаамыскы воспитывают у ребенка ловкость рук, быстрое реагирование, аналитический ум. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М. М. Кольцовой, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга. Все ученые, изучавшие психику детей, также отмечают большое стимулирующее влияние функций руки на развитие головного мозга.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Все это позволяет ему достичь социальной востребованности среди своих сверстников, развиваются такие качества, как уверенность в себе, умение выражать свое мнение и т. д.

Понимание педагогами и родителями значимости и сущности современной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформулировать навык письма. В последующем у ребенка формируются социальные компетенции, как умение себя презентовать, вести себя в обществе, которые позволят ребенку лучше адаптироваться в школьной жизни.

Актуальность работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник, в том числе и национальных игр способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка. В последующем формируются у ребенка социальные компетенции, которые необходимы для него для адаптации в школьной жизни.

Для того чтобы работа по развитию мелкой моторики была результативной в группах можно создавать развивающую среду, которая включает в себя такие компоненты:

• зона изодеятельности, которая содержит все необходимое для подготовки руки к письму (различные лекала, трафареты, различные предметы для экспериментирования в рисовании, пластилин, различные материалы поделок и другое);

• конструкторская зона, где сосредоточенны разнообразные конструкторы, мозаики, бросовый материал, различные инструменты, материалы поделок.

• родительская зона, которая размещена в раздевалке нашего детского сада.

Здесь оформлен уголок, где имеется необходимая информация по развитию мелкой моторики, там же выставляются выполненные работы детей.

ФОРМЫ РАБОТЫ:

беседы;

наблюдение;

работа в интернете, поиск необходимой литературы;

продуктивная деятельность детей с родителями, участниками;

подготовка презентации работы детей и родителей;

подведение итогов.

«Методическая копилка» :

Примерные игры с предметами, влияющие на развитие мелкой моторики

в детском саду :

«Мозаика», «Конструктор» -

Эта игра способствует интенсивному развитию движений пальцев рук. Идея мозаики заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.

Игры с бусинками : «Разноцветные бусы», «Сделаем куклам мамы» -

Эти игры помогут скоординировать движения обеих рук. Ребёнку предлагаются для нанизывания на верёвочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз-рука». В этой детской игре формируется не только ручная умелость, но и сенсорные эталоны (цвет, форма, величина). Начинаем обучение с более легких заданий: бусинки - крупные, диаметр шнурка большой; далее, чередование крупных и мелких бусинок; и совсем сложное задание, мелкие бусинки геометрических форм с очень маленьким отверстием и леска.

Игры-шнуровки -

Эти игры развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); способствуют развитию речи; развивают творческие способности; развивают усидчивость; игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе

Игры с крупами -

Применение крупе (гороху, рису, манке, гречке и т. д.) мы нашли не только в мозаике, но в других видах деятельности, развивающих мелкую моторику. Например, игра “Золушка” (дети перебирают перемешанную крупу, “Письмо на крупе”.

• Изготовление тематических поделок –

Изготовление простых поделок из доступного материала. Способствуют развитию творческих способностей, креативному мышлению, гибкости кистей, коллективной работе.

Внизу будет приведена методика проведения мастер – класса и алгоритм деятельности воспитателя и детей во время мастер – класса:

1. Мастер-класс №1.

Тема: Поделка из пряжи, гороха и природного материала. «Дерево из косички» или "Золотое дерево".

Задачи:

- научить детей плести косичку из пряжи,

- развивать речь через активацию движений пальцев рук, координировать движения обеих рук, развивать образное мышление и творческие способности, мелкую моторику рук,

- воспитывать терпение, усидчивость, аккуратность в работе.

Оборудование:

пряжа разных цветов (бежевый-оранжевый, черный- коричневый, белый-черный, ножницы обычные и фигурные, белый и цветной картон, сухие листья, горох дробленый, клей ПВА).

Рис. 1. Окончательный вид поделки: «Золотое дерево».

В результате проделанной работы дети должны получить примерно такой эскиз-натюрморт.

Рис. Необходимые материалы для изготовления натюрморта.

Для этого необходимы следующие материалы: пряжа разноцветная, ножницы, клей, разноцветные бумаги, сушеный горох, сухие листья.

