Юлия Юрьевна Карачкова
Мастер-класс с применением дидактической игры по обучению грамоте «Весёлый Звуковичок»
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель логопед/дефектолог Карачкова Ю. Ю.
Цель: подготовка старших дошкольников к обучению грамоте.
Задачи:
1. Создавать условия для обучения грамоте детей в детском саду;
2. Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие для формирования навыков звукового анализа, умения определять место звука в слове.
3. Развивать образное мышление, воображение, память, коммуникативные способности.
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Проекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
4. Дифференцировать оппозиционные фонемы по твердости-мягкости и глухости-звонкости;
5. Уточнять и обогащать словарный запас дошкольников;
Возрастная группа: подготовительная к школе группа.
Форма проведения: индивидуальная и подгрупповая.
Занимательные игровые ситуации научат ребенка рассуждать, анализировать, сравнивать, делать самостоятельные выводы.
Игровой комплект состоит: из игрового поля, перечня слов-картинок, карточек-окошек для домиков, слов-картинок. В игровой набор также входят цветные круглые жетоны (по 6 жетонов, соответствующих цвету домиков).
Игру-занятие можно проводить как индивидуально, так и с подгруппой детей из 3-6 человек. Проводит игру ведущий-взрослый (воспитатель, учитель-логопед, учитель-дефектолог, родитель) который перед началом игры объявляет правила, а затем контролирует правильный ход игры.
Ход мастер-класса
Организационный момент:
Ребята, к нам в группу пришла необычная электронная почта. Давайте послушаем от кого оно?
- Мои дорогие юные друзья! Я Звуковичок. Сегодня, я вас приглашаю в гости, в мой сказочный городок! Мне так хочется узнать, чему же вы научились на занятиях по обучению грамоте в детском саду.
Вариант 1
Цель: определение гласного звука в словах-картинках.
Материал для игры : игровое поле, наборы карточек-окошек и слов-картинок. Цветные жетоны по количеству игроков.
Подготовка к игре: ведущий закрывает окошки домиков игрового поля карточками-окошками, на которых изображена позиция выбранного гласного звука в слове. Для того чтобы было понятно, какой звук в слове необходимо найти, на карточке обозначен его зрительный образ-буква. Рядом с игровым полем раскладываются отобранные слова-картинки. После подготовки к игре ведущий предлагает детям занять места вокруг игрового поля и начинает рассказ:
«Нас окружает мир разных удивительных звуков. Звуки бывают разные : неречевые, которые издают машины, предметы, явления природы, и речевые, которые произносим мы с вами. Звуки, которые не встречают преград в виде зубов, языка и произносятся свободно, с помощью губ и голоса, называются… (гласные звуки). Перед вами городок. В домиках которого живут известные вам гласные звуки. Они стоят в начале слов, середине или в конце, как показано на схеме в их окошках. А это Звуковичок, забавный человечек, который любит ходить в гости к звукам по дорожкам. Его путешествия не такие уж и легкие, как вам кажется. Для того чтобы добраться до домика звука, необходимо быть очень внимательным, уметь слушать слова и выделять звуки в них. Давайте вместе со Звуковичком отправимся в путешествие и поможем ему навестить своих друзей».
Проведение игры : с помощью считалки определяем игрока, который первым начнет игру. Следующие игроки определяются по часовой стрелке. Первый игрок берет слово-картинку с центра игрового поля. Затем правильно произносит её название. Ведущий – взрослый – контролирует ответ ребёнка. При неправильном или неточном воспроизведении названия картинки поправляет игрока, дает правильный образ ответа, просит повторить слово ещё раз. Затем ребёнок определяет звук в названном слове и кладет карточку на дорожку, ведущую к домику с названным звуком. Игра продолжается до тех пор, пока все дорожки не будут закрыты картинками. Затем ведущий раздаёт каждому ребёнку цветной жетон, соответствующий цвету домика звука, и просит игроков внимательно посмотреть на картинку 1 минуту. Дети закрывают глаза, а ведущий переворачивает картинки обратной стороной. Игроки открывают глаза и по очереди «ведут Звуковичка» к домику своего звука, вспоминая картинки на заданный звук и переворачивая их. Выигрывает тот, кто вспомнит и правильно назовет все картинки. Победителей может быть несколько. А если все ребята справились с заданием, значит игра была проведена продуктивно. Звуковичок обязательно должен услышать аплодисменты всех участников игры.
