Анастасия Миронова
Мастер-класс» «Повышение компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №7»
Мастер – класс
с участием родителей
«Повышение компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
Подготовила:
учитель – логопед
Миронова А. М.
г. Вилючинск, 2021
Пояснительная записка
Темочки:
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» ноябрь 2022
Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. Поэтому в своей работе уделяю большое внимание сотрудничеству с родителями. Помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Потому что, во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим ребенком. Поэтому важно сознательное участие в этом процессе родителей.
Исходя из этого, я поставила цель совместной работы: формирование активной позиции родителей, привлечение их внимания к процессу коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями.
Задачи
- повысить уровень педагогической компетентности родителей в вопросах профилактики речевых нарушений у дошкольников и побудить желание заниматься с ребенком в домашних условиях.
- создавать благоприятный климат в семье, бережное и щадящее отношение к речевому развитию ребенка;
- активизировать педагогический потенциал родителей.
-обучать родителей конкретным приемам логопедической работы.
Работа с родителями ребенка, имеющего речевые нарушения — достаточно сложный процесс, поскольку не всегда речевые проблемы ребёнка воспринимаются родителями адекватно. Можно условно разделить родителей детей с речевыми нарушениями на две категории :
- родители, которые предъявляют повышенные требования к речи ребенка.
- родители, которые не обращают внимания на нарушения речи, игнорируют рекомендации учителя — логопеда закреплять изученный материал в домашних условиях.
Часто родители самоустраняются от образовательного процесса, объясняя это нехваткой времени и педагогических знаний в вопросах развития речи детей. Логопед должен помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, убедить в необходимости закреплять изученный материал в домашних условиях, ознакомить с приемами обучения и развития речи. Ведь от того насколько подготовленным придет малыш в первый класс, зависит его дальнейшее обучение.
Федеральные образовательные стандарты дошкольного образования ориентирует педагогов ДОУ на необходимость участия родителей в реализации программы, в создании условий для своевременного полноценного развития ребёнка дошкольного возраста. Родители должны стать активными участниками образовательного процесса, всех педагогических проектов, независимо от тематики и доминирующей деятельности
Чтобы родители помогали детскому учреждению, их надо «впустить» в него. Руководствуясь этим принципом и девизом «Родитель – не гость, а полноправный член команды ДОУ» учитель-логопед должен строить свое общение с родителями. Сейчас нет строгой регламентации работы с родителями, поэтому каждый логопед может выбирать самостоятельно проблемы, интересующие родителей и освещать их в удобной для него форме. Тем не менее, работа учителя-логопеда с родителями детей определена как обязательная и входит составной частью в программы обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития.
Таким образом, можно сделать выводы о том, что роль родителей в процессе речевого развития ребенка неоспорима. Объединение усилий учителя-логопеда и родителей в коррекционной работе позволяет стать более компетентными в вопросах развития речи, осознанно и действенно участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитании.
Цель мероприятия:
Привлечение внимание родителей к доступным методам профилактики и коррекции речевых нарушений.
Задачи мероприятия:
- познакомить родителей с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей;
- повысить грамотность родителей в области развивающей и коррекционной педагогики;
- пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребенка.
Оборудование: презентация, смайлики, буклеты, индивидуальные зеркала, ватные диски, коктельные трубочки, пластиковые стаканчики, воздушные шары, бабочка из папирусной бумаги, вертушка, пластиковые губы для развития воздушной струю
Сценарий мастер - класса
I. Организационный момент: (СЛАЙД 1)
Логопед: - Добрый день уважаемые родители! Я рада вас видеть!
Сегодня я проведу с Вами логопедический мастер – класс. Познакомлю вас с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей. Предлагаю вам совершить путешествие. Мне очень хочется, чтобы это путешествие запомнилось всем улыбками, хорошим настроением, а самое главное-полезными знаниями, полученными в ходе мастер- класса. Ну что мы начинаем!
(СЛАЙД 2 И МУЗЫКА НА ПАРОВОЗЕ) Путешествовать мы с вами будем вот на этом паровозике (звучит музыка из мультфильма «Паровозик из Ромашково»). Для начала предлагаю сделать не большую разминку.
- а вот и первая станция.
Станция «Разминка» (СЛАЙД 3)
Логопед:
Игра «доскажи словечко»
У меня игра для вас,
Я начну стихи сейчас,
Я начну, вы продолжайте,
Хором слово добавляйте!
Поднимаем выше руки
Произносим громко… звуки
Звук становится приятен
Лишь тогда, когда … понятен
Буквы видеть, звуки слышать,
И писать, произносить,
Помогает нам без бед
Наш учитель … логопед
Для язычка нужна нежная пластика –
Артикуляционная … гимнастика
Чтобы четко говорить
Нужно с пальцами … дружить
Будем вместе мы беречь
Нашу правильную … речь.
А мы приближаемся к следующей станции. (СЛАЙД 4)
Станция «Теоретическая
Логопед:
известно, что любое нарушение легче предупредить, чем исправить.