Алгоритм изготовления поделки:

1. Необходимо нарезать нити длиннее задуманного листа, чуть разной длины.

Рис 1

3. Завязать на одной из концов не крепкий узелок и заплести косичку. Распределить " ветви" в свободном порядке и наклеить на клей ПВА, очень быстро и удобно клеить, клеем проводят тонкую линию будущей ветки и прикладывают к ней пряжу.

Рис 2.

4. Завязать на одной из концов не крепкий узелок и заплести косичку. Распределить " ветви" в свободном порядке и наклеить на клей ПВА, очень быстро и удобно клеить, клеем проводят тонкую линию будущей ветки и прикладывают к ней пряжу.

5. Затем наклеить дробленый горох на клей ПВА. Поломать сухие листья и наклеить внизу, осенний листопад укрыл землю.

6. Рамку можно попросить сделать вместе с родителями дома.

Мастер-класс №2.

Тема: Работа с бумагой и ватой (Аппликация, сминание и выравнивание бумажных комочков).

В этом занятии внимание нацелено на систему работы по развитию ручной моторики детей, в подборе необходимого материала, в разработке приемов и средств выполнении работы.

Ход занятия:

1. Заранее заготовленные бумажные макеты, например, собачки – пуделя. Объясняем, какой цвет имеет собачка – пудель;

2. Предлагаем детям придать бумажному макету нужный цвет и клеить бумагой белого цвета. Демонстрация заклеивания бумаги на бумажный макет (фото 1);

3. Для дальнейшей работы демонстрируем окончательный вариант продукта – заклеенного белой бумагой бумажного макета собачки – пуделя (фото 2);

4. После демонстрации и ознакомления дети самостоятельно начинают сминать бумажные комочки;

5. Затем дети этими бумажными комочками начинают клеить бумажный макет.

6. По окончании получат макеты собачки – пуделя.

ПЛАН РАБОТЫ по реализации авторской методической разработки по теме : «Примерные игры с предметами, влияющие на развитие мелкой моторики в детском саду»

Октябрь

Тема Цель Работа с детьми по развитию моторики Работа с родителями

1.«Мои ручки – мои помощники» Занятия по развитию кистей рук. Гимнастика рук – главный регулятор развития ребенка. Изучаем руки, пальцы. Выполняем упражнения. Повторение занятия дома.

2. Ручки имеют пальцы. Упражнения с пальцами. Работа с пальчиками. Первые навыки работы с пальцами.

Ноябрь

Тема Цель Работа с детьми по развитию моторики Работа с родителями

1. Работа с пластилинами Занятия по развитию кистей рук. Гимнастика рук – главный регулятор развития ребенка. Выполнение упражнений по развитию пальчиков. Повторение занятия дома.

2. Работа по катанию фигурок различной формы. Упражнения с пальцами. Работа с рукой, пальчиками. Первые навыки работы с рукой,пальцами.

Декабрь

Тема Цель Работа с детьми по развитию моторики Работа с родителями

1. Работа с ватными тампонами. Сминание. Занятия по развитию кистей рук. Гимнастика рук – главный регулятор развития ребенка. Выполнение упражнений по развитию пальчиков.

Беседа с детьми. Повторение занятия дома.

2. Игры-шнуровки Упражнения с пальцами, научиться завязывать шнурки в обуви. Работа с рукой, пальчиками, уметь завязывать шнурки обувей. Показ по шнурованию Репетиция по завязыванию шнурков.

3. Игры с крупами Упражнения с пальцами, научиться пальцами собирать крупу. Работа с рукой, пальчиками, уметь собрать крупу. Дома собрать крупу.

Январь

1. Игры с бусинками : «Разноцветные бусы», «Сделаем куклам мамы» Занятия по развитию кистей рук. Гимнастика рук – главный регулятор развития ребенка. Работа с различными бусами. Изготовление бус для мамы куклы. Докончить работу

2. Украшение с помощью бус. Воспитывать прекрасное у детей. Умение различать цвета бус. Работа с различными бусами. Изготовление бус для мамы куклы. Докончить работу. Выставка для родителей

Февраль

1. Игры с пластилином «Сделаем папе подарок» Занятия по развитию кистей рук. Гимнастика рук – главный регулятор развития ребенка. Работа с пластилином. Разминание. Изготовление подарок для папы. Докончить работу

2. Подарок ко Дню защитника. Воспитывать прекрасное у детей. Умение работать с пластилином. Работа с пластилином. Разминание. Изготовление подарок для папы. Докончить работу. Выставка работ для родителей.