Вариант 2
Цель: определение согласного звука в словах-картинках.
Материал для игры : игровое поле, наборы карточек-окошек и слов-картинок, цветные жетоны по количеству игроков (6 штук). Материал для игры может быть подобран педагогом согласно программным требованиям или знаниям и умениям детей на момент игры.
Подготовка к игре: ведущий закрывает окошки домиков игрового поля карточками-окошками, на которых изображены позиции согласного звука в слове.
Проведение игры : игра проводится аналогично варианту 1. отличием является определение согласного звука в слове.
Вариант 3
Цель: определение места звука в словах-картинках.
Материал для игры : игровое поле, наборы карточек-окошек и слов-картинок, цветные жетоны по количеству игроков (6 штук). Материал для игры может быть подобран педагогом или родителем в зависимости от задач, которые параллельно он собирается решать в ходе данной игры. Это могут быть:
1. Дифференциация твердого и мягкого согласных звуков.
2. Дифференциация звонкого и глухого согласных звуков.
Подготовка к игре: ведущий закрывает 3 окошка домиков игрового поля карточками-окошками, на которых согласный твёрдый звук представлен в разных позициях: в начале слова, в середине, в конце и 3 окошка домиков игрового поля карточками – окошками, на которых согласный мягкий звук представлен в разных позициях: в начале слова, в середине, в конце. В центр игрового поля кладут слова-картинки.
Проведение игры : ведущий напоминает детям о том, что согласные звуки могут быть твердые и мягкие. Затем все вместе вспоминают правильное произношение твердого звука и его мягкой пары. В городе звуков есть домики, в которых твердый звук живёт в начале слова (ведущий указывает на домик с соответствующей схемой в окошке, в середине слова (ведущий указывает на домик с соответствующей схемой в окошке) и в конце слова (ведущий указывает на домик с соответствующей схемой в окошке). И домики, в которых мягкий звук живёт в начале слова (ведущий указывает на домик с соответствующей схемой в окошке, в середине слова (ведущий указывает на домик с соответствующей схемой в окошке) и в конце слова (ведущий указывает на домик с соответствующей схемой в окошке). Первый игрок берет слово-картинку. Называет её. Определяет, какой звук есть в этом слове. Затем определяет позицию звука в слове и кладёт карточку на дорожку, ведущую к соответствующему домику. В конце игры каждому игроку раздаются цветные жетоны, соответствующие цвету домиков звуков. Дети садятся напротив домиков в соответствии с жетонами. Затем ведущий просит внимательно посмотреть на картинки 1 минуту. Дети закрывают глаза, а ведущий переворачивает картинки обратной стороной. Игроки открывают глаза, по очереди «ведут Звуковичка» к домику своего звука, вспоминая картинки с заданным звуком в определённой позиции и переворачивая их. Выигрывает тот, кто вспомнит и правильно назовёт все картинки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Богомолова А. И. «Логопедическое пособие для занятий с детьми». Издательство «Библиополис», Спб, 1994.
2. О. А. Романович, Н. А. Цибанова «Методические рекомендации по использованию настольных логопедических игр-занятий для детей 5-7 лет». Издательство «Учитель», 2013г.
3. Ткаченко Т. А. «Если дошкольник плохо говорит. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет» М., Эксмо, 2017г.
4. Ткаченко Т. А. «В школу без дефектов речи. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет» М., Эксмо, 2017г.
5. Лалаева Р. И. Логопедия «Методическое наследие. Дислексия, дисграфия». М., Владос, 2007.
6. Пожиленко Е. А. «Волшебный мир звуков и слов». Владос, 2001.