Наталья Жукова
Метод наглядного моделирования в коррекционно-образовательной деятельности с детьми с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Метод наглядного моделирования в коррекционно-образовательной деятельности с детьми с тяжелыми нарушениями речи
В современном обществе тенденция такова, что запросы школы и общества постоянно меняются, и ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации, ориентироваться в нем, стараться быть успешным и конкурентоспособным.
С каждым годом число детей с различными нарушениями в развитии увеличивается, в том числе с тяжелыми нарушениями речи. У таких детей помимо нарушений языковых средств общения, отмечается незрелость психических процессов, и дети испытывают большие трудности в процессе адаптации к школе, усвоении школьных программ. Таким образом, работа учителя-логопеда направлена на развитие и совершенствование языковых средств общения, всесторонне гармоничное развитие личности дошкольника, успешную подготовку к обучению в школе. Педагоги в свою очередь находятся в постоянном поиске новых наиболее продуктивных методов в коррекционно-образовательной деятельности.
Публикация «Метод наглядного моделирования в коррекционно-образовательной деятельности с детьми с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Одним из таких методов, это метод наглядного моделирования. Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Чтобы правильно использовать модели, логопедам необходимо построить этапы работы с наглядным материалом, поскольку это помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, так как наглядный материал усваивается лучше вербального.
Опорные схемы и модели – это попытка задействовать зрительную, двигательную, ассоциативную память, следовательно, развивать умственные способности дошкольников.
Метод наглядного моделирования активно применяем в коррекционно-образовательной деятельности по :
- развитию связной речи и коммуникативных навыков;
- развитию и совершенствованию лексико-грамматического строя речи;
- развитию фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза, обучению элементам грамоты.
Внедрение данного метода влечет за собой обогащение и преобразование предметно-пространственной развивающей среды как в логопедическом кабинете, так и в групповом помещении. Она организуется таким образом, чтобы быть доступной, способствовать совершенствованию всех сторон речи, обеспечивать самостоятельность детей, стимулировать их активность и инициативность.
Дидактические игры и пособия, на основе наглядного моделирования обладают многофункциональностью, вариативностью, мобильностью в процессе использования.
Так на занятиях по развитию связной речи широко используются рассказы цепной организации предложений, придуманные на каждую лексическую тему. Сначала дети рассказывают по готовым схемам. А затем они самостоятельно составляют рассказы, используя предложенные логопедом карточки-модели и выстраивают их в нужной последовательности. Это позволяет преобразовывать рассказ из цепной организации предложений в рассказ по опорным картинкам. Далее в процессе обучения дошкольники самостоятельно моделируют рассказы, зарисовывая их в пустые карточки.
Развивая и совершенствуя лексико-грамматический строй речи, применяются дидактические игры и пособия, разработанные с использованием метода наглядного моделирования. Эти пособия многофункциональные, вариативные. В процессе работы с такими пособиями развивается не только грамматический строй речи, но и мелкая моторика (дети обводят изображенные предметы маркерами, выполняют различные штриховки). Пример: «Наполним корзины богатым урожаем» (дети маркером обводят фрукты по контуру, наносят штриховку, а далее ведут линии от фрукта в большую и маленькую корзины и упражняются в образовании уменьшительно-ласкательной формы сущ-х и употреблении в распространенных предложений с союзом. А: «Я сорвал с дерева большое яблоко и положу его в большую корзину, а маленькое яблочко в маленькую корзиночку» и пр.).
Игра «Овощи» направлена на согласование кол-х числит-х с сущ-ми и построение связных предложений (Это морковь. Она растет на грядке, значит морковь – это овощ).
Игры «Полезный обед и фруктовые угощения» (помогают упражняться в образовании относительных прилагательных посредством неоднократного проговаривания, а так же развивать мелкую моторику).
Игровые упражнения на согласование числительных с существительными: «Сосчитай», «Бросай-считай»
В коррекционно-образовательной деятельности по развитию фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза, обучению элементам грамоты активно применяются модели для характеристики звуков по акустико-артикуляционным признакам. Они представлены в виде готовых схем (это «Звукобуквенный цветок») и набора отдельных карточек-моделей для самостоятельной характеристики звука. Дети способны не только самостоятельно характеризовать звук, но и графически обозначать на шаблоне Звукобуквенного цветка. Используются условные модели при дифференциации твердости-мягкости согласных звуков.
Подготовка к обучению грамоте, так же не обходиться без использования приемов наглядного моделирования. Например: дидактическое пособие «Идем в гости к букве» или индивидуальные альбомы «Я учусь читать», в котором дети могут упражняться в навыках звукобуквенного анализа и синтеза.
Метод наглядного моделирования активно применяется при планировании групповых итоговых мероприятий и проектов. Где ребята самостоятельно придумывают и моделируют праздник, сценарий и этапы подготовки к этому событию, тем самым проявляют творческую активность, самостоятельность и инициативность.
Таким образом, использование метода наглядного моделирования в коррекционно-образовательной деятельности с детьми с ТНР :
- мотивирует и вызывает интерес к образовательной деятельности;
-облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью;
- учит детей видеть главное, систематизировать полученные знания, применяя графическую аналогию, развивает мыслительные и в целом психические процессы;
- развивает и совершенствует языковые средства общения у воспитанников и помогает при подготовке к обучению в школе.