Профилактика речевых нарушений – это система мер по предупреждению речевых нарушений. Она является одной из важнейших задач образовательного учреждения и является неотъемлемой частью логопедической работы.
Важную роль в профилактике речевых нарушений играет совместная работа педагогов и родителей.
(СЛАЙД 5) Неполноценная речевая деятельность негативно влияет на все сферы личности: (СМОТРЯТ СЛАЙД) Я ПАРУ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ГОВОРЮ)
- затрудняется развитие познавательной деятельности;
- снижается продуктивность запоминания;
- повышенной утомляемостью;
- дети с трудом овладевают мыслительными операциями;
- нарушается практически все формы общения и межличностного взаимодействия;
- существенно тормозится развитие игровой деятельности, имеющее ведущее значение для общего психического развития и становление личности ребенка.
Поэтому для повышения эффективности системы профилактики и коррекции речевых нарушений необходимо, чтобы она осуществлялась специалистами, педагогами ДОУ и родителями.
(СЛАЙД 6) Основные направления работы по профилактике речевых нарушений :
- развитие артикуляционной моторики;
- развитие мелкой моторики;
- развитие речевого дыхания;
- формирование фонематического слуха.
В результате систематической работы по вышеперечисленным направлениям у детей происходит : (СЛАЙД 7) ЧИТАЮ СО СЛАЙДА
- улучшение памяти, внимания, мышления;
- улучшение общего эмоционального состояния;
- повышается работоспособность, уверенность в себе;
- стимулируются двигательные функции;
- снижается утомляемость;
- развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;
- стимулируется речевая функция;
И мне бы сегодня хотелось, уважаемые родители, поближе познакомить вас с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей.
Буду рада, если предложенные рекомендации для занятий с ребенком в домашних условиях окажут положительное воздействие на развитие речи.
Мы приближаемся к следующей станции
Станция артикуляционная (СЛАЙД 8)
Логопед:
Чтоб ясно быстро, четко
И легко заговорить
языком придется много
И активно шевелить.
Неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы является артикуляционная гимнастика.
Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.
- А сейчас предлагаю проделать артикуляционную гимнастику, но она будет нетрадиционной очень полезной и вкусной.
Для гимнастики можно использовать любые сладости и вкусности, которые есть в наличии, главное, чтобы у ребенка не было аллергии.
1. «Мармеладные упражнения». Необходимо один конец такой же мармеладки сжать губами, а другой конец натянуть рукой. Задача ребёнка – постараться подольше удерживать мармеладку губами.
2. «Упражнения с соломкой». Ребенок удерживает соломку на верхней губе языком. Можно обыграть: «Появились усики!»
3. «Упражнение с мини- сушками» Надев мини-сушку ребенку на кончик языка, просим удержать ее под счет до 10.
4. «Упражнения с виноградом» Предлагаем ребенку поиграть в футбол. Для этого он перекатывает во рту от одной щеки к другой крупную виноградинку, вишню, сухарик, крупную круглую карамельку и т. д.
Но вот мы уже приближаемся к следующей станции.
Станция «Пальчиковая» (СЛАЙД 9)
Логопед:
Много могут пальчики-озорные мальчики:
Могут карандаш держать, чтоб картинки рисовать,
Могут пальчики лепить, из бумаги птиц сложить,
Человечков, дом, зверей. Поиграем поскорей!
О пользе пальчиковой гимнастики наверно наслышаны все. В настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Поэтому очень полезно делать ребенку массаж кистей рук, также пальчиковые игры и пальчиковую гимнастику.
Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание ребенка с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают.
Я предлагаю вам тоже выполнить пальчиковую гимнастику
1. Упражнение «Листочек» (с использованием листа бумаги)
Мы листочки сомнем
Наши ручки разомнем,
А теперь мы их расправим.
Будут ровные у нас,
Наши листики сейчас.
2. Дорожки
- Ну а нам пора продолжать свой путь
Станция дыхательная (СЛАЙД 10)
Логопед:
Носиком дышу,
Дышу свободно,
Глубоко и тихо –
Как угодно.
Выполню задание,
Задержу дыхание.
Раз, два, три, четыре –
Снова дышим:
Глубже, шире.
Очень благотворно влияют игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и чёткое произношение звуков.
Полезно ежедневно выполнять с детьми дыхательные упражнения и игры. Дуть на легкие шарики, бумажные полоски, играть на музыкальных инструментах, дуть на привязанные к ниточке ватные палочки, бумажные игрушки, сдувать их со стола.
- Я предлагаю вам некоторые игры и упражнения для развития правильного речевого дыхания у детей.
(родители выполняют упражнения используя предложенное оборудование)
Упражнения для речевого дыхания
1. «Смешарики проголодались»
2. Бутылочки
3. дорожки
Вот следующая станция.
Станция «Послушные ушки» (СЛАЙД 11)
Логопед:
Жизнь была бы страшно скучной
Если б жизнь была беззвучной.
Как прекрасно слышать звук.
Шум дождя и сердца стук!
Мы кричим, смеемся, дышим.
Мы слова и мысли слышим.
Слышим даже тишину,
Мир без звуков был бы грустный.
Серый, скучный и «невкусный».
Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым осуществляются различения слов, близких по звучанию. Хорошо развитый фонематический слух обеспечивает правильное формирование звукопроизношения, четкое и внятное произношение слов в соответствии с общепринятыми нормами.
Для развития фонематического слуха с детьми проводят различные игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений или подобрать слова с заданным звуком, различать на слух слова, произнесенные неправильно, определять место звука в слове, делить слова на слоги.
И начнем мы с вами играть именно с этих игр:
- на развитие фонематического слуха и слухового внимания.
Очень важно учить ребенка, прислушиваться к окружающим его звукам, отличать на слух разные звуки (неречевые и речевые).
Предлагаю поиграть в одну из них.
«Исправь ошибки Незнайки».
Цель: развивать фонематический слух, различать на слух слова, произносимые неправильно.
Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки.
Коса прыгнула через забор.
Колова дает вкусное молоко.
Рошадь жует сочную траву.
Кочка ловит мышку.
Собаха сторожит дом.
«Хлопки».
Цель: развития слухового внимания и восприятия на речевом материале.
Я сейчас буду называть вам слова, как только назову слово обозначающее животное, вы должны хлопнуть в ладоши. При произнесении других слов, хлопать нельзя. Тот, кто ошибается, выходит из игры.
«Поэт» (логопед читает двустишие, выделяя последнее слово в первой строке, и предлагает ребенку выбрать для рифмы одно слово из предложенных).
Шепчет ночью мне на ушко сказки разные… (рубашка, перина, подушка)
Две сестрички, две лисички отыскали где- то… (щетку, ложку, спички)
Говорила мышка мышке: до чего люблю я… (сыр, мясо, книжки)
Серый волк в густом лесу встретил рыжую (лису, белку)
Опустела мостовая и уехали… автобусы, трамваи, такси).
Заключительная часть
(СЛАЙД 12) Наш паровозик возвращает нас в детский сад. А это значит, наше путешествие подошло к концу надеюсь, оно вам понравилась,
(СЛАЙД 13) Уважаемые родители, я продемонстрировала вам вариативность использования разнообразных методов и приёмов для развития речи детей. Данные приёмы оказывают положительное воздействие на речевое развитие, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса.
Хочется поблагодарить всех за активное участие.
Цель мероприятия:
Привлечение внимание родителей к доступным методам профилактики и коррекции речевых нарушений.
Задачи мероприятия:
- познакомить родителей с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей;
- повысить грамотность родителей в области развивающей и коррекционной педагогики;
- пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребенка.
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОД (ТРАД) Авторы пальч. гим:
Чернова,темофеева
- анкетирование
- род. собрания
- консультации- индив. беседы
- речевые праздники
- информация в группах
НЕ ТРАДИЦ
-досуговые
-познавательные
- наглядно- информационные
-познавательные
Авторы дых гимн
Стрельникова,щетинин.
Технологии с детьми:
1. тех. логопедического обследования (Волкова,Чиркина)
2. тех. коррекциизвукопроизношения (Филичива,чиркина,шаховская,ткаченко)
3. тех. формирования речевого дыхания (стрельникова, белякова)
4. тех. развития лек- грам строя речи (нищева,филичева,ткаченко,чиркина)
5. тех. разв связной речи (Ефименкова, ткаченко)
В практической деятельности с детьми технологии:
1. тех проблемного обучения (создание проблемных ситуаций)
2. тех развивающего обучения (взаимодействие детей с окруж. средой)
3. тех. сотрудничества
4. тех. дифференцированного обучения (при работе учитиываю ур. реч. развития)
5. игровые технологии (игрв на занятиях) нетрадиц и иновационные
6. здоровьесберегающие тех (сказкатерап,песочная терапия,кинезиология,логоритмика)
7. информационные технологии (компьютерные игры,видеопрезентации видеозанятия)
ПАЛЬЧИК ГИМН
1. Упражнение «Листочек»
Мы листочки сомнем
Наши ручки разомнем,
А теперь мы их расправим.
Будут ровные у нас,
Наши листики сейчас.
2. Дорожки
Список литературы
1. Н. Г. Алтухова «Научитесь слышать звуки». СПб. : Издательство «Лань», 1999.— 112 с. - (Учебники для вузов. Специальная литература
2. Крупенчук О. И Научите меня говорить правильно! – Санкт – Петербург: Издательский дом «Литера», 2006 г.
3. Краузе Е. Н. Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста. Издательство: Корона – Принт, 2008 г.
4. Стребелева Е. А. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания: Методическое пособие - 2-е изд. – М. : Издательство «Экзамен», 2004 г
5. Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии. – М. : Просвещение, 1989 г.
6. В. Цвынтарный «Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем». Издательство: Центрполиграф 2005г.
7. Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова «Формирование звукопроизношения у дошкольников» Учебный комплект по логопедии. / Под ред. Профессора Т. Б. Филичевой - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2001