Лучший педагог года

Метод наглядного моделирования в коррекционно-образовательной деятельности с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Наталья Жукова
Метод наглядного моделирования в коррекционно-образовательной деятельности с детьми с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы

Метод наглядного моделирования в коррекционно-образовательной деятельности с детьми с тяжелыми нарушениями речи

В современном обществе тенденция такова, что запросы школы и общества постоянно меняются, и ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации, ориентироваться в нем, стараться быть успешным и конкурентоспособным.

С каждым годом число детей с различными нарушениями в развитии увеличивается, в том числе с тяжелыми нарушениями речи. У таких детей помимо нарушений языковых средств общения, отмечается незрелость психических процессов, и дети испытывают большие трудности в процессе адаптации к школе, усвоении школьных программ. Таким образом, работа учителя-логопеда направлена на развитие и совершенствование языковых средств общения, всесторонне гармоничное развитие личности дошкольника, успешную подготовку к обучению в школе. Педагоги в свою очередь находятся в постоянном поиске новых наиболее продуктивных методов в коррекционно-образовательной деятельности.

Публикация «Метод наглядного моделирования в коррекционно-образовательной деятельности с детьми с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах

Одним из таких методов, это метод наглядного моделирования. Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Чтобы правильно использовать модели, логопедам необходимо построить этапы работы с наглядным материалом, поскольку это помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, так как наглядный материал усваивается лучше вербального.

Опорные схемы и модели – это попытка задействовать зрительную, двигательную, ассоциативную память, следовательно, развивать умственные способности дошкольников.

Метод наглядного моделирования активно применяем в коррекционно-образовательной деятельности по :

- развитию связной речи и коммуникативных навыков;

- развитию и совершенствованию лексико-грамматического строя речи;

- развитию фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза, обучению элементам грамоты.

Внедрение данного метода влечет за собой обогащение и преобразование предметно-пространственной развивающей среды как в логопедическом кабинете, так и в групповом помещении. Она организуется таким образом, чтобы быть доступной, способствовать совершенствованию всех сторон речи, обеспечивать самостоятельность детей, стимулировать их активность и инициативность.

Дидактические игры и пособия, на основе наглядного моделирования обладают многофункциональностью, вариативностью, мобильностью в процессе использования.

Так на занятиях по развитию связной речи широко используются рассказы цепной организации предложений, придуманные на каждую лексическую тему. Сначала дети рассказывают по готовым схемам. А затем они самостоятельно составляют рассказы, используя предложенные логопедом карточки-модели и выстраивают их в нужной последовательности. Это позволяет преобразовывать рассказ из цепной организации предложений в рассказ по опорным картинкам. Далее в процессе обучения дошкольники самостоятельно моделируют рассказы, зарисовывая их в пустые карточки.

Развивая и совершенствуя лексико-грамматический строй речи, применяются дидактические игры и пособия, разработанные с использованием метода наглядного моделирования. Эти пособия многофункциональные, вариативные. В процессе работы с такими пособиями развивается не только грамматический строй речи, но и мелкая моторика (дети обводят изображенные предметы маркерами, выполняют различные штриховки). Пример: «Наполним корзины богатым урожаем» (дети маркером обводят фрукты по контуру, наносят штриховку, а далее ведут линии от фрукта в большую и маленькую корзины и упражняются в образовании уменьшительно-ласкательной формы сущ-х и употреблении в распространенных предложений с союзом. А: «Я сорвал с дерева большое яблоко и положу его в большую корзину, а маленькое яблочко в маленькую корзиночку» и пр.).

Игра «Овощи» направлена на согласование кол-х числит-х с сущ-ми и построение связных предложений (Это морковь. Она растет на грядке, значит морковь – это овощ).

Игры «Полезный обед и фруктовые угощения» (помогают упражняться в образовании относительных прилагательных посредством неоднократного проговаривания, а так же развивать мелкую моторику).

Игровые упражнения на согласование числительных с существительными: «Сосчитай», «Бросай-считай»

В коррекционно-образовательной деятельности по развитию фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза, обучению элементам грамоты активно применяются модели для характеристики звуков по акустико-артикуляционным признакам. Они представлены в виде готовых схем (это «Звукобуквенный цветок») и набора отдельных карточек-моделей для самостоятельной характеристики звука. Дети способны не только самостоятельно характеризовать звук, но и графически обозначать на шаблоне Звукобуквенного цветка. Используются условные модели при дифференциации твердости-мягкости согласных звуков.

Подготовка к обучению грамоте, так же не обходиться без использования приемов наглядного моделирования. Например: дидактическое пособие «Идем в гости к букве» или индивидуальные альбомы «Я учусь читать», в котором дети могут упражняться в навыках звукобуквенного анализа и синтеза.

Метод наглядного моделирования активно применяется при планировании групповых итоговых мероприятий и проектов. Где ребята самостоятельно придумывают и моделируют праздник, сценарий и этапы подготовки к этому событию, тем самым проявляют творческую активность, самостоятельность и инициативность.

Таким образом, использование метода наглядного моделирования в коррекционно-образовательной деятельности с детьми с ТНР :

- мотивирует и вызывает интерес к образовательной деятельности;

-облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью;

- учит детей видеть главное, систематизировать полученные знания, применяя графическую аналогию, развивает мыслительные и в целом психические процессы;

- развивает и совершенствует языковые средства общения у воспитанников и помогает при подготовке к обучению в школе.

Публикации по теме:

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС  Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка к школе. Среди показателей готовности к обучению выделяют.

Фотоотчёт о мастер-классе для педагогов «Метод моделирования в проектной деятельности»Фотоотчёт о мастер-классе для педагогов «Метод моделирования в проектной деятельности» Фотоотчёт о мастер-классе для педагогов «Метод моделирования в проектной деятельности» На недавно прошедшем в нашем МАДОУ «Золотая рыбка».

Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речиИспользование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи авторы: Светлана Савина, Лида Бронникова Социально значимой задачей в работе воспитателя дошкольных учреждений компенсирующего вида является.

Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопедаКинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 летКонспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 лет .

Конспект коррекционно-развивающей образовательной деятельности с детьми и родителями первой младшей группыКонспект коррекционно-развивающей образовательной деятельности с детьми и родителями первой младшей группы Цель: профилактика дезадаптации детей к условиям ДОУ. Задачи: Коррекционно-образовательные: 1. Обучить умению отвечать на вопросы. 2. Обучить.

Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речиЗначение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Метод наглядного моделирования в коррекционно-образовательной деятельности с детьми с тяжелыми нарушениями речи
Опубликовано: 15 мая 2024 в 08:43
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Метод наглядного моделирования в коррекционно-образовательной деятельности с детьми с тяжелыми нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Жукова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД