МААМ-картинки

Метод наглядного моделирования в коррекционно-образовательной деятельности с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Наталья Жукова
Метод наглядного моделирования в коррекционно-образовательной деятельности с детьми с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы

Метод наглядного моделирования в коррекционно-образовательной деятельности с детьми с тяжелыми нарушениями речи

В современном обществе тенденция такова, что запросы школы и общества постоянно меняются, и ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации, ориентироваться в нем, стараться быть успешным и конкурентоспособным.

С каждым годом число детей с различными нарушениями в развитии увеличивается, в том числе с тяжелыми нарушениями речи. У таких детей помимо нарушений языковых средств общения, отмечается незрелость психических процессов, и дети испытывают большие трудности в процессе адаптации к школе, усвоении школьных программ. Таким образом, работа учителя-логопеда направлена на развитие и совершенствование языковых средств общения, всесторонне гармоничное развитие личности дошкольника, успешную подготовку к обучению в школе. Педагоги в свою очередь находятся в постоянном поиске новых наиболее продуктивных методов в коррекционно-образовательной деятельности.

Темочки:

Одним из таких методов, это метод наглядного моделирования. Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Чтобы правильно использовать модели, логопедам необходимо построить этапы работы с наглядным материалом, поскольку это помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, так как наглядный материал усваивается лучше вербального.

Опорные схемы и модели – это попытка задействовать зрительную, двигательную, ассоциативную память, следовательно, развивать умственные способности дошкольников.

Метод наглядного моделирования активно применяем в коррекционно-образовательной деятельности по :

- развитию связной речи и коммуникативных навыков;

- развитию и совершенствованию лексико-грамматического строя речи;

- развитию фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза, обучению элементам грамоты.

Внедрение данного метода влечет за собой обогащение и преобразование предметно-пространственной развивающей среды как в логопедическом кабинете, так и в групповом помещении. Она организуется таким образом, чтобы быть доступной, способствовать совершенствованию всех сторон речи, обеспечивать самостоятельность детей, стимулировать их активность и инициативность.

Дидактические игры и пособия, на основе наглядного моделирования обладают многофункциональностью, вариативностью, мобильностью в процессе использования.

Так на занятиях по развитию связной речи широко используются рассказы цепной организации предложений, придуманные на каждую лексическую тему. Сначала дети рассказывают по готовым схемам. А затем они самостоятельно составляют рассказы, используя предложенные логопедом карточки-модели и выстраивают их в нужной последовательности. Это позволяет преобразовывать рассказ из цепной организации предложений в рассказ по опорным картинкам. Далее в процессе обучения дошкольники самостоятельно моделируют рассказы, зарисовывая их в пустые карточки.

Развивая и совершенствуя лексико-грамматический строй речи, применяются дидактические игры и пособия, разработанные с использованием метода наглядного моделирования. Эти пособия многофункциональные, вариативные. В процессе работы с такими пособиями развивается не только грамматический строй речи, но и мелкая моторика (дети обводят изображенные предметы маркерами, выполняют различные штриховки). Пример: «Наполним корзины богатым урожаем» (дети маркером обводят фрукты по контуру, наносят штриховку, а далее ведут линии от фрукта в большую и маленькую корзины и упражняются в образовании уменьшительно-ласкательной формы сущ-х и употреблении в распространенных предложений с союзом. А: «Я сорвал с дерева большое яблоко и положу его в большую корзину, а маленькое яблочко в маленькую корзиночку» и пр.).

Игра «Овощи» направлена на согласование кол-х числит-х с сущ-ми и построение связных предложений (Это морковь. Она растет на грядке, значит морковь – это овощ).

Игры «Полезный обед и фруктовые угощения» (помогают упражняться в образовании относительных прилагательных посредством неоднократного проговаривания, а так же развивать мелкую моторику).

Игровые упражнения на согласование числительных с существительными: «Сосчитай», «Бросай-считай»

В коррекционно-образовательной деятельности по развитию фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза, обучению элементам грамоты активно применяются модели для характеристики звуков по акустико-артикуляционным признакам. Они представлены в виде готовых схем (это «Звукобуквенный цветок») и набора отдельных карточек-моделей для самостоятельной характеристики звука. Дети способны не только самостоятельно характеризовать звук, но и графически обозначать на шаблоне Звукобуквенного цветка. Используются условные модели при дифференциации твердости-мягкости согласных звуков.

Подготовка к обучению грамоте, так же не обходиться без использования приемов наглядного моделирования. Например: дидактическое пособие «Идем в гости к букве» или индивидуальные альбомы «Я учусь читать», в котором дети могут упражняться в навыках звукобуквенного анализа и синтеза.

Метод наглядного моделирования активно применяется при планировании групповых итоговых мероприятий и проектов. Где ребята самостоятельно придумывают и моделируют праздник, сценарий и этапы подготовки к этому событию, тем самым проявляют творческую активность, самостоятельность и инициативность.

Таким образом, использование метода наглядного моделирования в коррекционно-образовательной деятельности с детьми с ТНР :

- мотивирует и вызывает интерес к образовательной деятельности;

-облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью;

- учит детей видеть главное, систематизировать полученные знания, применяя графическую аналогию, развивает мыслительные и в целом психические процессы;

- развивает и совершенствует языковые средства общения у воспитанников и помогает при подготовке к обучению в школе.

Публикации по теме:

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС  Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка к школе. Среди показателей готовности к обучению выделяют.

Фотоотчёт о мастер-классе для педагогов «Метод моделирования в проектной деятельности»Фотоотчёт о мастер-классе для педагогов «Метод моделирования в проектной деятельности» Фотоотчёт о мастер-классе для педагогов «Метод моделирования в проектной деятельности» На недавно прошедшем в нашем МАДОУ «Золотая рыбка».

Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речиИспользование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи авторы: Светлана Савина, Лида Бронникова Социально значимой задачей в работе воспитателя дошкольных учреждений компенсирующего вида является.

Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопедаКинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 летКонспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 лет .

Конспект коррекционно-развивающей образовательной деятельности с детьми и родителями первой младшей группыКонспект коррекционно-развивающей образовательной деятельности с детьми и родителями первой младшей группы Цель: профилактика дезадаптации детей к условиям ДОУ. Задачи: Коррекционно-образовательные: 1. Обучить умению отвечать на вопросы. 2. Обучить.

Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речиЗначение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Метод наглядного моделирования в коррекционно-образовательной деятельности с детьми с тяжелыми нарушениями речи
Опубликовано: 15 мая 2024 в 08:43
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Метод наглядного моделирования в коррекционно-образовательной деятельности с детьми с тяжелыми нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Жукова (УИ 360041) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД