Кищенко Ольга Васильевна
Опыт работы «Математика без принуждения, или Развитие математических способностей посредством игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Необходимость реализации ФГОС ДО ставит перед педагогом задачу построить образовательную деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования).
Поэтому, несколько лет назад я поставила перед собой задачу: организовать работу по математическому развитию воспитанников в интересной для них форме, развивая их познавательные интересы и познавательные действия в различных видах деятельности и прежде всего на основе игр.
Публикация «Опыт работы „Математика без принуждения, или Развитие математических способностей посредством игровой деятельности“» размещена в разделах
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Хочу представить вашему вниманию как происходит познавательное развитие детей по их интересам с помощью мотивации, организации игровой ситуации на примере сюжетной игры «К нам пришли гости».
Я - ввожу детей в ту или иную игровую ситуацию – организовываю беседу, сообщаю им, что к нам сегодня в гости собираются прийти подружки. (Приход 5 кукол).
Побуждаю вместе придумать сюжет и ввожу правила, способствующие формированию математических и сенсорных представлений – спрашиваю у воспитанников «Чем бы нам заняться с гостями, чтобы не скучно было?
Опираясь на предложения детей - угостить гостей чаем, мы решаем накрыть на стол - поставить каждому чашку, разложить печенье.
Возникла проблемная ситуация – сколько чашек нужно?
Воспитанники с удовольствием готовят стол для кукол. Один ребенок ставит чашки напротив каждой игрушки. И считает, сколько он поставил чашек - четыре.
Я от имени одной из кукол уточняю: 5 кукол и 4 чашки – сравните, чего больше?
Ответы детей: 5 кукол больше, чем 4 чашки.
Воспитатель: 4 чашки и 5 кукол сравните, что меньше?
Ответы детей: 4 чашки меньше, чем 5 кукол.
Спрашиваю, как сделать так, чтобы и кукол, и чашек стало поровну?
Дети обсуждают два способа уравнивания предметов: путем добавления или убавления одного предмета.
Участвую в игре, веду ее так, чтобы использовать для достижения возможно большее число дидактических задач.
Я подвожу детей к пониманию, что не хорошо выгонять одного гостя, как же лучше поступить? Дети предлагают добавить чашку. Снова пересчитывают кукол и чашки и проходят к выводу, что их по 5, поровну.
От имени другой куклы уточняю, каких цветов чашки?
Куклы просят угостить их печеньем, и снова возникает необходимость пересчитать или «приложить» к каждой кукле одно печенье.
Таким образом, в данной игровой ситуации воспитанники закрепляют умение детей считать до 5. Формировать представление о равенстве и неравенстве двух групп предметов на основе счета и способа сравнения количества предметов путем приложения.
Куклы начинают спорить, какой формы каждой из них досталось печенье – воспитанники закрепляют умение различать круг, квадрат, треугольник.
Отбирая игры, я исхожу из того, какие программные задачи буду решать с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей.
При подготовке к совместной игровой деятельности я разбираю игру с точки зрения ее структуры: дидактическая задача, содержание, правила, игровое действие.
Забочусь о том, чтобы в игре дети закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения и в то же время не превращали игру в занятие или упражнение. Я детально продумываю, как, выполняя программную задачу, сохранить игровое действие и обеспечить возможность каждому ребенку активно действовать в игровой ситуации.
Куклы поели, попили чай, спрашивают у детей – что теперь мы будем делать?
Дети предлагают поиграть, порисовать.
Куклы предлагают научить детей играть в новую интересную игру (Игровое упражнение «Найди свое место»)
Получив от детей согласие, одна из кукол начинает сомневаться, что дети смогут выполнить ее правила и показывает фигуры, предлагает назвать форму и показать какие действия можно выполнять с ними.
Показывает квадрат:
- Как называется фигура? (Квадрат).
- Что у него есть? (Стороны и углы).
- Какие действия можно с ним выполнить? (Поставить).
Показывает круг:
- Как называется фигура? (круг).
- У него есть углы и стороны? (Нет, он гладкий).
- Какие действия можно с ним выполнить? (Прокатить).
Показывает треугольник:
- Как называется эта фигура? (треугольник).
- Чем похожи квадрат и треугольник? (у них есть стороны и углы).
Кукла хвалит детей, раздает им фигуры и объясняет:
- Пока я буду стучать в бубен, вы ходите в разных направлениях. Как только бубен замолчит вам надо найти свое место. (Всем детям с кругами, треугольниками, квадратами стать в обручи - договорившись между собой в какой)
Игра повторяется несколько раз.
Я являюсь участником игры, играю с ними, стремлюсь вовлечь как можно больше детей, постепенно подвожу их к умению следить за действиями и словами товарищей, т. е. интересуюсь процессом всей игры. Подбираю такие игры, в процессе которых дети должны вспомнить и закрепить определенные понятия.
Куклы вспоминают, что дети предлагали еще порисовать и сообщают, что принесли детям в подарок недорисованные картинки. (Проводится игра «Преврати круг»). Куклы спорят между собой, на что похожи круги и во что их можно превратить.
Я прошу детей помочь куклам. Дети предлагают свои варианты ответов и дорисовывают круги.
Куклы отмечают старания детей, наиболее активных воспитанников и прощаясь уходят.
В результате такой игровой деятельности основанной на сочетании сюжетных и дидактических игр у воспитанников
- формируются умения упорядочивать, обобщать, группировать, классифицировать предметы по признакам;
-закрепляются представления в различении и названий форм, цвета, величины, пространственных отношений;
- происходит развитие познавательных интересов и способностей, воображения, закрепление сенсорных эталонов.
Осуществляется интеграция образовательных областей «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие».
Реализуется ФГОС ДО - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
Спасибо за внимание.