Март

1. Игры с бусинками : «Разноцветные бусы», «Сделаем маме подарок ко дню 8 марта» Занятия по развитию кистей рук. Гимнастика рук – главный регулятор развития ребенка. Работа с различными бусами. Изготовление бус для мамы. Докончить работу. Выставка работ для родителей.

2. Украшение с помощью бус для мамы в честь 8 марта. Воспитывать прекрасное у детей. Умение различать цвета бус. Работа с различными бусами. Изготовление бус для мамы. Докончить работу. Выставка для родителей

Апрель

1. Изготовление тематических поделок.

Занятия по развитию кистей рук. Гимнастика рук – главный регулятор развития ребенка. Выполнение упражнений по развитию рук. Подбор материалов.

Беседа с детьми. Оказание помощи в подборе материала.

2. Изготовление натюрморта «Золотое дерево» Упражнения с пальцами, научиться работать со шнурками. Работа с рукой, пальчиками, уметь завязывать шнурки, нитей. Показ по шнурованию Репетиция по завязыванию шнурков.

Май

1. Работа с бумагой и ватой (Аппликация, сминание и выравнивание бумажных комочков). Занятия по развитию кистей рук. Гимнастика рук – главный регулятор развития ребенка. Выполнение упражнений по развитию рук. Подбор материалов.

Беседа с детьми. Оказание помощи в подборе материала.

2. Изготовление натюрморта «Белый пудель» Упражнения с пальцами, научиться работать с ватой, бумажными комочками. Работа с рукой, пальчиками, уметь работать с ватой, бумажными комочками. Выставка работ детей.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики дошкольников через дидактические игры Тема самообразования «Развитие мелкой моторики дошкольников через дидактические игры» Актуальность: В дошкольном возрасте работа.

Дидактические игры на развитие мелкой моторикиДидактические игры на развитие мелкой моторики Мелкая моторика - это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка пользоваться этими движениями - держать ложку, карандаш,застегивать.

Игры на развитие мелкой моторики пальцев рук «Рука это вышедший наружу головной мозг» (Философ, педагог Иммануил Кант, "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев".В. А. Сухомлинский.

Консультация для родителей «Игры на развитие мелкой моторики рук» Консультация для родителей «Игры на развитие мелкой моторики рук» Тонкая моторика - это разновидность движений, в которых участвуют мелкие.

Консультация для родителей «Игры на развитие мелкой моторики» Консультация для родителей "Игры на развитие мелкой моторики" Цель: -ознакомить родителей с понятием «мелкая моторика», -показать.

Консультация для родителей «Игры на развитие мелкой моторики рук» Консультация для родителей «Игры на развитие мелкой моторики рук» Тонкая моторика - это разновидность движений, в которых участвуют мелкие.

Мастер-класс для родителей в детском саду по развитию мелкой моторики рук «Веселые ладошки»Мастер-класс для родителей в детском саду по развитию мелкой моторики рук «Веселые ладошки» Мастер-класс для родителей в детском саду на тему «Веселые ладошки» Подготовила: воспитатель Горелова Л. Ю. МБДОУ детский сад «Тополек».

Методическая разработка по теме «Развитие мелкой моторики рук детей посредством пальчиковых и дидактических игр» Тема: «Развитие мелкой моторики рук посредством использования пальчиковых и дидактических игр». Актуальность: на начальном этапе жизни.

Развивающие игры для детей 3–5 лет на развитие мелкой моторики Волшебная шкатулка Игра развивает мелкую моторику, навыки классификацирования Необходимый инвентарь: шкатулка, мелкие предметы или игрушки.

Занимательные игровые упражнения с предметами для развития мелкой моторики у детейЗанимательные игровые упражнения с предметами для развития мелкой моторики у детей Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Методическая копилка»: Примерные игры с предметами, влияющие на развитие мелкой моторики в детском саду
Опубликовано: 25 ноября 2019 в 10:18
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД